Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Корпачевой Е.С.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-76/2021 по административному исковому заявлению Соколовой Е.В. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Курчатовского района Курской области от 27 июля 2021 г. N 19/141-5 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Курской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 Соколовой Е.В, выдвинутого в порядке самовыдвижения"
по апелляционной жалобе Соколовой Е.В. на решение Курского областного суда от 4 августа 2021 г, которым заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С, объяснения Соколовой Е.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы представителя территориальной избирательной комиссии Курчатовского района Курской области - Семилетовой Л.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей судебный акт не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Курской областной Думы от 17 июня 2021 г. N 919-VI ОД "О дате выборов депутатов Курской областной Думы седьмого созыва" выборы депутатов Курской областной Думы седьмого созыва назначены на 19 сентября 2021 г.
Решением Избирательной комиссии Курской области от 8 июня 2021 г. N 125/1212-6 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Курской областной Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным кругам на территориальные избирательные комиссии Курской области" полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Курской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 возложены на территориальную избирательную комиссию Курчатовского района Курской области (пункт 16).
Решением Избирательной комиссии Курской области от 17 июня 2021 г. N 126/1230-6 "О датах начала и окончания периода выдвижения и представления документов для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам избирательным объединением, а также в порядке самовыдвижения, списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями по единому избирательному округу при проведении выборов депутатов Курской областной Думы седьмого созыва" для кандидатов в депутаты Курской областной Думы седьмого созыва, выдвинутых по одномандатным избирательным округам в порядке самовыдвижения, установлены: дата начала периода выдвижения - 19 июня 2021 г, дата окончания периода выдвижения - до 18.00 часов 18 июля 2021 г, срок представления документов для регистрации - до 18.00 часов 19 июля 2021 г.
Решением территориальной (окружной) избирательной комиссии Курчатовского района Курской области от 27 июля 2021 г. N 19/141-5 Соколовой Е.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Курской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 16, в связи с недостаточным количеством действительных подписей, представленных для регистрации кандидата.
29 июля 2021 г. Соколова Е.В. обратилась в Курский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Курчатовского района Курской области от 27 июля 2021 г. N 19/141-5. Свои требования мотивировала тем, что признание недействительными 268 подписей избирателей не соответствует действительности. При подсчёте недействительных подписей избирательной комиссией допущены арифметические ошибки, так как одни и те же подписи признавались недействительными повторно, то есть, нарушен порядок подсчёта подписей.
Решением Курского областного суда от 4 августа 2021 г. административное исковое заявление Соколовой Е.В. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Соколова Е.В. просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов жалобы ссылается на правовую позицию, занятую в суде первой инстанции, дополнительно указав, что суд при рассмотрении административного дела неправильно применил нормы материального и процессуального права, дал ошибочную оценку собранным по делу доказательствам, не учёл все доводы административного истца в обоснование заявленного требования и не принял во внимание, что количество достоверных подписей избирателей, представленных ею для регистрации кандидатом в депутаты Курской областной Думы седьмого созыва, составляет 1 226, что является достаточным основанием для регистрации кандидата.
Относительно апелляционной жалобы территориальной избирательной комиссией Курчатовского района Курской области и участвовавшим в деле прокурором представлены письменные возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, в том числе при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. К числу таких оснований относится недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены пунктом 7 части 20 статьи 39 Закона Курской области от 3 декабря 2009 г. N 106-ЗКО "Кодекс Курской области о выборах и референдумах" (далее - Кодекс Курской области о выборах и референдумах).
В силу положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 этого Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 3 приведённой статьи законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Частью 4 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах установлено, что проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в соответствующую комиссию кандидатом. Проверке и учёту не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключённые (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Исходя из части 1.1 статьи 38 Кодекса Курской области о выборах и референдумах, на выборах депутатов Курской областной Думы количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Решением территориальной избирательной комиссии Курчатовского района Курской области от 17 июня 2021 г. N 2/11-5 установлено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Курской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16, составляет 1 201 подпись; общее количество представляемых для регистрации кандидата в депутаты подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимых для регистрации, но не более чем на 10 процентов, и составляет 120 подписей; общее количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата в депутаты, не может превышать 1 321 подпись избирателей.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, 18 июля 2021 г. Соколова Е.В. наряду с другими документами, необходимыми для решения вопроса о регистрации кандидата, представила в территориальную избирательную комиссию Курчатовского района Курской области, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Курской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 (далее - ОИК N 16, окружная избирательная комиссия), подписные листы, сброшюрованные и пронумерованные в папки: папка N 1 - 100 листов, 500 подписей; папка N 2 - 100 листов, 500 подписей; папка N 3 - 74 листа, 321 подпись. Всего 3 папки, 274 листа, 1321 подпись избирателей, собранные в поддержку самовыдвижения кандидата.
