Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Федотовой Е.В, Бросовой Н.В.
с участием прокурора Сальникова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 09 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 08 июня 2021 г. по гражданскому делу N 2- 247/2021 по иску ФИО1 к Управлению Россельхознадзора по Самарской области о восстановлении на работе, отмене приказа об увольнении, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения представителя ФИО1 - Казарина И.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям, являющегося правопреемником Управления Россельхознадзора по Самарской области - Барсегяна Г.А, возражавшего по доводам жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения жалобы не усматривается, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что 11.07.2020 года работодатель ознакомил его с уведомлением о сокращении должности государственной гражданской службы - заместителя начальника отдела государственного ветеринарного надзора и предложил занять любую из трех вакантных нижестоящих должностей. Он выразил несогласие занять предложенные нижестоящие должности, т.к. они не соответствовали его категории и группе занимаемой должности, ущемляли его права при наличии в Управлении другой вакансии, соответствующей квалификации и относящейся к той же группе и категории должностей, что и сокращаемая должность. Информация о наличии в Управлении вакантной должности, кроме предложенных ему, была подтверждена в письменном ответе Заместителя Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзор Ю.А. Швабаускене. Согласно письменным пояснениям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), в случае соответствия государственного гражданского служащего, подлежащего сокращению, квалификационным требованиям, установленным для замещения вакантной должности заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Самарской области, Управлению необходимо направить в Россельхознадзор письмо с информацией для рассмотрения вопроса о назначении указанного лица на должность заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Самарской области.
Управление письмо с информацией для рассмотрения вопроса о назначении государственного гражданского служащего, подлежащего сокращению, на должность заместителя руководителя Управления, в Россельхознадзор не направило. 25.09.2020 года Приказом Управления Россельхознадзора по Самарской области от 25.09.2020г. N64-к с ним был расторгнут служебный контракт и он уволен с государственной гражданской службы в соответствии с п.8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращения должностей гражданской службы в государственном органе). Между тем, до момента увольнения, не была предложена имеющаяся вакантная должность-заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Самарской области. Им было подано заявление от 08.10.2020г. в Комиссию по служебным спорам Управления Россельхознадзора по Самарской области по имеющимся разногласиям по вопросам применения законодательства, а также нарушения служебного контракта. Комиссия по служебным спорам Управления Россельхознадзора по Самарской области сделала вывод, о том, что вакантная должность не могла быть предложена из- за несоответствия его квалификационным требованиям, установленным для замещения должности заместителя Руководителя Управления в части профессионально-функциональных требований: не имел дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки в сфере закупок. К такому выводу Комиссия по служебным спорам Управления Россельхознадзора по Самарской области пришла по надуманным основаниям, не требуя у работника подтверждения о наличии или отсутствии такой подготовки.
На основании изложенного истец просил:
признать незаконным и отменить приказ N 64-к о расторжении служебного контракта, по инициативе работодателя, в связи с сокращением должности, на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
восстановить его в должности - заместителя начальника отдела государственного ветеринарного надзора;
взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Определением Октябрьского районного суда г. Самары от 09.02.2020г. принят отказ ФИО1 от требований в части взыскания компенсации морального вреда в размере 50000 руб.
Производство по делу в части взыскания компенсации морального вреда в размере 50000 руб. прекращено.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 09 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного от 08 июня 2021 г. в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит суд отменить обжалуемые судебные акты.
Истец ФИО1 надлежащим образом уведомлялся о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное не явился. В соответствии с частью 5 статьи 397.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 79 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Из пункта 8.2 части 1 статьи 37 указанного Федерального закона следует, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
На основании статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что приказом руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и санитарному надзору по Самарской области от 20 июля 2020 года N 131 "О внесении изменении и утверждении штатного расписания", в целях оптимизации работы Управления с 28 сентября 2020 года в штатное расписание Управления внесен" изменения, в том числе из штатного расписания отдела государственного ветеринарного надзора выведена должность заместителя начальника отдела 2 единицы.
11.07.2020 года работодатель ознакомил ФИО1 с уведомлением о сокращении должности государственной гражданской службы - заместителя начальника отдела государственного ветеринарного надзора и предложил занять любую из трех вакантных нижестоящих должностей.
ФИО1 выразил несогласие занять предложенные нижестоящие должности, поскольку считал, что они не соответствовали его категории и группе занимаемой должности, ущемляли его права при наличии в Управлении другой вакансии, соответствующей квалификации и относящейся к той же группе и категории должностей, что и сокращаемая должность - "Заместитель руководителя Управления".
На момент проведения организационно штатных мероприятий в Управлении Россельхознадзора по Самарской области была вакантная должность заместитель Руководителя Управления, которая относится к ведущей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории "руководители".
