Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Казакова А.В, Казаковой Ю.А, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, на решение Белевского районного суда Тульской области от 23 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 16 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Казакова А.В, Казаковой Ю.А, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, к администрации муниципального образования Белевский район Тульской области о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Казаков А.В, Казакова Ю.А, действующая в своих и интересах несовершеннолетнего ФИО16 обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования Белевский район Тульской области о признании решения от 21 июля 2020 года об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении в целях последующего признания участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании Белевский район на 2014-2021 годы" незаконным, возложении обязанности принять решение о признании участником подпрограммы.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что 5 мая 2020 года Казакова Ю.А. обратилась в администрацию муниципального образования Белевский район Тульской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
По результатам рассмотрения заявления администрацией муниципального образования Белевский район принято решение об отказе в признании Казаковой Ю.А. составом семьи три человека нуждающейся в жилом помещении в целях последующего признания участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании Белевский район на 2014-2022 годы". Принятое решение считают незаконным, нарушающим их право на участие в программе.
Решением Белевского районного суда Тульской области от 2 октября 2019 года по иску Казаковой О.А, Казакова А.В, ФИО17. к администрации муниципального образования Белевский район договор от 15 апреля 1998 года N 12 о передаче "адрес" признан недействительным, право собственности на квартиру признано за Казаковой О.А, которая продала принадлежащую ей квартиру. Казаков А.В. снят с регистрационного учета в данной квартире в добровольном порядке.
Полагают, что указанные действия Казакова А.В. об отказе от права собственности на жилое помещение и снятии с регистрационного учета не подпадают под понятие распоряжения имуществом. Наличие в собственности доли в жилом помещении, владение и пользование, которое длительное время не осуществлялось, являлось для него обременительным. Фактически семья проживает в г. Туле в жилом помещении по договору найма.
Решением Белевского районного суда Тульской области от 23 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 16 февраля 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной Казаковым А.В, Казаковой Ю.А, действующей в своих интересах, интересах несовершеннолетнего ФИО18 25 июня 2021 года через Белевский районный суд Тульской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 13 июля 2021 года, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов кассационной жалобы заявители указывают, что судебные инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов фактически ограничились оценкой целесообразности принятия решения администрации муниципального образования Белевский район, не установив наличия надлежащих полномочий, факта соблюдения порядка и срока принятия решения органа местного самоуправления. Считают выводы судебных инстанций о намеренном ухудшении Казаковым А.В. жилищных условий не основанными на фактических обстоятельствах дела, нормах закона.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Казакова К.А. (до регистрации брака Ткачева) и Казаков А.В. состоят в браке с 8 мая 2019 года, от брака имеют несовершеннолетнего ребенка ФИО19, "данные изъяты" года рождения.
7 мая 2020 года Казакова Ю.А. обратилась в администрацию муниципального образования Белевский район Тульской области с заявлением о признании ее семьи (она, муж Казаков А.В, сын ФИО20), нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании Белевский район на 2014-2021 годы" муниципальной программы муниципального образования Белевский район "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения муниципального образования Белевский район".
Рассмотрев 21 июля 2020 года на заседании жилищной комиссии при администрации муниципального образования Белевский район представленные Казаковой Ю.А. документы о признании нуждающейся в жилом помещении в целях последующего признания участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании Белевский район на 2014-2021 годы", комиссия установила, что Казаков А.В. являлся собственником 1/3 доли в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", где был зарегистрирован до 27 марта 2020 года. В соответствии с решением Белевского районного суда Тульской области от 2 октября 2019 года о признании недействительным договора передачи квартиры в собственность и признании права собственности в порядке приватизации N 12 от 14 апреля 1998 "адрес" в "адрес" за матерью Казакова А.В. - Казаковой О.А. признано право собственности в порядке приватизации на данное жилое помещение. Впоследствии собственником этого жилого помещения Казаковой О.А. совершена сделка по продаже квартиры по договору купли-продажи от 16 марта 2020 года. С учетом общей площади жилых помещений, расположенных по адресам: "адрес", где ранее был зарегистрирован Казаков А.В, "адрес", где зарегистрированы Казакова Ю.А, несовершеннолетний Казаков Е.А, на 1 члена семьи приходится 11, 8 кв.м общей площади, что более учетной нормы, принятой решением Собрания депутатов муниципального образования г. Белев Белевского района от 17 мая 2007 года N 21/26. Поскольку Казаковым А.В. совершено намеренное ухудшение жилищных условий, комиссия приняла решение об отказе заявителю о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду намеренного ухудшения административными истцами своих жилищных условий, со времени совершения которого не истек пятилетний срок.
