Дело N 88-15960/2021
30 июля 2021 г. г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Петровой И.И, рассмотрев кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13 апреля 2021 г. по гражданскому делу N 2-4465/2012 по иску Степановой Галины Викторовны к Министерству Финансов Российской Федерации о возмещении вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов Российской Федерации обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 октября 2012 г. по гражданскому делу N2-4465/2012 по иску Степановой Галины Викторовны в части взыскания в её пользу с Министерства Финансов Российской Федерации (федерального бюджета) ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью, начиная с 01 ноября 2012 г. пожизненно выплаты в размере 7 753, 69 рублей с последующей индексацией с учетом уровня инфляции, установленным федеральным законом о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год, заменив Министерство финансов Российской Федерации с момента вступления определения в законную силу на Фонд социального страхования Российской Федерации, в порядке установленном, Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N.
Определением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 21 декабря 2020 г. в удовлетворении заявления Министерства Финансов Российской Федерации (УФК по Самарской области) об изменении способа и порядка исполнения решения Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 30 октября 2012 г. по гражданскому делу N2-4465/2012 по иску Степановой Г.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 13 апреля 2021 г. определение суда от 21 декабря 2020 г. отменено, заявление разрешено по существу и судом изменен способ и порядок исполнения решения Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 октября 2012 г. по гражданскому делу N2-4465/2012 по иску Степановой Галины Викторовны в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности осуществлять капитализированные повременные платежи, заменив Министерство финансов Российской Федерации с момента вступления определения в законную силу - на Фонд социального страхования Российской Федерации, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N.
В кассационной жалобе Фонд социального страхования Российской Федерации просит отменить судебный акт апелляционной инстанции, как незаконный и необоснованный и принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении заявления Министерства финансов Российской Федерации, поскольку судом неверно применены нормы материального права, не учтено, что отсутствуют сведения о размере исполненных и неисполненных обязательств по выплатам истице.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
При рассмотрении дела суд руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обжалуемые акты подлежат проверке в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы, Шестой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
Статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с положениями статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
По смыслу статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменение способа исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в решении суда. При этом в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменение решения суда по существу не допускается.
Из материалов дела следует и установлено судами, что решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 октября 2012 г. по гражданскому делу N2-4465/2012 с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в пользу Степановой Г.В. взыскана сумма капитализированных повременных платежей за период с 01 января 2012 г. по 31 октября 2012 г. в размере 77 536, 90 руб, а также решено взыскивать в пользу Степановой Г.В. с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (федерального бюджета) ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью, начиная с 01 ноября 2012 г. в размере 7 753, 69 руб. с последующей индексацией с учетом уровня инфляции, установленным федеральным законно о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Определением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 12 апреля 2013 г. разъяснено решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области 30 октября 2012г, а именно указано, что подлежит взысканию в пользу Степановой Г.В. с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (федерального бюджета) ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью, начиная с 01 ноября 2012 г. пожизненно выплаты в размере 7 753, 69 руб. с последующей индексацией с учетом уровня инфляции, установленным федеральным законно о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Исполнительный лист по данному делу направлен для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, разрешая заявление Министерства финансов Российской Федерации об изменении порядка исполнения решения суда и отказывая в его удовлетворении, исходил из отсутствия на то оснований, поскольку у Фонда социального страхования Российской Федерации, который в силу постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 г. N 872 осуществляет выплаты только в размере и объеме установленных повременных капитализированных платежей, в данном случае отсутствует обязательство, которое может быть исполнено Фондом, т.к. общая сумма выплат Степановой В.Г. за период с 01 октября 2008 г. по 30 ноября 2020 г. составила 1 082 735, 83 руб, что значительно превышает установленную судом сумму повременных капитализированных платежей (687 373, 04 руб.). Кроме того, истец достигла возраста 70 лет, что не позволяет применить Постановление Правительства российской Федерации от 09 июля 2019 г. N.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции и, отменяя определение суда, указал, что, учитывая изменение порядка выплаты капитализированных повременных платежей за счет средств федерального бюджета, у суда имелись все основания для удовлетворения заявления Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения вышеуказанного решения суда.
Оснований считать указанные выводы суда апелляционной инстанции неправильными не имеется, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам дела не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
В соответствии с пунктом 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" дано разъяснение, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 40 указанного Постановления, следует, что Министерство финансов Российской Федерации временно исполняло за счет средств казны Российской Федерации судебные акты по выплате гражданам ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью до определения Правительством Российской Федерации государственного органа, уполномоченный производить эти выплаты.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации. Данное Постановление вступило в силу с 01 января 2020 г.
Пунктом 1 названного Постановления установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по Российской выплате капитализированных повременных платежей к Федерации.
Вышеназванным Постановлением Правительства Федерации утверждены Правила исполнения Российской обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой в соответствии с настоящими Правилами капитализированных повременных платежей, осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, включая расходы на доставку и пересылку, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Выплата капитализированных повременных платежей гражданам производится Фондом в соответствии с установленным судебным актом о взыскании с должника или взыскании с Российской Федерации размером ежемесячных платежей на основании заявления гражданина, указанного в пункте 3 настоящих Правил (пункт 4 Правил).
Пунктом 13 указанных Правил исполнения установлено, что после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
В случае, когда исполнительный лист о взыскании с Российской Федерации капитализированных повременных платежей был передан Министерством финансов Российской Федерации в Фонд в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил, представление в Фонд заявления о назначении выплаты капитализированных повременных платежей не требуется (пункт 4 Правил исполнения).
Поскольку после введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 Министерство финансов Российской Федерации прекращает производить выплаты капитализированных повременных платежей гражданам, с 1 января 2020 г. функции по выплате капитализированных повременных платежей за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по их выплате к Российской Федерации осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации, а передача исполнительных листов, находившихся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации, допускается только после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, учитывая вышеприведенные положения законодательства, а именно, что в связи с введением в действие вышеуказанных Правил изменился порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой капитализированных платежей, обоснованно удовлетворил заявление об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
Доводы кассационной жалобы фактически являются позицией лица, подавшего жалобу, основанной на ошибочном толковании вышеприведенных положений законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного постановления апелляционной инстанции кассационным судом общей юрисдикции.
Материальный закон при рассмотрении настоящего заявления судом апелляционной инстанции применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, кассационная жалоба не содержит.
Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5 и статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой кассационный суд общей юрисдикции, определил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13 апреля 2021 г. по гражданскому делу N 2-4465/2012 - оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья Шестого кассационного суда
общей юрисдикции И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.