Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Комплексный сервис" Л*** И.В. на постановление судьи Щербинского районного суда города Москвы от 21 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Комплексный сервис", УСТАНОВИЛ:
17 июля 2020 года главным специалистом Московской жилищной инспекции (далее - Мосжилинспекция) в отношении ООО "Комплексный сервис" (далее также - Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Щербинский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Щербинского районного суда города Москвы от 21 августа 2020 года ООО "Комплексный сервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Комплексный сервис" Л*** И.В. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что Общество обратилось с иском в Арбитражный суд города Москвы о признании недействительными предписаний N *** от 26 марта 2020 года и N *** от 3 июля 2020 года; решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-139851/20-84-996 о признании недействительными предписаний обжалуется в Девятом арбитражном апелляционном суде.
В судебное заседание законный представитель ООО "Комплексный сервис" или защитник, извещённые в установленном порядке о месте и времени рассмотрения жалобы, не явились, не подавали ходатайство об отложении слушания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи.
Согласно материалам дела, ООО "Комплексный сервис", находящееся по адресу: город Москва, Десёновское поселение, улица Нильса Бора, владение 18, сооружение 1, являясь управляющей компанией по управлению многоквартирным домом 8 по улице Андерсена поселения Десёновское города Москвы (лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 22.04.2015 N ***) на основании договора управления многоквартирным домом от 30 мая 2016 года, в срок до 9 июня 2020 года не выполнило предписание N *** Мосжилинспекции от 26 марта 2020 года: не произвело перерасчёт платы "содержание и ремонт" по квартире 2 с января 2019 года по марта 2020 года с применением при начислении ставки, утверждённой решением общего собрания собственников многоквартирного дома (вопрос 9 повестки дня Протокола от 18.07.2017); не произведён перерасчёт начислений за услугу "обеспечение пропускного режима" по квартире 2, начисленных по ставке 230 рублей, исходя из размера ставки 130 рублей, утверждённой общим собранием собственников.
Указанное бездействие ООО "Комплексный сервис" квалифицировано по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Комплексный сервис" административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 17 июля 2020 года; распоряжением заместителя начальника Мосжилинспекции о проведении внеплановой, документарной проверки от 29 июня 2020 года N ***; актом проверки исполнения предписания N *** от 3 июля 2020 года; предписанием N *** от 26 марта 2020 года; обращением С*** К.К.; протоколом Общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, пос. Десёновское, ул. Андерсена, дом 8 от 18 июля 2017 года; договором управления многоквартирным домом от 30 мая 2016 года, а также другими материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришёл к обоснованному выводу о наличии в бездействии ООО "Комплексный сервис" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы заявителя на обращение Общества с иском в Арбитражный суд города Москвы о признании недействительными предписаний N *** от 26 марта 2020 года и N *** от 3 июля 2020 года и обжалование решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-139851/20-84-996 о признании недействительными предписаний в Девятый арбитражный апелляционный суд, не влияют на законность постановления судьи районного суда по делу об административном правонарушении.
Так, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2021 года N 09АП-21729/2021 по делу N А40-139851/20 решение Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2021 года, которым оставлено без удовлетворения заявление ООО "Комплексный сервис" о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции города Москвы от 26.03.2020 N ***, от 03.07.2020 N ***, оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При этом арбитражные суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Требования по содержанию общего имущества в многоквартирном доме установлены положениями ст. 39 ЖК РФ и утвержденными в соответствии со ст. 156 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Размер платы за коммунальные услуги определяется согласно положениям ст. 157 ЖК РФ и утвержденным в соответствии Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Положения ЖК РФ не возлагают обязанность на собственников помещений в многоквартирном доме нести иные расходы, не предусмотренные положениями ст. ст. 153 - 158 ЖК РФ.
Работы, входящие в перечень услуг по содержанию и ремонту общего имущества, определены в постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме надлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), а также минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Согласно протоколу N 1 от 18.07.2017 собственников жилого дома вопросом 9 повестки дня являлось утверждение тарифа за содержание общего имущества жилого дома.
