Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Школьникова Н.С. на решение Ивантеевского городского суда Московской области от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 29 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Школьникова Н.С. к администрации городского округа Ивантеевка Московской области о признании незаконными постановления от 5 ноября 2020 года N 791 и уведомления от 6 ноября 2020 года N 7-02-2020, о возложении обязанности совершить действия.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Школьников Н.С. обратился в суд к администрации городского округа Ивантеевка Московской области, в котором просил признать незаконными постановление от 5 ноября 2020 года N 791 и уведомления от 6 ноября 2020 года N 7-02-2020 об отказе в признании его малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, возложить на административного ответчика обязанность восстановить его на учете граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений и стоявших на учете до принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации, а также поставить его на учет граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, на основании части 1 статьи 1 Закона Московской области от 26 июля 2006 года N 125/2006-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Требования мотивировал тем, что он является инвалидом детства, ему установлена третья группа инвалидности бессрочно, имеет льготы, с основанием отказа не согласен, поскольку собственной жилой площади и семьи не имеет. Проживает на жилой площади, собственником которой является его бабушка ФИО10 Требование административного ответчика о предоставлении недостающих документов нарушает его права.
Решением Ивантеевского городского суда Московской области от 13 января 2021 года (с учетом определения от 15 февраля 2021 года об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 29 марта 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной Школьниковым Н.С. 5 июля 2021 года через Ивантеевский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 15 июля 2021 года, ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных и необоснованных и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на то, что подавал в суд административное исковое заявление к другому ответчику, которое до настоящего времени не рассмотрено; судом не были проведены подготовка к делу и предварительное судебное заседание, не направлены судебные повестки в адрес административного истца. Кроме того суд не установилкак определен его среднедушевой доход и стоимость имущества.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, администрация городского округа Ивантеевка Московской области, рассмотрев вопрос о признании Школьникова Н.С. малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и проверив представленные документы, в том числе выписку из домовой книги, согласно которой он постоянно зарегистрирован по адресу: "адрес", совместно с ФИО5 (бабушка - собственник квартиры), ФИО6 (мать), а также справки о доходах, выданные Пушкинским окружным управлением социальной защиты населения, подтверждающие получение им дохода с августа 2019 года по июль 2020 года, справки ГУ - УПФР N 16 по г. Москве и Московской области за период с 1 сентября 2019 года по 31 октября 2019 года, справки о доходах и суммах налога Школьникова Н.С, ФИО6, документ о кадастровой стоимости жилого дома по адресу: "адрес", произвела расчет суммы среднедушевого дохода и расчетной стоимости имущества Школьникова Н.С, которая составила 26 478 рублей 55 копеек, что значительно превышает установленную на 2020 год величину порогового значения доходов и стоимости имущества.
Постановлением администрации городского округа Ивантеевка Московской области от 5 ноября 2020 года отказано Школьникову Н.С. в признании малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что размер его дохода и стоимость имущества выше величины порогового значения доходов и стоимости имущества, утвержденного на территории городского округа Ивантеевка Московской области на 2020 год.
В уведомлении от 6 ноября 2020 года N 7-02-2020 администрация сообщила Школьникову Н.С. об отказе в признании малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое постановление соответствует требования закона, вынесено уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления; уведомление от 6 ноября 2020 года N 7-02-2020 не носит властно-распорядительного характера и непосредственно не порождает правовых последствий для административного истца, в нем лишь содержится информация об отказе в признании малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что размер доходов и стоимости имущества гражданина или среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи выше величины порогового значения доходов и стоимости имущества; требования представить недостающие документы указанные акты не содержат.
При установленных судами фактических обстоятельствах дела судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Согласно положениям части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из пункта 2.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного постановлением администрации городского округа Ивантеевка Московской области от 28 мая 2020 года N 316, следует, что лицами, имеющими право на получение муниципальной услуги, могут выступать граждане Российской Федерации, признанные органами местного самоуправления в установленном Законом Московской области от 22 декабря 2017 года N 231/2017-ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" порядке малоимущими, в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие на территории Московской области не менее 5 лет.
Статьей 10 Закона Московской области от 22 декабря 2017 года N 231/2017-ОЗ "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" (далее Закон Московской области от 22 декабря 2017 года N 231/2017-ОЗ) установлено, что малоимущими признаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Московской области, сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость имущества которых ниже или равна величине порогового значения доходов и стоимости имущества.
В силу части 1 статьи 4 Закона Московской области от 22 декабря 2017 года N 231/2017-ОЗ малоимущими признаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области, если размер доходов и стоимости имущества гражданина либо размер среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи ниже или равен величине порогового значения доходов и стоимости имущества.
Решением Совета депутатов городского округа Ивантеевка Московской области от 27 февраля 2020 года N 35/7 установлена величина порогового значения доходов и стоимости имущества, приходящихся на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Ивантеевка Московской области на 2020 год в размере 5 085 рублей 19 копеек месяц (пункт 1).
Расчетным периодом является период времени, равный 12 месяцам, предшествующий месяцу, в котором гражданином подано заявление о признании его малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статья 2 Закона Московской области от 22 декабря 2017 года N 231/2017-ОЗ).
Определение размера дохода гражданина, среднедушевого дохода семьи производится органом местного самоуправления на основании документов, указанных в статьях 5 и 6 данного Закона (часть 1 статьи 7 Закона Московской области от 22 декабря 2017 года N 231/2017-ОЗ).
Проанализировав приведенные выше положения действующего законодательства, регулирующего рассматривая правоотношения, правильно применив данные нормы закона, судебные инстанции пришли к правильному выводу о законности оспариваемых постановления и уведомления, отсутствии нарушения указанными актами прав и законных интересов административного истца, поскольку сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость семьи Школьникова Н.С. выше величины порогового значения доходов и стоимости имущества, установленного на 2020 год решением Совета депутатов городского округа Ивантеевка Московской области от 27 февраля 2020 года N 35/7.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не установлено, каким образом был произведен расчет среднедушевого дохода и стоимости имущества Школьникова Н.С, опровергаются материалами и обжалуемыми судебными актами, а потому не могут быть признаны состоятельными.
Являются необоснованными и доводы заявителя в кассационной жалобе о непроведении судом подготовки к рассмотрению дела и предварительного судебного заседания, поскольку такие доводы противоречат имеющимся в материалах дела определению судьи городского суда от 27 ноября 2020 года о принятии заявления и проведении подготовки дела к судебному разбирательству (л.д.1) и протоколу судебного заседания от 11 декабря 2020 года (л.д. 23-24).
Как следует из протокола судебного заседания от 13 января 2021 года, в судебном заседании суда первой инстанции принимал участие представитель Школьникова Н.С. - Коновалов Н.В, при рассмотрении апелляционной жалобы в областном суде Школьников Н.С. лично принимал участие в судебном разбирательстве, а потому его доводы в кассационной жалобе о неправомерности рассмотрения дела в его отсутствие являются несостоятельными.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о несогласии с выводами судов нижестоящих инстанций по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ивантеевского городского суда Московской области от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 29 марта 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Школьникова Н.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.