Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А.К, Судей Сапрыкиной Н.И, Коренева А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-5261/2020 по иску Салихова Давута Шарифовича к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Салихова Давута Шарифовича на решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Родиной А.К. о вынесенных по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, истца Салихова Д.Ш, принявшего участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи о необходимости отмены судебных актов, прокурора Теплову М.Н. о правомерности судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
У с т а н о в и л а:
Салихов Д.Ш. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее - ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю) о признании действий незаконными, возмещении вреда здоровью в размере 2500000 руб, компенсации морального вреда в сумме 2000000 руб.
В обоснование требований указал, что 05 июня 2014 года был задержан сотрудниками полиции и помещен в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю. 06 июня 2014 года ему была проведена флюорография, взяты анализы на выявление хронических и вирусных заболеваний. В результате обследования истец признан здоровым. 23 октября 2014 года по результатам обязательного обследования ему был поставлен диагноз: "данные изъяты". Считает, что указанные болезни он получил в результате действий (бездействия) сотрудников МСЧ-59 ФСИН России с местом дислокации ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, выразившихся в необеспечении надлежащих условий содержания, отказе в предоставлении медикаментов и санитарных средств, ненадлежащем лечении.
Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчика ФСИН России, в качестве третьего лица - ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 25 ноября 2020 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31 марта 2021 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Салихов Д.Ш. просит об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на их незаконность и необоснованность. Полагает, что судами дана неполная оценка представленных доказательств возникновения у истца заболевания по вине ответчика, не представившего надлежащие условия содержания истца. Указывает, что СИЗО-1 нарушена ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Ответчики ФСИН России, ФКУ СИЗО-1, третье лицо ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. При таких обстоятельствах, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при рассмотрении дела не допущено.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 151, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 12, ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации N640, Минюста Российской Федерации N190 от 17 октября 2005 года (действовавшим в период пребывания истца в ФКУ СИЗО-1 Пермского края). Суд пришел к выводу о недоказанности возникновения у истца выявленных заболеваний ("данные изъяты") по вине ответчиков ввиду ненадлежащего его лечения и содержания, нарушения прав истца условиями содержания, способствовавшими возникновению этих заболеваний.
Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы кассационной жалобы о том, что СИЗО-1 нарушена ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что судами дана неполная оценка представленных доказательств возникновения у истца заболевания по вине ответчика, не представившего надлежащие условия содержания истца, не влекут отмены обжалуемых судебных актов.
В силу положений ст. 3 Конвенции от 04 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод" и ч. 2 ст. 1 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Как неоднократно отмечал Европейский Суд по правам человека, страдания и унижение при нарушении ст. 3 Конвенции должны превосходить уровень страданий и унижений, неизбежно присутствующих в любом законном обращении или наказании. В соответствии с данным положением договаривающееся государство должно обеспечить содержание лица под стражей в таких условиях, в которых бы уважалось его человеческое достоинство, такими способами и методами, при которых лицо не терпит душевных страданий и лишений, превышающих неизбежный уровень страданий при заключении, а также должным образом заботиться о здоровье и благополучии с учетом практических требований лишения свободы.
На основании ст. 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. При ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно принимают меры для организации оказания подозреваемому или обвиняемому медицинской помощи.
На основании ч.1, 3 ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. При невозможности оказания медицинской помощи в помещениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством РФ, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Согласно п. 2 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации N 640, Минюста Российской Федерации N 190 от 17 октября 2005 года, действовавшего в периоды содержания истца в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю (далее Порядок), медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями и медицинским подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным, а также контроль качества ее оказания осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, в том числе медицинскими управлениями, отделами, отделениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по принадлежности лечебно-профилактического учреждения или медицинского подразделения (п. 3 Порядка).
Организация профилактической, лечебно-диагностической работы обеспечивается в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными правовыми актами (п.7 Порядка).
Организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья (п.8 Порядка).
Предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (п.9 Порядка).
Для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в учреждении организуется медицинская часть (п.13 Порядка).
По прибытии в следственный изолятор всем поступившим (в том числе следующим транзитом) проводится первичный медицинский осмотр с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, а также больных, нуждающихся в неотложной помощи. Особое внимание обращается на наличие наружных проявлений кожных, венерических, инфекционных и других заболеваний, пораженность педикулезом, проводится сбор эпиданамнеза (п.24 Порядка).
На каждого подозреваемого и обвиняемого заполняется медицинская карта амбулаторного больного установленного образца (п.27 Порядка).
Для выявления инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, туберкулеза и других заболеваний проводятся лабораторные исследования. В дальнейшем проводятся плановые (не реже двух раз в год) медицинские осмотры и внеплановые - по показаниям (п.35 Порядка).
Руководство учреждений обеспечивает организацию и проведение комплекса противотуберкулезных мероприятий, в том числе санитарно-просветительную работу по вопросам профилактики, раннего выявления туберкулеза и контролируемого лечения больных, страдающих туберкулезом (п.315 Порядка).