В п. 4.1 договора управления жилым домом предусмотрено, что размер платы за помещение для собственника устанавливается по ценам и ставкам за содержание и ремонт жилого помещения за 1 кв. м в месяц, устанавливаемым уполномоченным государственным (муниципальным) органом власти, если на общем собрании собственников помещений не принято решение о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Положение вопроса 9 протокола N 1 от 18.07.2017 не отсылает и не связывает тариф в размере 25, 19 руб./кв. м с решением органа местного самоуправления.
Размер ставки прописан в размере 25, 19 руб./кв. м.
В соответствии с протоколом N 1 от 18.07.2017 (вопрос 9 повестки дня) собственниками жилого дома утверждена ставка "содержание и ремонт".
Применение размера платы за помещение для собственника установленного по ценам и ставкам за содержание и ремонт жилого помещения за 1 кв. м в месяц органом местного самоуправления неправомерно, что следует из положения п. 4.1. договора управления, который предусматривает изменение размера платы за помещение для собственника в случае изменения цены/ставки за содержание и ремонт жилого помещения за 1 кв. м в месяц уполномоченным государственным (муниципальным) органом власти ввиду принятия указанного решения общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Общее собрание собственников является высшим органом управления домом.
Ставка в размере 25, 19 руб./кв. м утверждена общим собранием собственников в соответствии с протоколом N 1 от 18.07.2017.
При таких обстоятельствах, если бы общим собранием собственников не была утверждена ставка, то действовала бы ставка утвержденная органом местного самоуправления.
В п. 4.1 договора управления не сказано, что для утверждения ставки на общем собрании собственников необходимо выбрать управляющею компанию.
Согласно п. 9.4 договора управления при отсутствии решения общего собрания собственников или уведомления управляющей организации о прекращении договора по окончании срока его действия, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.
Данный договор не был признан недействительным, является действующим.
Услуга "обеспечение пропускного режима" не относится к коммунальным услугам, перечисленным в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.
Такая услуга не относится также к содержанию или ремонту жилого помещения, является дополнительной услугой.
Ставка за обеспечение пропускного режима была утверждена первоначально в размере 130 руб. в месяц с квартиры на основании протокола N 1 общего собрания собственников от 18.07.2017 (вопрос 11 повестки дня).
Большинством голосов собственников жилого дома после усиления охраны (пропускного режима) была добавлена экстренная кнопка вызова по договору с Росгвардией, произведена смена частного охранного предприятия, утверждена плата в размере 230 руб. в месяц.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Услуги, которые не предусмотрены положением ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, являются дополнительными, подлежат утверждению на общем собрании собственников в порядке, предусмотренном ст. ст. 44 - 48 ЖК РФ, либо согласовывается с собственниками помещений при подписании соответствующего договора, заключаемого в порядке ст. 421 ГК РФ.
Решение общего собрания собственников жилого дома об утверждении ставки/размера платы за услугу "обеспечение пропускного режима" в размере 230 руб. в месяц действует с момента принятия решения с 26.03.2020.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников от 26.03.2020 (вопроса 8 повестки дня) утверждено обеспечение пропускного режима на территории ЖК "***", утверждена цена за такое обеспечение в размере 230 руб. в месяц с квартиры.
Данным решением общего собрания собственников стоимость обеспечения внесена в единый платежный документ отдельной строкой с момента заключения соответствующего договора управляющей компанией.
Как следует из материалов дела, договор с управляющей компанией заключен не был.
Договором управления жилым домом не предусмотрено оказание дополнительных услуг.
Таким образом, предписание N *** Мосжилинспекции от 26 марта 2020 года является законным и не отменено в установленном порядке, в связи с чем бездействие Общества, связанное с его невыполнением в срок, образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что к выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств судьёй районного суда проверена, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка.
При назначении наказания судья районного суда учёл данные о юридическом лице, а также характер совершённого им административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области порядка управления.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Комплексный сервис" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Щербинского районного суда города Москвы от 21 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Комплексный сервис" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Комплексный сервис" Л*** И.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.