Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Славянка" фио на постановление судьи Дорогомиловского районного суда Москвы от 04 марта 2021 года, которым
Общество с ограниченной ответственностью "Славянка" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде штрафа в размере сумма, УСТАНОВИЛ:
31 декабря 2020 года составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Славянка".
Дело передано на рассмотрение в Дорогомиловский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Славянка" фио просит судебное постановление отметить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, поскольку Общество принимает все зависящие от него меры по оповещению посетителей о необходимости применения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ). В дополнение к указанным мерам Общество проводит при входе в Торговый развлекательный центр "ОКЕАНИЯ" измерение температуры; производиться регулярная дезинфекционная обработка; установлено социальное дистанцирование в местах скопления людей, путем размещение разметки на напольном покрытии, а также информационных табличках о соблюдении дистанции.
В судебное заседание законный представитель ООО "Славянка" не явился, извещен о времени и месте судебного слушания надлежащим образом, направил защитника Раскину О.М, которая доводы жалобы поддержала в полном объеме. Защитник пояснила, что при входе в ТРЦ "ОКЕАНИЯ" висят объявления об использовании посетителями и сотрудниками магазинов СИЗ, по громкой связи периодически звучат объявления об использовании СИЗ и рекомендациями держать дистанцию в 1.5 - 2 метра между гражданами. Сотрудники охраны ТРЦ "ОКЕАНИЯ" при входе проводят измерение температурного режима, а также проверяют наличие у посетителей и сотрудников масок и перчаток, а также их надлежащее использование.
Главный инспектор ОАТИ адрес фио в судебном заседании пояснил, что 15 декабря 2020 года провел наблюдение ТРЦ "ОКЕАНИЯ" по соблюдению ООО "Славянка" в помещении торгового зала обеспечение посетителей средствами индивидуальной защиты, где выявил, что посетители находятся без масок и перчаток. В отношении конкретных физических лиц были составлены протоколы об административном правонарушении, также был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Славянка". Не отрицал, что при входе в ТРЦ "ОКЕАНИЯ" осуществляется контроль входа посетителей в ТРЦ работниками охраны, однако указанное не являлось достаточным по соблюдению требований п. 12.2 указа Мэра от 05 марта 2020 года N 12-УМ на адрес "Славянка".
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на основании пункта 1 которого, на территории адрес введён режим повышенной готовности.
В силу пункта 12.2 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" постановлено обязать органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Согласно п. 2.2 Требований с 12 мая 2020 года работодатели обязаны обеспечить: использование средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (пункт 2.2.1 Требований); использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами (пункт 2.2.2 Требований).
Признавая ООО "Славянка" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергая административному наказанию, судья районного суда исходил из того, что 15 декабря 2020 года в 15 час. 51 мин. по адресу: адрес, Торговый развлекательный центр "ОКЕАНИЯ", не обеспечило соблюдение посетителям использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки).
Факт совершения ООО "Славянка" указанного административного правонарушения и его вину судья районного суда сочла доказанной представленными в дело доказательствами, в том числе, фотоматериалом, протоколом об административном правонарушении.
Между тем, с такими выводами судьи районного суда, согласиться нельзя, поскольку они сделаны без надлежащей проверки всех фактических обстоятельств по делу, без правовой оценки добытых по делу доказательств.
В силу чч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
По смыслу положений ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В данном случае из материалов рассматриваемого дела, в том числе из фотоматериала, представленного административным органом с очевидностью усматривается, что в Торговом развлекательном центре "ОКЕАНИЯ" на входе имеется информация для посетителей об обязательном ношении масок и перчаток, данная информация дублируется на всех доступных, видимых местах торгового центра, имеется нанесенная специальная разметка в местах возможного скопления людей.
В представленных защитой доказательствах (фотографиях) видно, что при входе в центр находиться охрана, обеспечивающая измерение температурного режима и контроля по входу посетителями в СИЗ, на входе имеется напольная разметка, а также дополнительная графическая информация с оповещением соблюдения социальной дистанции, в том числе текстовые сообщения о ношениях СИЗ.
В фотоматериале, представленном ОАТИ, отсутствует фиксация нарушения, где работниками ТРЦ "ОКЕАНИЯ" не соблюдается ношение СИЗ.
Фиксация ОАТИ лиц, которые не соблюдают ношение СИЗ, является единичной и не свидетельствует о несоблюдении Обществом необходимых мер по защите граждан, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, ООО "Славянка" были приняты все зависящие от него меры, направленные на обеспечение реализации исполнения предусмотренных пунктом 12.2 указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-М "О введении режима повышенной готовности" и п. 2.2 Требований обязанностей, направленных на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан в период режима повышенной готовности из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В этой связи, возложенная на юридическое лицо обязанность обеспечить соблюдение гражданами требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в период режима повышенной готовности, не снимает аналогичную обязанность для граждан, предусмотренную ст. 9.4 указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-М, которая гласит, обязать граждан с 12 мая 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу; с 25 мая 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели); с 1 июня 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в иных случаях покидания места проживания (пребывания), в том числе в целях прогулки и занятий физической культурой и спортом в соответствии с приложением 8 к настоящему указу, а в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них) дополнительно использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ представленных материалов дела позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае должностным лицом административного органа, осуществившим производство по делу об административном правонарушении, не было добыто и представлено достаточных, бесспорных и допустимых доказательств, подтверждающих факт непринятия ООО "Славянка" всех зависящих от него мер для не допущения невыполнения правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Так, административным органом и в протоколе не указано, какие именно мероприятия по контролю за соблюдением масочного-перчаточного режима посетителями не выполнило Общество в лице его сотрудников, а также какие меры должны были быть предприняты сотрудниками Общества при установлении в помещении ТРЦ "ОКЕАНАРИЯ" посетителей без СИЗ.
Сам по себе факт, зафиксированный административным органом на адрес не подтверждает наличие у ООО "Славянка" вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, поскольку возложенная протоколом об административном правонарушении на Общество обязанность соблюдения социального дистанцирования в период режима повышенной готовности и обязательного ношения СИЗ, не снимают аналогичную обязанность для посетителей Общества и сотрудников магазинов, арендующих в ТРЦ "ОКЕАНИЯ" торговых и иных площадей.
С учетом приведенной нормы, установленных обстоятельств, действия ООО "Славянка" не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, так как из материала дела следует, что условия, предусмотренные пунктом 12.2 указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-М "О введении режима повышенной готовности" в данном случае ООО "Славянка" соблюдены.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ определено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника ООО "Славянка" фио удовлетворить.
Постановление судьи Дорогомиловского районного суда адрес от 04 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Славянка" отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.