Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Новожениной О.Р. и Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 7 июня 2021 года кассационную жалобу ГУ МВД России по Самарской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 22 декабря 2020 года по административному делу N 2а-2517/2020 по административному исковому заявлению ГУ МВД России по Самарской области к ТУ Росимущества в Самарской области, Управлению Росгвардии по Самарской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя ГУ МВД России по Самарской области по доверенности Карпуниной Ю.И, представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области Седуниной Ю.В, представителя ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по самарской области" Дмитриевой О.Г, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ГУ МВД России по Самарской области (далее - административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к ТУ Росимущества в Самарской области и Управлению Росгвардии по Самарской области о признании бездействия незаконным.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что на складе вооружения ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Самарской области" на временном хранении находится гражданское оружие, изъятое территориальными органами МВД России и Росгвардии по Самарской области, в отношении которого по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях судом принято решение о его конфискации (безвозмездном изъятии), а также оружие, являющееся вещественным доказательством по уголовным делам, конфискованное судом. Однако, в отношении данного оружия решения об уничтожении либо реализации не принимаются, на складе скопилось большое его количество и места для хранения не имеется.
Межведомственной комиссией проведена проверка технического состояния и работоспособности конфискованного гражданского огнестрельного оружия, в ходе которой выявлено 15 единиц, не пригодных для дальнейшей эксплуатации и реализации и 10 единиц, пригодных для дальнейшей эксплуатации и реализации. Информация с приложением соответствующих актов и судебных постановлений о конфискации направлены Управлением Росгвардии по Самарской области в ТУ Росимущества в Самарской области для принятия решения об их уничтожении, на которую получен ответ о том, что ТУ Росимущества в Самарской области полномочиями по принятию решения о способе распоряжения оружием, в том числе по его реализации, не обладает. В связи с данными обстоятельствами, административный истец обращался в адрес Управления Росгвардии по Самарской области и ТУ Росимущества в Самарской области по вопросу принятия мер по уничтожению или реализации хранящегося на складе вооружения оружия, однако указанными органами никаких мер для решения данного вопроса не принято.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, административный истец просил суд признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области и Управления Росгвардии по Самарской области, выразившееся в непринятии мер по оценке, принятию решения об уничтожении и осуществлению такого уничтожения 15 единиц конфискованного оружия, не пригодного для дальнейшей эксплуатации и реализации. Признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области и Управления Росгвардии по Самарской области, выразившееся в непринятии мер по оценке, принятию решения о реализации и осуществлению реализации 10 единиц конфискованного оружия, пригодного для дальнейшей эксплуатации и реализации.
Обязать Управление Росгвардии по Самарской области принять решение об уничтожении и осуществить уничтожение конфискованного оружия в количестве вышеуказанных 15 единиц.
Обязать ТУ Росимущества в Самарской области осуществить оценку, принять решение о реализации и осуществить реализацию конфискованного оружия в количестве вышеуказанных 10 единиц.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 23 сентября 2020 года административное исковое заявление ГУ МВД России по Самарской области удовлетворено частично; постановлено признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области, выразившееся в непринятии мер по определению способа распоряжения конфискованным оружием в количестве 25 единиц. На ТУ Росимущества в Самарской области возложена обязанность осуществить меры по определению способа распоряжения вышеуказанным конфискованным оружием в количестве 25 единиц. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 22 декабря 2020 года решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 сентября 2020 года в части удовлетворенных требований отменено с принятием нового решения, которым в удовлетворении административных исковых требований ГУ МВД России по Самарской области к ТУ Росимущества в Самарской области отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по Самарской области просит об отмене апелляционного определения суда апелляционной инстанции, как постановленного с нарушением норм материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В обоснование кассационной жалобы ее автор указывает, что конфискованное гражданское огнестрельное оружие подлежит реализации в порядке, предусмотренном Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года N 1238. В соответствии с указанным правовым регулированием обязанность по совершению действий, связанных с реализацией и распоряжением обращенного в собственность Российской Федерации имущества, в том числе огнестрельного, возложена на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы), то есть, в том числе, на ТУ Росимущества в Самарской области. Данные обстоятельства, как полагает заявитель кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции учтены не были.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела судебной коллегией кассационного суда общей юрисдикции извещены надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, как следует из материалов административного дела и установлено судами, на складе вооружения ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Самарской области" на временном хранении находится оружие, изъятое территориальными органами МВД России и Росгвардии по Самарской области, в отношении которого по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях судом принято решение о его конфискации (безвозмездном изъятии), а также оружие, являющееся вещественным доказательством по уголовным делам, конфискованное судом.
