Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Петровой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Овчара Ю.А. на решение Промышленного районного суда г.Самары Самарской области от 30 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 февраля 2021 года по гражданскому делу
N 2-3733/2020 по иску Овчара Ю.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.Самара о признании действий незаконными, обязании предоставить решение о назначении пенсии, признании решения об отказе в перерасчете размера пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и перерасчете размера пенсии, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения Овчара Ю.А, представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.Самара Гоголевой Е.Ю, действующей на основании доверенности от
08 октября 2018 года, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Овчар Ю.А. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.Самара (межрайонное) об обязании предоставить решение о назначении пенсии, признании решения об отказе в перерасчете размера пенсии незаконным, включении периодов работы в страховой стаж и перерасчете размера пенсии, взыскании компенсации морального вреда. В обосновании своих требований указал, что в 2017 году переехал в г.Самара. Ранее, проживал в Республике Молдова, где ему была назначена пенсия по старости.
08 апреля 2019 года истец обратился с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.Самара (межрайонное) о назначении пенсии по старости в Российской Федерации. Позже, сотрудником пенсионного фонда было сообщено истцу о том, что получено выплатное дело из Молдовы, где с 31 мая 2019 года пенсионное обеспечение было прекращено, и с 01 июня 2019 года истцу назначена пенсия по старости в Российской Федерации.
В ответе на обращение истца, УПФР была указана уменьшенная продолжительность страхового стажа без конкретизации не включенных периодов работы.
Впоследствии, на обращение истца УПФР предоставило информацию о том, что в страховой стаж не включены периоды работы с 01 января
1992 года по 19 января 1993 года в Ассоциации "Малые предприятия" и период получения пособия по безработице с 20 апреля 1993 года по
18 октября 1993 года, а также не были применены повышающие коэффициенты при назначении пенсии позднее возникновения права на пенсию. Причиной не включения периодов работы в страховой стаж стало отсутствие в выплатном деле подтверждающих справок компетентных органов Молдовы.
В связи с чем истец просил суд признать действия/бездействия ответчика незаконными; обязать ответчика предоставить истцу извещение и решение о назначении страховой пенсии по старости с 01 июня 2019 года; обязать ответчика включить в страховой стаж период работы с 01 января
1992 года по 19 октября 1993 года в Ассоциации "Малые предприятия", период получения пособия по безработице с 20 апреля 1993 года по
18 октября 1993 года, с 19 октября 1993 года по 09 ноября 1993 года в
ООО "NOD", доведя продолжительность страхового стажа для конвертации пенсионных прав на 31 декабря 2001 года до 18 лет 2 месяцев 4 дней
(218 месяцев); обязать ответчика применить при расчете пенсии коэффициент повышения ИПК в размере 1, 34; коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 1, 27; снизить ожидаемый период выплаты пенсии по старости для расчета страховой части величины 168 месяцев; компенсировать истцу моральный вред в размере 63368 рублей.
Решением Промышленного районного суда г.Самары Самарской области от 30 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 февраля 2021 года, исковые требования Овчара Ю.А. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ к Кировском и Промышленном районах г.Самара об обязании предоставить решение о назначении пенсии, признании решения об отказе в перерасчете размера пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и перерасчете пенсии, взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично. Обязали ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара включить в страховой стаж Овчара Ю.А. период получения пособия по безработице с 20 апреля 1993 года по 18 октября 1993 года, произведя перерасчет пенсии по данному основанию с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Овчар Ю.А. просит решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
В возражениях на кассационную жалобу ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.Самара просит решение и апелляционное определение оставить без изменения.
Выслушав объяснения Овчара Ю.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.Самара Гоголевой Е.Ю, просившей решение и апелляционное определение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Овчар Ю.А. прибыл на постоянное место жительство с Российскую Федерацию из Республики Молдова, где 17 октября 2014 года ему, как гражданину Республики Молдова, была назначена пенсия.
Установлено, что 08 апреля 2019 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему пенсии по старости на территории Российской Федерации, в связи с чем, пенсионное обеспечение на территории Республики Молдовы прекращено с 01 июня 2019 года, материалы пенсионного дела направлены пенсионным фондом республики Молдова в ГУ-УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.Самара.
С 01 июня 2019 года истцу производится выплата пенсии по старости Пенсионным фондом РФ.
В страховой стаж истца пенсионным органом не включены периоды работы с 01 января 1992 года по 19 января 1993 год в Ассоциации "Малые предприятия", период получения пособия по безработице с 20 апреля
1993 года по 18 октября 1993 года, с 19 октября 1993 года по 09 ноября
1993 года в ООО "NOD".
Из ответа Национальной Кассы Социального Страхования Республики Молдовы на запрос УПФР следует, что документы по личному составу Ассоциации "Малые предприятия", ООО "NOD" за период деятельности не были переданы на госхранение в Архивное Управление Кишинэу, предоставить приказы о принятии/увольнении и справки о заработной плате за 1991-1993 годы на имя Овчар Ю.А. не представляется возможным.
Согласно справки, выданной Территориальной Кассой Социального Страхования сектора Буюкань муниципация Кишинэу, Овчар Ю.А. был зарегистрирован со статусом безработного и получал пособие по безработице с 20 апреля 1993 года по 18 октября 1993 года. Кроме того, как указано в справке, период выплаты пособия по безработице входит в трудовой стаж истца на основании действующего на тот момент законодательства Республики Молдова.
