Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С.
судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новикова В.Т. на решение Веневского районного суда Тульской области от 21 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 22 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу к сельскохозяйственному потребительскому кредитному кооперативу "Аграрный фонд Тульской области", обществу с ограниченной ответственностью "Веневское", обществу с ограниченной ответственностью "Фермерское хозяйство современного животноводства", Новикова В.Т. о ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Центральный банк Российской Федерации в лице отделения по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее - ЦБ РФ в лице отделения по Тульской области ГУ ЦБ РФ по Центральному федеральному округу) обратился в суд с административным иском к сельскохозяйственному потребительскому кредитному кооперативу "Аграрный фонд Тульской области" (далее - СПКК "Аграрный фонд Тульской области", кооператив), Новикову В.Т, обществу с ограниченной ответственностью "Веневское" (далее ООО "Веневское"), обществу с ограниченной ответственностью "Фермерское хозяйство современного животноводства" (далее ООО "Фермерское хозяйство современного животноводства"), в котором просил вынести решение о ликвидации СПКК "Аграрный фонд Тульской области", обязанность по осуществлению ликвидации возложить на его учредителей ООО "Веневское", ООО "Фермерское хозяйство современного животноводства" и участника (члена) ликвидируемой организации Новикова В.Т.
Требования мотивированы тем, что СПКК "Аграрный фонд Тульской области" 27 ноября 2013 года зарегистрирован в качестве юридического лица, основным видом экономической деятельности которого является предоставление займов и прочих видов кредита. Учредителями СПКК "Аграрный фонд Тульской области" являются, в том числе ООО "Веневское" и ООО "Фермерское хозяйство современного животноводства". Председателем правления, а также участником (членом) СПКК "Аграрный фонд Тульской области" с 24 августа 2018 года является Новиков В.Т.
В ходе осуществления надзора за некредитными финансовыми организациями административным истцом установлено, что в нарушение части 1 статьи 40.3 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" СПКК "Аграрный фонд Тульской области" не состоит ни в одной саморегулируемой организации кредитных кооперативов, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц, что противоречит действующему в сфере сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации законодательству, является самостоятельным, достаточным основанием для инициирования процедуры ликвидации.
Решением Веневского районного суда Тульской области от 21 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 22 декабря 2020 года, административный иск удовлетворен, постановлено ликвидировать СПКК "Аграрный фонд Тульской области", обязанность по осуществлению его ликвидации возложена на учредителей ООО "Веневское" и ООО "Фермерское хозяйство современного животноводства", Новикова В.Т.
В кассационной жалобе, поданной 24 июня 2021 года через Веневский районный суд Тульской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 15 июля 2021 года, Новиков В.Т. просит изменить решение суда первой инстанции путем исключения Новикова В.Т. из числа лиц, на которых возложена обязанность по осуществлению ликвидации, и отменить судебный акт суда апелляционной инстанции. В жалобе заявитель указывает на отсутствие оснований для возложения на него обязанности по осуществлению ликвидации кооператива, поскольку он его учредителем не является; избрание его председателем правления кооператива с нарушением установленного порядка не свидетельствует о том, что он является учредителем кооператива. Кроме того, ссылается на то, что, согласно протоколу общего собрания учредителей кооператива, учредителями являются и иные лица, помимо тех, на которых возложена обязанность по ликвидации кооператива, однако такие лица не были привлечены к участию в деле.
Управлением Федеральной налоговой службы по Тульской области представлен письменный отзыв на поданную кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, не возражали относительно рассмотрения кассационной жалобы без их участия. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
Согласно положениям пункта 9.1 статьи 4, статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
В силу положений пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон о сельскохозяйственной кооперации) потребительские кооперативы отнесены к некоммерческим организациям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14 ноября 2013 года состоялось общее собрание учредителей СПКК "Аграрный фонд Тульской области", в ходе которого приняты решения о создании указанного сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива, утвержден его устав, избраны правление, председатель правления, наблюдательский совет, уполномоченное лицо при предоставлении интересов СПКК ""Аграрный фонд Тульской области", что подтверждается протоколом общего собрания от 14 ноября 2013 года N 1.
27 ноября 2013 года СПКК "Аграрный фонд Тульской области" зарегистрирован в качестве юридического лица, в качестве основного вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред 2) выбран код 64.92 "Предоставление займов и прочих видов кредита".
Согласно протоколу N 1 общего собрания учредителей СПКК "Аграрный фонд Тульской области" от 14 ноября 2013 года и Уставу СПКК "Аграрный фонд Тульской области", утвержденному протоколом общего собрания участников от 13 августа 2015 года N 1/15, учредителями СПКК "Аграрный фонд Тульской области" являются, в том числе ООО "Веневское" и ООО "Фермерское хозяйство современного животноводства".
