Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Прокаевой Е.Д, судей Дурновой Н.Г, Тароян Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области на решение Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 11 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 2 марта 2021 г. по делу N 2-3645/2021 по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Орска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области о признании бездействия и обязании устранить выявленные нарушения.
Заслушав доклад судьи Прокаевой Е.Д, пояснения представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области ФИО9 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представителя Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО10 действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО8, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Орска в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области о признании бездействия и обязании устранить выявленные нарушения.
Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры области проведена проверка защитных сооружений (убежищ), расположенных на территории Ленинского района г. Орска. В ходе проверки установлено, что на территории Ленинского района г. Орска расположены следующие убежища:
1. N (5 класса, вместимостью 426 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес";
2. N (5 класса, вместимостью 426 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес";
3. N (5 класса, вместимостью 426 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес";
4. N (5 класса, вместимостью 180 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес";
5. N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес";
6. N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес";
7. N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес";
8. N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес";
9. N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес";
10. N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес";
11. N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес";
12. N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес";
13. N (5 класса, вместимостью 90 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес";
14. N (5 класса, вместимостью 90 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес";
15. N (5 класса, вместимостью 90 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес";
16. N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы возложена обязанность по учёту федерального имущества и ведению реестра.
Согласно пункту 50 данного постановления, информация о федеральном имуществе, расположенном на территории Российской Федерации, и реестра размещается на сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в виде сведений об объектах учета в объеме, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации, не позднее 3 рабочих дней со дня внесения ее в реестр.
Вышеуказанные объекты внесены в данный реестр под соответствующими номерами, который размещён на официальном сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом https://www.rosim.ru.
В ходе проверки установлено, что вышеуказанные убежища третьим лицам на праве аренды/собственности Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, ТУ Росимущества Оренбургской области не передавались.
По результатам проверки установлено, что объекты гражданской обороны не соответствуют требованиям, предъявляемым в области гражданской обороны: в убежищах N при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленное сроки на режим защитного сооружения и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как во время, так и в условиях чрезвычайной ситуации мирного времени, основания:
пункт 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 - не обеспечена герметизация всего сооружения в связи с потерей защитных изделий защитно-герметических дверей;
пункт 3.2.11 Правил N 583 - инженерно-техническое оборудование защитных сооружений гражданской обороны содержится в не исправном состоянии и не готово к использованию по предназначению;
пункт 3.4.4 Правил N 583 - при режиме повседневной деятельности не выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования защитных сооружений гражданской обороны;
пункт 6.2.1 Правил N 583 - на видном месте при входах в убежище отсутствует знак обозначения сооружения, с указанием номера, принадлежности сооружения и места хранения ключей;
пункт 6.2.3 Правил N 583 - не обозначены маршруты движения к защитному сооружению;
Убежища N N дополнительно не соответствует пункту 3.2.2 Правил N 583 - не обеспечена герметизация всего сооружения в связи с потерей защитных свойств резиновых изделий защитно-герметических сооружений.
Убежища N: не обеспечивают постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (всё инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи демонтированы) (пункт 1 приложения к приказу МЧС РФ от 21 июля 2005 года N 575 "Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время"); не обеспеченна сохранность защитных свойств как защитных сооружений гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов; герметизация и гидроизоляция всех защитных сооружений гражданской обороны, инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения защитных сооружений гражданской обороны (пункты 1, 5 приложения к приказу МЧС РФ от 21 июля 2005 г. N 575); вспомогательные помещения, а также санузлы, не закрыты и не опечатаны, не проводится окраска и ремонт помещений (пункт 9 приложения к приказу МЧС РФ N 575);
не производится проверка убежища на герметичность (пункт 4.3.10 приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. N 583), отсутствуют контрольно- измерительные приборы для замера подпора воздуха и других параметров (пункты 4.3.1, 5.1.2 Приказ МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. N 583);
не проводится техническое обслуживание и планово- предупредительный ремонт технических систем убежища (пункты 5.1.1 - 5.1.7 приказ МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. N 583);
отделка стен и потолков в основных и вспомогательных помещениях убежищ выполнена посредством оштукатуривания (оштукатуривание потолков, стен и перегородок не допускается - СНиП Г.- ll-77* п. 5.2.7*; Приложение к приказу МЧС РФ от 21 июля 2005 г. N 575 пункт 3);
в защитных сооружениях гражданской обороны отсутствует следующая документация: паспорта убежищ (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажных планов и экспликаций помещений; журналы проверки состояния убежища (ПРУ); сигналы оповещения гражданской обороны; планы перевода защитных сооружений в режим убежищ (ПРУ, планы защитных сооружений гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационные схемы систем вентиляции защитных сооружений гражданской обороны; эксплуатационные схемы водоснабжения и канализации защитных сооружений гражданской обороны, эксплуатационные схемы электроснабжения защитных сооружений гражданской обороны; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правил:, пользования приборами; инструкции по противопожарной безопасности, правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны; журналы регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежищах (ПРУ); журналы учёта обращений укрываемых за медицинской помощью; журналы регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схемы эвакуации укрываемых из очага поражения, списки телефонов, (пункты 1.2, 2.2, 3.6 приказа МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583).
В нарушение вышеуказанных требований Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, Главное управление МЧС России по Оренбургской области не обеспечило сохранность защитных сооружений гражданской обороны, не выполняет требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки в режим защитных сооружений к необходимым условиям для безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В связи с ненадлежащим содержанием и управлением Главным управлением МЧС России по Оренбургской области вышеуказанными объектами гражданской обороны, резко ухудшились их технические и иные характеристики, что привело к нарушению прав граждан на общественную безопасность при проведении военных действий или вследствие этих действий, действий при чрезвычайных ситуациях, а также при совершении действий террористического характера или их минимизации.
