Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Калиновского А.А, судей Николаева И.В, Рипка А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи дело по кассационной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 апреля 2021 г. по гражданскому делу N 2-4409/2020 по иску Измайлова Рафиса Рашитовича к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о возложении обязанности предоставить жилое помещение, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Калиновского А.А, выслушав представителя ответчика Сафина Р.Н, истца Измайлова Р.Р, его представителя, Фахретдинову Д.Г, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Измайлов Р.Р. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о возложении обязанности предоставить жилое помещение. В обоснование требований истец указано, что Измайлов Р.Р. является ветераном боевых действий в Демократической Республике Афганистан и инвалидом второй группы в результате полученных ранений. С 2 июля 1999 года Измайлов Р.Р. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Истец имеет право на получение жилья по нескольким основаниям, а именно: в качестве участника боевых действий, ветерана боевых действий, инвалида второй группы в результате военной травмы, а также в связи с наличием заболевания который входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Также истец состоял на учете на получение субсидии, однако с данного учета истец снят ввиду непредоставления документов, подтверждающих его нуждаемость, а именно в виду отсутствия финансового лицевого счета. Постановлением Конституционного Суда Республики Татарстан от 16 июня 2020 г. на основании жалобы Измайлова Р.Р. проведена проверка соответствия Конституции Республики Татарстан положения части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 г. N 31- ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" и других нормативно-правовых актов, и Конституционный Суд Республики Татарстан постановилпризнать соответствующими Конституции Республики Татарстан положения части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 г. N 31-3PT "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" в той мере, в какой они - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, - относя финансово-лицевой счет к перечню документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не предполагают возможности отказа уполномоченного органа в подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий только на том основании, что гражданином такой документ не представлен.
Измайлов Р.Р, уточнив требования, просил суд обязать ИК МО города Казани предоставить истцу по договору социального найма в черте города Казани благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом права на дополнительную площадь.
Определением суда от 28 июля 2020 г. в качестве третьих лиц привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление жилищной политики ИК МО города Казани" и муниципальное казенное учреждение "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО города Казани".
Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 17 ноября 2020 г. иск Измайлова Р.Р. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о возложении обязанности предоставить жилое помещение оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 апреля 2021 г. решение Вахитовского районного суда г. Казани от 17 ноября 2020 г. отменено, принято новое решение, которым иск Измайлова Р.Р. удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной 3 июня 2021 г. через Вахитовский районный суд г. Казани, ставится вопрос об отмене состоявшегося судебного постановления суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведённом посредством видеоконференц-связи, представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, истец, его представитель возражали против доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представителя не направили.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами первой и второй инстанции установлено, и следует из материалов дела, что по решению Исполкома Московского райсовета N 629 от 2 июля 1999 г. Измайлов Р.Р. принят на учет за N 2959 с семьей в составе 1 человека в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что подтверждается представленной в суд копии учетного дела из МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО города Казани".
Согласно постановлению Кабинета Министров РТ от 7 июня 2006 г. N 275 "Об утверждении положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального фонда компенсаций, отдельным категориям граждан" истец включался в список на получение безвозмездной субсидии.
Истцу указанная субсидия не выделена в связи с непредставлением полного пакета документов.
Постановлением Конституционного Суда Республики Татарстан от 16 июня 2020 г. на основании жалобы Измайлова Р.Р. проведена проверка соответствия Конституции Республики Татарстан положения части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 г. N 31-3PT "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" других нормативно-правовых актов, и Конституционный Суд Республики Татарстан постановилпризнать соответствующими Конституции Республики Татарстан положения части 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 г. N 31-3PT "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" в той мере, в какой они - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, - относя финансово-лицевой счет к перечню документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не предполагают возможности отказа уполномоченного органа в подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий только на том основании, что гражданином такой документ не представлен.
В 2019 году истец был снят с учета на получение субсидии.
Отказывая истцу в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из того, что Измайлову Р.Р. предлагалась субсидия на строительство или приобретение жилого помещения, однако до настоящего времени истец свое право на получение субсидии не реализовал, поэтому правовых оснований для возложения на ответчика обязанности предоставления истцу жилого помещения не имеется.
С выводами суда первой инстанции не согласилась судебная коллегия согласится по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан.
Отменяя решение суда первой инстанции судебная коллегия, приняв во внимание справку, выданную ГАУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. Ак. В.М. Бехтерева" М3 РТ" из которой следует, что Измайлов Р.Р. состоит под диспансерной формой наблюдения с 2011 года с диагнозом органическое расстройство личности сложного генеза в форме выраженного психоорганического синдрома, смешанный вариант с кодом заболевания по N, пришла к выводу о том, что в связи с наличием у истца заболевания, которое входило в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 и действовало до 1 января 2018 г, истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Суд апелляционной инстанции сослался также на то, что заболевание истца входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь (приказ от 30 ноября 2021 года N 991).
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебные акты приняты с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя. К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данная норма направлена на защиту интересов, указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
С 1 января 2018 г. действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г N 987н.
Отменяя решение суда первой инстанции и возлагая на ответчика обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма суд апелляционной инстанции сослался на то, что Измайлов Р.Р. состоит в качестве нуждающегося в жилом помещении, как страдающий тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне.
По смыслу приведенной нормы, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в силу положений пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо наличие одновременно трех условий: в составе семьи имеется больной, страдающий хроническим заболеванием, предусмотренном Перечнем, указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, а также проживают в квартире, занятой несколькими семьями.
Названные юридически значимые обстоятельства судом апелляционной инстанции не устанавливались.
Апелляционное определение не содержит мотивов в подтверждение вывода о том, что Измайлов Р.Р. состоит на учете на внеочередное предоставление жилого помещения, в качестве страдающего хроническим заболеванием, предусмотренном Перечнем.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Названные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм действующего законодательства являются существенными и непреодолимыми и могут быть исправлены только посредством отмены вступившего в законную силу судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 апреля 2021 г. нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции необходимо применить закон, подлежащий применению, в полной мере установить юридически значимые обстоятельства по делу, дать оценку доводам сторон в совокупности с представленными доказательствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 апреля 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий А.А. Калиновский
Судьи И.В. Николаев
А.С. Рипка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.