При установленных судами фактических обстоятельствах дела судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Постановлением администрации муниципального образования Белевский район от 29 января 2017 года N 70 "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования Белевский район "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения муниципального образования Белевский район" принята подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании Белевский район на 2014-2022 годы".
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании Белевский район на 2014-2022 годы" реализуется в рамках мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года N 1710, и мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" подпрограммы "Доступное жилье" государственной программы Тульской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Тульской области", утвержденной постановлением Правительства Тульской области от 29 декабря 2019 года N 598.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2014 - 2021 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 (далее Правила), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты
Пунктом 7 Правил определено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно положениям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются: отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя; обеспеченность жильем менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу положений части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Решением Собрания депутатов муниципального образования г. Белев Белевского района N 21/26 от 17 мая 2007 года установлена учетная норма общей площади жилого помещения на территории муниципального образования г. Белев Белевского района в размере 10, 0 кв.м и менее площади на 1 человека.
Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", изначально было передано в общую совместную собственность ФИО21 Казаковой О.А, Казакова А.В, ФИО22
Казаков А.В. с 30 июня 1997 года состоял на регистрационном учете по адресу: "адрес", где на основании договора передачи N 12 от 14 апреля 1998 года до 2 октября 2019 года являлся сособственником в праве общей совместной собственности на жилое помещение.
Вступившим в законную силу решением Белевского районного суда Тульской области от 2 октября 2019 года договор N 12 от 14 апреля 1998 года о передаче "адрес" признан недействительным, за Казаковой О.А. (матерью административного истца Казакова А.В.) признано право собственности в порядке приватизации на указанное жилое помещение.
Казакова О.А. продала принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу "адрес".
Общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", составляет 42, 1 кв.м.
В данном жилом помещении на момент заключения договора купли-продажи квартиры от 16 марта 2020 года на регистрационном учете состояло два человека, на каждого из которых приходилось 21 кв.м (42, 1:2=21 кв.м), что следует из договора купли- продажи от 16 марта 2020 года.
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", является ФИО23 (отец административного истца Казаковой Ю.А.).
В указанном жилом помещении на регистрационном учете состоят:
Ткачев А.Н. - с 9 октября 1990 года по настоящее время;
Ткачева Л.В. (жена) - с 14 октября 1993 года по настоящее время;
Казакова Ю.А. (дочь) - с 5 июня 1994 года по настоящее время;
Казаков Е.А, 7 октября 2019 года рождения (внук) - с 7 октября 2019 года по настоящее время;
Казаков А.В. (зять) - с 24 марта 2020 года по настоящее время.
Общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", составляет 42.1 кв.м.
До регистрации Казакова А.В. в жилом помещении, расположенном но адресу: "адрес", на каждого зарегистрированного в нем приходилось 10, 5 кв.м (42, 1:4=10, 5 кв.м).
До снятия Казакова А.В. с регистрационного учета по адресу: "адрес", на него приходилось 21 кв.м (42, 1:2=21 кв.м).
До снятия Казакова А.В. с регистрационного учета по адресу: "адрес", обеспеченность общей площадью жилого помещения семьи Казаковых составляла 14 кв.м ((10, 5+10, 5+21):3), что больше учетной нормы общей площади жилого помещения на территории муниципального образования г. Белев Белевского района.
После регистрации Казакова А.В. в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", обеспеченность общей площадью жилого помещения семьи Казаковых составила 8, 42 кв.м. (42, 1:5), что меньше учетной нормы общей площади жилого помещения на территории муниципального образования г. Белев Белевского района.
При указанных обстоятельствах суды, давая оценку действиям административного ответчика и оспариваемому решению, пришли к обоснованному выводу о том, что до регистрации Казакова А.В. в жилом помещении по адресу: "адрес" отсутствовали предусмотренные законом основания для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, а его снятие с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: "адрес" последующая регистрация по месту жительства супруги Казаковой Ю.А. свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий, в связи с чем правомерно признали оспариваемое решение законным.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Доводы заявителей в кассационной жалобе об отсутствии намерения ухудшить жилищные условия, снятие Казакова А.В. с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: "адрес" было вынужденным, а также об изменении судом первой инстанции процессуального статуса Казакова А.В. с административного истца на административного ответчика являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, мотивы, по которым судом апелляционной инстанции были отклонены такие доводы, изложены в обжалуемом судебном акте. Не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами были проверены порядок и сроки принятия оспариваемого решения органа местного самоуправления. Само по себе нарушение срока принятия решения администрацией муниципального образования Белевский район Тульской области не влечет признание такого решения незаконным, что верно было отмечено судом апелляционной инстанции.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о несогласии с выводами судов нижестоящих инстанций по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Вопреки доводам заявителей жалобы, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Белевского районного суда Тульской области от 23 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Казакова А.В, Казаковой Ю.А, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.