Просил признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Оренбургской области, выражающееся в ненадлежащем содержании вышеуказанных объектов федерального имущества.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 11 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 2 марта 2021 г, исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска в интересах Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц удовлетворены.
Судом постановлено:
"Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области, выражающееся в ненадлежащем содержании следующего федерального имущества: убежище N (5 класса, вместимостью 426 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 426 чел.), "данные изъяты" адрес: "адрес" "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 426 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 180 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N(5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N(5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 90 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 90 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 90 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес".
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области устранить нарушения законодательства о гражданской обороне, выявленные в ходе проверки и привести в соответствии с предъявляемыми требованиями следующие объекты гражданской обороны: убежище N (5 класса, вместимостью 426 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 426 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 426 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес" "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 180 чел.), "данные изъяты" адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 90 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 90 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 90 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес"; убежище N (5 класса, вместимостью 120 чел.), "данные изъяты", адрес: "адрес", а именно: назначить ответственных лиц, в обязанности которых входит организация правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных сооружений и внутреннего инженерно-технического оборудования; сформировать документацию защитного сооружения; обеспечить сохранность и готовность защитного сооружения к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту замене защитных устройств и внутреннего
инженерно-технического оборудования; обеспечить сохранность защитно-герметических дверей, герметизацию и гидроизоляцию инженерно-технического оборудования; выполнить маркировку на защитно-герметичных дверях, ставнях, оборудовании; обеспечить исправность инженерно-технического оборудования; обеспечить знаками обозначения защитного сооружения и маршрутов движения укрываемых к ним; произвести ремонт санузлов; провести комплексную оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны".
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как принятых с нарушением закона.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не усматривает.
Судом при рассмотрении дела установлено, что спорные объекты в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1, Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999г. N1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N28-ФЗ "О гражданской обороне" являются защитными сооружениями гражданской обороны, относятся к федеральной собственности, внесены в реестр федерального имущества.
Исследовав и оценив по правилам статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь указанными нормами права, статьями 210, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. N583, которыми утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу, что спорные объекты находятся в состоянии непригодном для его использования по прямому назначению, ответчик как их собственник, в силу закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества, выполнить меры, направленные на сохранение объектов гражданской обороны.
Выводы судов сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам данного дела.
Все доводы кассационной жалобы проверялись судом второй инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, указанным в апелляционном определении.
Так обоснованно не были приняты во внимание доводы заявителя с ссылкой на статью 8 Федерального закона N28-ФЗ и пункт 45 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о том, что в полномочия ответчика не входит выполнение мероприятий по обеспечению сохранности и готовности объектов к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, данная обязанность возлагается на организацию, эксплуатирующую эти объекты, к которой территориальное управление не относится, создание и поддержание спорных объектов в состоянии постоянной готовности к использованию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Суды, отклоняя аналогичные доводы, верно указали, что не имеется доказательств, подтверждающих передачу защитных сооружений на техническое обслуживание другим лицам, осуществление возложенной судом на ответчика обязанности по принятию мер, направленных на сохранение защитных сооружений, не противоречит компетенции ответчика, определенной Положением о Федеральном агентстве по управлению имуществом от 5 июня 2008 г. N432, действия, которые суд обязал выполнить ответчика, направленные на сохранение объекта гражданской обороны, необходимы и отнесены к компетенции федерального органа исполнительной власти, исполняющего правомочия собственника данного имущества (его территориальных органов).
Доводы кассационной жалобы о том, что в целях определения потребности в убежищах ответчик направил запросы территориальным органам федеральных органов власти, главам муниципальных образований Оренбургской области, от которых получены ответы об отсутствии организаций, которым спорные объекты могут быть переданы в оперативное управление и хозяйственное ведение и отсутствии потребности в вышеуказанных объектах на территории Оренбургской области, о том, что составлены акты осмотра 16 защитных сооружений, последние не отвечают требованиям, предъявляемым законом к убежищам, являются подвалами жилых домов, используемых жителями, поэтому проводятся работы по снятию их с учета, создана комиссия для снятии объектов с учета, в адрес Главного управления МЧС России по Оренбургской области направлены акты обследования на объекты и убежища N сняты с учета, что подтверждается актами от 24 сентября 2020 г, и в настоящее время осуществляется поэтапная процедура снятия с учета 16 объектов, неисполнение органами государственной власти обязанностей по своевременному снятию объектов с учета не может служить поводом для возложения на территориальное управление обязанности по приведению в соответствие убежищ, что суды не учли перечисленные доводы, несостоятельны.
Суды, не принимая во внимание данные доводы, правильно исходили из того, что на момент рассмотрения дела убежища не утратили своего статуса как защитных сооружений гражданской обороны, в настоящее время требуется проведение ряда мероприятий, в том числе ремонтных работ по их приведению в надлежащее состояние. В данном случае данные требования закона должны быть выполнены территориальным управлением в целях соблюдения прав неопределённого круга лиц в целях обеспечения возможности укрытия в убежище граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.
Порядок и процедура снятия защитного сооружения гражданской обороны с учета регламентирован пунктами 2.5-2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 г. N583. Доказательств, подтверждающих, что спорные объекты на момент разрешения дела были сняты с учета в порядке, предусмотренном указанными Правилами, в материалах дела не имеется. В суде кассационной инстанции представитель подателя кассационной жалобы пояснил, что соответствующие изменения (снятие с учета убежищ N) в реестр федерального имущества внесены в июне 2021 года.
При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 11 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 2 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.