Клинический минимум исследований на туберкулез включает: опрос и осмотр; рентгено-флюорографическое исследование органов грудной клетки; микробиологические исследования мокроты на туберкулез (методами прямой микроскопии трехкратно или методом люминесцентной микроскопии); общий анализ крови; общий анализ мочи; туберкулинодиагностика по показаниям (п.325 Порядка).
При выявлении туберкулеза больной госпитализируется в противотуберкулезное лечебно-профилактическое учреждение либо в туберкулезное отделение учреждения (п.330 Порядка).
Профилактическое и противорецидивное лечение туберкулеза назначается и проводится врачом-фтизиатром, а при его отсутствии осуществляется иным медицинским работником, после консультации фтизиатра (п.346 Порядка).
Профилактическое лечение проводится в амбулаторных условиях, обеспечивая строгий контроль за приемом лекарственных препаратов. В медицинской карте амбулаторного больного производятся соответствующие записи с обязательными отметками о приеме препаратов (п.350 Порядка).
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При рассмотрении дела судами установлено, что 05 июня 2014 года Салихов Д.Ш. был помещен в ФКУ СИЗО-1 г. Перми. 06 июня 2014 года было проведено флюорографическое исследование истца, патологии не выявлено.
21 августа 2014 года Салихов Д.Ш. был осужден Кировским районным судом г. Перми к лишению свободы.
25 сентября 2014 года Салихов Д.Ш. выбыл из ФКУ СИЗО-1 г. Перми в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, 18 октября 2014 года - вновь поступил в ФКУ СИЗО-1 г. Перми.
23 октября 2014 года в связи с жалобами истца на самочувствие выполнено флюорографическое обследование органов грудной клетки, по результатам которого выявлены "данные изъяты", в связи с чем в период с 23 октября 2014 года по 17 апреля 2015 года Салихов Д.Ш. находился на лечении в "данные изъяты" отделении филиала "Медицинская часть N12" ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России по Пермскому краю с диагнозом: "данные изъяты"
24 октября 2014 года Салихов Д.Ш. дообследован лабораторно-инструментальными методами, получены результаты, свидетельствующие о наличии у Салихова Д.Ш. сопутствующего заболевания: "данные изъяты". Пациент консультирован врачом-терапевтом, выставлен диагноз: "данные изъяты". Кроме того, назначены дополнительные обследования и лечение сопутствующего заболевания.
31 октября 2014 года Салихов Д.Ш. представлен на заседание Центральной врачебной комиссии, решением которой вынесено заключение: "данные изъяты"
Приговором Кировского районного суда г. Перми от 28 января 2015 года Салихов Д.Ш. признан виновным в совершении ряд других преступлений, назначено наказание по совокупности преступлений.
17 апреля 2015 года Салихов Д.Ш. выбыл в "данные изъяты" отделение филиала "Больница N3" ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России для продолжения лечения.
Согласно выписке из истории болезни Салихов Д.Ш. в период с 22 апреля 2015 года по 07 июня 2016 года находился на стационарном лечении в "данные изъяты" отделении филиала "Больница N3" ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России, по результатам лечения достигнута положительная Ro-динамика. Выписан с диагнозом: "данные изъяты"
Согласно справкам филиала ТБ-2 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России по результатам флюорографических обследований Салихова Д.Ш. за 2017-2020 годы патологических изменений не выявлено.
Установив указанные обстоятельства, суды первой и второй инстанции пришли к обоснованному выводу об оказании Салихову Д.Ш. медицинской помощи в соответствии с предусмотренными законом требованиями, в связи с диагностированными заболеваниями и своевременно. Учли, что в результате полученного лечения диагноз "данные изъяты" был снят в связи с выздоровлением. Сочли, что истцом не представлено доказательств возникновения у него указанных заболеваний ввиду неправомерных действий ответчиков, в частности, в связи с ненадлежащими условиями содержания истца. При этом исходили из того, что доказательств ненадлежащих условий содержания истца в СИЗО-1 не представлено; на запрос суда (по ходатайству истца об истребовании его обращений в прокуратуру о ненадлежащих условиях содержания в СИЗО-1 г. Перми) Прокуратурой Пермского края дан ответ, согласно которому Салихов Д.Ш. в прокуратуру по вопросу нарушения его прав не обращался.
Отвечая на аналогичные доводы жалобы, суд апелляционной инстанции указал, что обстоятельство того, что в июне 2014 года при проведении обследования у истца не было установлено патологии органов "данные изъяты", а в октябре 2014 года такая патология была установлена, не свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) сотрудников ФКУ СИЗО-1 г. Перми и возникновением заболевания, учитывая, что медицинская помощь истцу была оказана надлежащим образом и своевременно, в соответствии с Порядком, что подтверждено медицинскими документами.
Доводы кассационной жалобы Салихова Д.Ш. о том, что суды дали неполную оценку представленным доказательствам возникновения у истца заболевания по вине ответчика, не представившего надлежащие условия содержания, не нашли своего подтверждения и не могут служить основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Обстоятельства по делу установлены правильно, требования разрешены в соответствии с нормами закона и представленными доказательствами. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотру по существу. Отступления от этого принципа оправданы только, когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
О п р е д е л е и л а:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Салихова Давута Шарифовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.