13 декабря 2018 года межведомственной комиссией из числа сотрудников ГУ МВД России по Самарской области и ЦЛРР Управления Росгвардии по Самарской области проведена проверка технического состояния и работоспособности конфискованного гражданского огнестрельного оружия, в ходе которого выявлено 15 единиц гражданского огнестрельного оружия не пригодных для дальнейшей эксплуатации, соответственно и 10 единиц, пригодных для дальнейшей эксплуатации и реализации через предприятия, имеющие лицензии на торговлю гражданским оружием с перечислением денежных средств в доход государства.
Разрешая административный спор и удовлетворяя административное исковое заявление в части, суд первой инстанции исходил из того, что ТУ Росимущества в Самарской области оценка, экспертиза в отношении вышеуказанного гражданского огнестрельного оружия не проведены, решение о направлении оружия на уничтожение или реализацию не приняты, в связи с чем пришел к выводу, что у Управления Росгвардии по Самарской области отсутствуют основания для его уничтожения. При этом разрешая дело, суд, сославшись на Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 423, Положение о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года N 1238, пришел к выводу, что бездействие ТУ Росимущества в Самарской области, выразившееся в непринятии мер по определению способа распоряжения конфискованным оружием, является незаконным.
Отменяя решение суда первой инстанции в части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции указал, что ТУ Росимущества в Самарской области не наделено правом на определение способа распоряжения конфискованным гражданским огнестрельным оружием, а также правом на его реализацию либо уничтожение.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, как основанными на применимых нормах материального права и надлежащей оценке представленных сторонами доказательств.
Так, оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот гражданского и служебного оружия регулируется специальными нормативными актами - Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон N 150-ФЗ) контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях.
В силу статьи 27 Закона N 150-ФЗ изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случаях ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие.
Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814, оружие и патроны изымаются органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 83).
Пунктом 10 Правил утвержден исчерпывающий перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, в который входят, в том числе Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (пункт 6).
Юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу от органов внутренних дел оружие и патроны, обращенные в установленном порядке в государственную собственность (пункт 9).
Из указанных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия в России на всех его стадиях, включая реализацию и уничтожение, являются органы внутренних дел (полиция) и подразделения войск национальной гвардии.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом правом на реализацию гражданского и служебного оружия и патронов к нему не наделено, функция по уничтожению непригодного к эксплуатации оружия и реализации пригодного к эксплуатации оружия на данный орган не возложена.
Руководствуясь названным правовым регулированием применительно к рассматриваемому административному делу, суд апелляционной инстанции верно констатировал, что ТУ Росимущества в Самарской области не наделено правом на определение способа распоряжения изъятым и конфискованным огнестрельным оружием, а также правом на его реализацию или уничтожение. Следовательно, возложение заявленных административным истцом обязанностей на ТУ Росимущества в Самарской области является невозможным в силу закона.
Поскольку данные обстоятельства судом первой инстанции при рассмотрении административного дела в полной мере учтены не были, постольку суд апелляционной инстанции в целях устранения допущенной судебной ошибки, отменив судебный акт суда первой инстанции, постановилправильное решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления к ТУ Росимущества в Самарской области.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, регулирующего порядок распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм права.
Так, Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года N 1238 (далее - Положение N 1238) определен порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).
В силу пункта 2 Положения N 1238 указанный порядок не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.
Для распоряжения в порядке, установленном упомянутым Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам имущество, обращенное в собственность государства за исключением, в том числе имущества, в отношении которого введены ограничения оборотоспособности, передаваемого уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 Положения N 1238).
Так как в отношении оружия, относящегося к имуществу, ограниченному в обороте, предусмотрен специальный порядок его уничтожения и реализации, то, следовательно, Положение о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года N 1238, к нему неприменимо.
Аргументы автора кассационной жалобы о том, что находящееся на складе ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Самарской области" оружие конфисковано на основании судебных актов, не являются основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения, поскольку в силу содержания подпункта 27 пункта 1, 12 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" исполнение решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов, осуществление приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ возложено на иной орган - войска национальной гвардии.
Отсутствие специального нормативного правового акта, регламентирующего порядок уничтожения оружия, изъятого в связи с совершением административного правонарушения, не является основанием для возложения на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы обязанности принять меры в отношении имущества, которое относится к объектам, ограниченным в обороте, в том числе передавать его иным органам и принимать решения о его уничтожении.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют предмету заявленного административного иска, установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого по делу судебного постановления и повлечь его отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не установилаоснований для отмены обжалуемого апелляционного определения в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 4 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.