24 августа 2018 года регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о Новикове В.Т. как о председателе правления СПКК "Аграрный фонд Тульской области".
В ходе осуществления надзора за кредитными финансовыми организациями ЦБ РФ в лице отделения по Тульской области ГУ ЦБ РФ по Центральному федеральному округу установлено, что в нарушение части 1 статьи 40.3 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" СПКК "Аграрный фонд Тульской области" не состоит ни в одной саморегулируемой организации кредитных кооперативов, что является самостоятельным основанием для инициирования процедуры ликвидации юридического лица.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что СПКК "Аграрный фонд Тульской области" в срок до 31 декабря 2019 года не вступил ни в одну из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, что в силу положений действующего законодательства является достаточным основанием для ликвидации юридического лица в судебном порядке.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции оглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида. Финансовая организация может являться членом только одной саморегулируемой организации определенного вида, за исключением случаев ассоциированного членства в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 292-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требования частей 1 и 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" в отношении сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов применяются с 1 января 2020 года.
Частью 3 статьи 40.3 Закона о сельскохозяйственной кооперации предусмотрено, что саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая кредитные кооперативы, осуществляет контроль за соблюдением кредитными кооперативами, являющимися членами этой саморегулируемой организации, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
В соответствии с подпунктом 11 части 1 статьи 40.2 Закона о сельскохозяйственной кооперации, статьей 6 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-Ф3 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива в случае нарушения им требований об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
При этом в силу пункта 5 статьи 61 этого же кодекса решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (подпункты 2 и 5 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Установив, что СПКК "Аграрный фонд Тульской области" не отвечает требованиям части 1 статьи 40.3 Закона о сельскохозяйственной кооперации о необходимом членстве в саморегулируемой организации кредитных потребительских сельскохозяйственных кооперативов, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о ликвидации СПКК "Аграрный фонд Тульской области" с возложением обязанности по ее осуществлению на учредителей и председателя правления кооператива Новикова В.Т.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для возложения на Новикова В.Т. обязанности по осуществлению ликвидации кооператива, поскольку он его учредителем не является, а избрание его председателем правления кооператива осуществлено с нарушением установленного порядка; о наличии иных участников кооператива, на которых не возложена обязанность по его ликвидации, на законность состоявшихся по делу судебных актов не влияют.
Из положений Закона о сельскохозяйственной кооперации и Устава СПКК "Аграрный фонд Тульской области" следует, что председатель правления избирается исключительно из членов кооператива.
Согласно материалам дела, 17 августа 2018 года Новиковым В.Т. в регистрирующий орган - Межрайонную ИФНС России N 10 по Тульской области подано заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в котором указано на необходимость внесения сведений об избрании Новикова В.Т. председателем правления СПКК "Аграрный фонд Тульской области" и исключения сведений о Сенопальникове Д.В. как о председателе названного юридического лица.
На основании указанного заявления регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации от 24 августа 2018 года N 13506А, и в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения, о том, что председателем правления СПКК "Аграрный фонд Тульской области" является Новиков В.Т.
При этом из заявления Новикова В.Т. о внесении изменений в сведения о юридическом лице от 17 августа 2018 года следует, что обращаясь в регистрирующий орган о внесении изменений в реестр в отношении председателя правления, Новиков В.Т. указал о возложении на него полномочий руководителя постоянно действующего исполнительного органа и подтвердил соответствие заявленных им изменений установленным законодательством Российской Федерации требованиям, достоверность таких сведений. Таким образом, при обращении с настоящим заявлением Новиков В.Т. подтвердил возложение на него полномочий председателя правления с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе положений Закона о сельскохозяйственной кооперации и Устава СПКК "Аграрный фонд Тульской области" об избрании председателя правления из числа членов кооператива.
То обстоятельство, что 13 октября 2020 года Новиков В.Т. обратился с заявлением о недостоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц, поскольку им направлено заявление учредителям о расторжении с ним договора, как с председателем правления, а потому он не может принимать участие в осуществлении деятельности по ликвидации юридического лица, также не свидетельствует о незаконности судебных актов, поскольку такое обращение имело место после вынесения судом решения о ликвидации кооператива, и кроме того, пунктом 8.4 Устава кооператива определено, что при ликвидации кооператива вышедший член участвует в его ликвидации наравне со всеми остальными членами в течение шести месяцев после выхода.
Учитывая изложенное, оснований для исключения Новикова В.Т. из числа лиц, на которых возложена обязанность по осуществлению ликвидации кооператива, у судов не имелось.
Также судами обоснованно отмечено, что обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных суду участников (учредителей) юридического лица, императивной обязанности по возложению данной обязанности на всех учредителей кооператива действующее законодательство не содержит.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, по сути, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Веневского районного суда Тульской области от 21 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Новикова В.Т. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.