Разрешая заявленные требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований и включении в страховой стаж истца периода получения пособия по безработице с
20 апреля 1993 года по 18 октября 1993 года, произведя перерасчет размера пенсии с учетом указанного обстоятельства с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления решения суда в законную силу.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении периодов работы с 01 января 1992 года по 19 января 1993 год в Ассоциации "Малые предприятия", с 19 октября 1993 года по 09 ноября 1993 года в ООО "NOD", суд первой инстанции исходил из того, что документы компетентных органов Республики Молдова об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в указанные периоды истцом не представлены.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что поскольку допустимых доказательств, подтверждающих факт уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение за спорный период истцом суду не представлено, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о включении периода работы Овчар Ю. с 01 января 1992 года по 19 января 1993 года в Ассоциации "Малые предприятия", с 19 октября
1993 года по 09 ноября 1993 года в ООО "NOD" в его страховой стаж.
Поскольку период получения пособия по безработице с 20 апреля
1993 года по 18 октября 1993 года не учитывался при назначении пенсии в республике Молдова, на момент обращения с заявлением в пенсионный орган Российской Федерации сведения об уплате страховых взносов в материалах пенсионного дела отсутствовали, то требования истца о перерасчете размера пенсии с 01 июня 2019 года являются необоснованными.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Овчару А. о применении повышающих коэффициентов, перерасчете пенсии и возмещении морального вреда, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета пенсии по старости, так как для подсчета размера страховой пенсии избран наиболее выгодный для истца вариант в соответствии с действующим пенсионным законодательством, учитывая продолжительность страхового стажа, подтвержденного среднего заработка застрахованного лица, размеров его пенсионного капитала, стажевого коэффициента, валоризации, индивидуального пенсионного коэффициента. Доказательств причинения морального вреда ответчиком истцу не представлено.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции в части удовлетворения исковых требований и включении в страховой стаж истца периода получения пособия по безработице с 20 апреля 1993 года по 18 октября 1993 года, отказа в удовлетворении требований истца о включении периодов работы с 01 января 1992 года по 19 января 1993 года в Ассоциации "Малые предприятия", с 19 октября 1993 года по 09 ноября 1993 года в ООО "NOD", а также отказа в удовлетворении исковых требований Овчара Ю.А. о применении повышающих коэффициентов, перерасчете пенсии и возмещении морального вреда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
10 февраля 1995 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 2 Соглашения от 10 февраля 1995 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статьей 6 Соглашения от 10 февраля 1995 года предусмотрено, что назначение пенсий гражданам обоих государств производится по месту их постоянного жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года.
При переселении пенсионера с территории одного государства на территорию другого государства выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если такие же основания для назначения пенсии предусмотрены законодательством государства по новому месту жительства.
По новому месту жительства пенсионера пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца прописки или получения вида на жительство (статья 7 Соглашения от 10 февраля
1995 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря
2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В пункте 6 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" разъяснено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 года, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республики Молдова (в том числе до вступления в силу указанного Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.
Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в
пункте 4 статьи 1 Соглашения от 10 февраля 1995 года, периоды работы после 1 января 1991 года (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31 мая 1991 года N 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Указанные периоды работы на территории Республики Молдова подтверждаются справкой компетентных органов об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, то есть Социальным фондом Республики Молдова.
В связи с чем судебная коллегия соглашается с выводами судов о включении в страховой стаж истца периода получения пособия по безработице с 20 апреля 1993 года по 18 октября 1993 года, отказа в удовлетворении требований истца о включении периодов работы с 01 января 1992 года по 19 января 1993 года в Ассоциации "Малые предприятия", с 19 октября 1993 года по 09 ноября 1993 года в ООО "NOD", а также отказа в удовлетворении исковых требований Овчара Ю.А. о применении повышающих коэффициентов, перерасчете пенсии и возмещении морального вреда.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанции о возложении обязанности на пенсионный орган произвести перерасчет пенсии Овчару Ю.А. с 1 числа месяца, следующего за месяцем вступления решения суда в законную силу, в связи с включением в страховой стаж истца периода получения пособия по безработице с 20 апреля 1993 года по 18 октября 1993 года, по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе
(подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации
(пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что:
При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам;
разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Овчара Ю.А. о перерасчете размера пенсии с 01 июня 2019 года, возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости и выплатить ему недоплаченную страховую пенсию изложенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, не применили, в связи с чем не установили обстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, не выяснили, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления
Овчара Ю.А. о назначении пенсии на территории Российской Федерации, приведшие к несвоевременному включению в страховой стаж спорного периода получения пособия по безработице с 20 апреля 1993 года по
18 октября 1993 года.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Овчара Ю.А. в части перерасчета пенсии по спорному основанию с 01 июня 2019 года, возражений ответчика относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Овчару Ю.А. при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно для подтверждения страхового стажа, с учетом того, что период получения пособия по безработице указан в трудовой книжке истца, представленной в пенсионный орган.
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
При таких обстоятельствах определение апелляционной инстанции в части оставления без изменения решения суда первой инстанции в части возложения обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.Самара произвести перерасчет пенсии Овчару Ю.А. с 1 числа месяца, следующего за месяцем вступления решения суда в законную силу, подлежит отмене, с направлением дела в данной части на новое рассмотрение в суд второй инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 февраля 2021 года отменить в части оставления без изменения решения Промышленного районного суда г.Самары от 30 сентября 2020 года в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах г.Самара обязанности произвести перерасчет пенсии Овчару Ю.А. с 1 числа месяца, следующего за месяцем вступления решения суда в законную силу, дело в данной части дело направить на новое рассмотрение в Самарский областной суд.
В остальной части решение Промышленного районного суда г.Самары от 30 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 февраля 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В.Бросова
И.И.Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.