Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Петровой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления МВД РФ по Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 25 марта 2021 года по гражданскому делу N 2-6215/2020 по иску Касенова А.С. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, УМВД России по Оренбургской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья с даты подачи соответствующего заявления, возложении обязанности изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Касенов А.С. обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что проходил службу в органах внутренних дел с 29 января 1998 года. 18 сентября 2012 года он обратился в жилищную комиссию УМВД России по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Заседание комиссии по рассмотрению заявления состоялось 22 октября 2012 года, оформлено протоколом N, принято решение о принятии его и членов его семьи на учет на получение единой социальной выплаты, включены в список очередников под N 88. Вместе с тем, указанное решение комиссии утверждено распоряжением УМВД России по Оренбургской области лишь 18 января 2013 года N то есть по истечении более чем двух месяцев со дня подачи документов, что свидетельствует о нарушении его прав. Таким образом, он состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 18 января 2013 года, что противоречит Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223.
Просил суд признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения как сотрудника, принятого на учет для ее получения с 18 сентября 2012 года; возложить на ответчика УМВД России по Оренбургской области обязанность изменить дату постановки его на учет для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД России с 18 января 2013 года на 18 сентября 2012 года, обязать ответчика МВД России изменить дату постановки его с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД России на 18 сентября 2012 года путем изменения уникального номера в базе данных.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 30 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований Касенова А.С. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, УМВД России по Оренбургской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья с даты подачи соответствующего заявления, возложении обязанности изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 25 марта 2021 года решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 30 ноября 2020 года отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Касенова А.С. удовлетворены частично. Признано за Касеновым А.С. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения как сотрудника, принятого на учет для ее получения с 18 сентября 2012 года, возложено на Управление Министерства внутренних дел России по Оренбургской области обязанность изменить дату постановки Касенова А.С. на учет для приобретения или строительства жилого помещения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с 18 января 2013 года на 18 сентября 2012 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе УМВД России по Оренбургской области просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу Касенов А.С. просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, оставить без изменения апелляционное определение, приводит доводы в поддержку выводов апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как усматривается из материалов дела, 18 сентября 2012 года Касенов А.С. обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом от 22 октября 2012 года N, Касенов А.С. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под номером 88.
Указанное решение комиссии утверждено распоряжением УМВД России по Оренбургской области от 18 января 2013 года N
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, Порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета утвержденного приказом МВД России от 30 марта 2012 года N 207, исходил из того, что решение о постановке на учет истца принято комиссией в установленный двухмесячный срок с даты подачи им заявления, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии нарушенных прав истца, подлежащих судебной защите.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции, с целью проверки нарушения очередности постановки Касенова А.С. на учет для получения единовременной выплаты, принял во внимание и произвел оценку представленных представителем ответчика сведений из базы данных подсистемы "Соцвыплаты" сервиса обеспечения деятельности подразделений тылового обеспечения по очередности сотрудника Касенов А.С, принятого на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Оренбургской области, а также список очереди сотрудников до него и после.
Указал, что на 25 марта 2021 года Касенов А.С. стоит в очереди под N 59, дата подачи заявления 18 сентября 2012 года, дата постановки на учет 18 января 2013 года. Под N 43 в очереди стоит сотрудник ФИО4, при этом дата подачи заявления 2 ноября 2012 года, дата постановки на учет 17 января 2013 года. Под N в очереди стоит ФИО5, дата подачи заявления 10 января 2013 года, дата постановки на учет 16 января 2013 года. В списке имеются другие фамилии сотрудников, подавших заявления на единую социальную выплату позже Касенова А.С, которые стоят в очереди впереди истца.
Таким образом, сопоставляя даты подачи заявлений и порядковые номера в очереди на получение единовременной социальной выплаты предшествующего и последующих лиц, судом апелляционной инстанции установлено, что сотрудники ОВД, обратившиеся позднее истца, и в отношении которых решение о принятии на учет утверждено раньше 18 января 2013 года, в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты имеют преимущество перед истцом, что свидетельствует о нарушении прав последнего.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция пришла к выводу об отмене решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований Касенова А.С. с вынесением нового решения о частичном удовлетворении иска и признании права Касенова А.С. на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения как сотрудника, принятого на учет для ее получения с 18 сентября 2012 года, возложении обязанности на УМВД России по Оренбургской области изменить дату постановки Касенова А.С. на учет для приобретения или строительства жилого помещения с 18 января 2013 года на 18 сентября 2012 года.
При этом пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения уникального номера в базе данных сотрудников для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, который сформирован в соответствии с вышеназванными требованиями Порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета, утвержденного приказом МВД России от30 марта 2012 года N 207.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции в части признания за Касеновым А.С. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления 18 сентября 2012 года, и отказу в удовлетворении требований об изменении уникального номера в базе данных сотрудников для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно части 6 статьи 4 указанного Федерального закона порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 5, 11, 15, 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N, принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу сотрудники органов внутренних дел, сотрудники войск национальной гвардии.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.
Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и в течение 14 рабочих дней утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Согласно пункту 31 указанных Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правого акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Анализ действующего материального права, регулирующего спорные правоотношения, позволяет сделать вывод, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет), поскольку из анализа вышеприведенных положений Правил следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет.
Согласно пункту 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Таким образом, при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
В связи с чем выводы апелляционной инстанции в части признания за Касеновым А.С. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты постановки на учет 18 сентября 2012 года, являются обоснованными.
С выводами суда апелляционной инстанции в части возложения на Управление Министерства внутренних дел России по Оренбургской области обязанности изменить дату постановки Касенова А.С. на учет для приобретения или строительства жилого помещения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с 18 января 2013 года на 18 сентября 2012 года, судебная коллегия согласиться не может, в силу следующего.
Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета утвержден приказом МВД РФ от 30 марта 2012 года N 207 (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.
Пунктом 8 Порядка установлено, что первичная информация в базу данных вносится на основании правовых актов с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа РФ, 2 и 3 - код субъекта РФ, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела. При этом из Приложения к Порядку следует, что в электронную базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, вносятся уникальный номер, сведения о сотруднике и членах его семьи, специальное звание, также в обязательном порядке стаж службы в ОВД, дата подачи заявления и дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет).
В связи с чем, судебная коллегия полагает, что правовых оснований для изменения даты постановки Касенова А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 18 января 2013 года на 18 сентября 2012 года у суда не имелось, поскольку дата принятия на учет является датой принятия правового акта федерального органа исполнительной власти (18 января 2013 года).
В указанной части апелляционное определение подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований в данной части.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 25 марта 2021 года отменить в части возложения на Управление Министерства внутренних дел России по Оренбургской области обязанности изменить дату постановки Касенова А.С. на учет для приобретения или строительства жилого помещения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с 18 января 2013 года на 18 сентября 2012 года, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований в данной части.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 25 марта 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В.Бросова
И.И.Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.