В соответствии с должностным регламентом заместителя руководителя Управления установлены следующие профессионально-функциональные квалификационные требования для замещения должности заместителя руководителя Управления: наличие высшего образования по специальности, направлению подготовки: "Ветеринария", "Ветеринарно-санитарная экспертиза", а также иным специальностям, соответствующими должностному регламенту, а также функциям и конкретным задачам, возложенным на Россельхознадзор в целом и на Управление в отдельности. Наличие дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Приказом Управления Россельхознадзора по Самарской области от 25.09.2020г. N64-к с ФИО1 был расторгнут служебный контракт, и он уволен с государственной гражданской службы в соответствии с п.8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращения должностей гражданской службы в государственном органе).
ФИО1 было подано заявление от 08.10.2020г. в Комиссию по служебным спорам Управления Россельхознадзора по Самарской области по имеющимся разногласиям по вопросам применения законодательства, а также нарушениям служебного контракта.
На рассмотрении спора 14.10.2020 года присутствовал представитель ФИО1 - Белова Н.Г.
Согласно протоколу N 3 от 14.10.2020, который вёлся при рассмотрении служебного спора Беловой Н.Г. не было известно о предъявляемых квалификационных требованиях к вакантной должности "Заместитель руководителя Управления", а именно - наличии дополнительного образования в сфере закупок. Представитель довел до сведения членов комиссии, что ФИО1 в ближайшее время пройдет курсы повышения квалификации по указанному направлению.
Комиссией было принято решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, на основании того, что факты указанные ФИО1 в заявлении (вх.N 3 от 08.10.2020 г.) не подтвердились. Оснований для отмены Приказа о расторжении служебного контракта от 25.09.2020 г. N 64-к отсутствовали.
В соответствии с пунктом 14.3 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области, утвержденного приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 N 179, руководитель Управления назначает на должность и освобождает от должности работников Управления, устанавливает их должностные обязанности, применяет к ним меры поощрения и взыскания в пределах своей компетенции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации.
Управление Россельхознадзора по Самарской области надлежащим образом уведомило ФИО1, замещавшего должность заместителя начальника отдела государственного ветеринарного надзора о сокращении должности государственной гражданской службы.
Истцу были предложены все имеющиеся в Управлении вакантные должности, которые он мог занять с учетом категории и группы замещаемой им должности гражданской службы, уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а именно - главный государственный инспектор, старший государственный инспектор и государственный инспектор. ФИО1 отказался от занятия данных должностей государственной гражданской службы, сославших на не ознакомление его под роспись с Приказом N 131 от 20 июля 2020 года "О внесении изменений и утверждении штатного расписания". Между тем у работодателя отсутствует установленная законом обязанность знакомить работника с указанным Приказом.
Должность заместителя руководителя Управления не могла быть предложена ФИО1, так как он не соответствовал квалификационным требованиям, установленных для замещения указанной должности в части профессионально - функциональных требований: у ФИО1 отсутствовало наличие дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки в сфере закупок, так данное направление курируется данным заместителем Руководителя согласно структуре Управления. Кроме того, назначение на должность заместителя Руководителя не входит в компетенцию Руководителя Управления Россельхознадзора по Самарской области.
Указанная должность в структуре Управления Рассельхознадзора по Самарской области является для истца вышестоящей, закон не предусматривает обязанности нанимателя предлагать сокращаемому работнику вышестоящую должность.
Процедура увольнения в связи с сокращением штата была проведена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нарушений увольнения не установлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения, вопреки доводам кассационной жалобы, судами не допущены.
Доводы жалобы о том, что ответчиком не предоставлена штатная расстановка (штатно-списочный состав работников), отсутствие которой не позволяет суду проверить и верно определить, были ли предложены истцу все вакантные должности, которые он мог бы занять, несостоятельны, опровергаются материалами дела.
Доводы жалобы о том, что увольнение по основанию "сокращение должности" произведено ранее, чем фактически должность была выведена из штатного расписания (сокращена): в день увольнения истца 25 сентября 2020 года и в течение еще 3 дней после увольнения истца, должность, которую он занимал, имелась у ответчика, т.к. значилась в действующем штатном расписании и была сокращена лишь 28 сентября 2020 года, а потому 25 сентября 2020 года оснований для увольнения по сокращению должности не имелось, поскольку ставка истца в действительности не была сокращена, подлежат отклонению, так как 25 сентября 2020 г. - пятница был последний день работы истца. С 28 сентября 2020 г. - в понедельник данная должность была исключена из штатного расписания.
Иные доводы жалобы были предметом оценки предыдущих инстанций и обоснованно отклонены.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 09 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 08 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Е.В. Федотова
Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.