По результатам проверки членами рабочей группы, созданной в соответствии с частью 4 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах на основании решения ОИК N 16 от 17 июня 2021 г. N 2/12-5, представленных подписных листов на заседании окружной избирательной комиссии 27 июля 2021 г. принято решение об отказе в регистрации Соколовой Е.В. кандидатом в депутаты Курской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 16 в связи с тем, что 268 подписей избирателей из представленных кандидатом признаны недействительными, общее количество достоверных подписей избирателей составляет 1053 подписи, что является недостаточным количеством подписей для регистрации кандидата.
При проведении рабочей группой проверки подписных листов учитывались сведения (справки), представленные ОВМ МО МВД России "Льговский" (по запросам от 20 июля 2021 г. N, N и от 21 июля 2021 г. N), а также заключение эксперта ЭКЦ УМВД России по Курской области по проверке подписных листов от 20 июля 2021 г. N.
Согласно решению окружной избирательной комиссии от 27 июля 2021 г. N 19/141-5 подписи избирателей в поддержку кандидата Соколовой Е.В. признаны недействительными (недостоверными) по следующим основаниям:
в папке 1 - 2 подписи в соответствии с пунктом "а" части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах (подписи собраны вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов);
в папке 2 - 1 подпись, в папке 3 - 4 подписи в соответствии с пунктом "б" части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах (подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом);
в папке 2 - 1 подпись, в папке 3 - 7 подписей в соответствии с пунктом "к" части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах (подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем одномандатном избирательном округе);
в папке 2 - 22 подписи, в папке 3 - 27 подписей в соответствии с пунктом "в" части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах (подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности - на основании справок ОВМ МО МВД России "Льговский");
в папке 1 - 4 подписи в соответствии с пунктом "г" части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах (в подписях указаны неполные фамилия, имя, отчество избирателя);
в папке 2 - 1 подпись, в папке 3 - 1 подпись в соответствии с пунктом "г" части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах (не указаны число и месяц рождения избирателя в возрасте 18 лет на день голосования);
в папке 3 - 1 подпись в соответствии с пунктом "г" части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах (отсутствие или неполное указание адреса места жительства избирателя - на основании справок ОВМ МО МВД России "Льговский");
в папке 1 - 1 подпись в соответствии с пунктом "г" части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах (не указана дата собственноручного внесения избирателем своей подписи);
в папке 1 - 4 подписи, в папке 2 - 5 подписей, в папке 3 - 3 подписи в соответствии с пунктом "е" части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах (имеются неоговорённые исправления в дате внесения подписи избирателя);
в папке 1 - 46 подписей, в папке 2 - 52 подписи, в папке 3 - 29 подписей в соответствии с пунктом "е" части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах (дата внесения подписи избирателя поставлена им не собственноручно - на основании заключения эксперта ЭКЦ УМВД России по Курской области по проверке подписных листов от 20 июля 2021 г. N/и);
в папке 1 - 1 подпись, в папке 2 - 4 подписи, в папке 3 - 1 подпись в соответствии с пунктом "ж" части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах (имеются неоговорённые исправления в сведениях об избирателе);
в папке 1 - 2 подписи, в папке 2 - 18 подписей в соответствии с пунктом "л" части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах (фамилия, имя, отчество указаны избирателем не собственноручно - на основании заключения эксперта ЭКЦ УМВД России по Курской области по проверке подписных листов от 20 июля 2021 г. N);
в папке 2 - 8 подписей, в папке 3 - 4 подписи в соответствии с пунктом "м" части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах (подписи избирателей внесены позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписи избирателей);
в папке 1 - 5 подписей в соответствии с пунктом "м" части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах (подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа кандидатом);
в папке 3 - 5 подписей в соответствии с пунктом "н" части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах (заверительная подпись лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, внесена позднее заверительной подписи кандидата);
в папке 3 - 9 подписей в соответствии с пунктом "з" части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах (имеются неоговорённые исправления в дате внесения подписи лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей).
Разрешая заявленные Соколовой Е.В. требования, суд первой инстанции сопоставил представленные административным истцом подписные листы с ведомостями проверки подписных листов N 1, 2, 3 и пришёл к выводу, что ряд подписей в поддержку кандидата содержит несколько оснований для признания их недействительными, и ОИК N 16 при итоговом подсчёте 20 подписей избирателей учла дважды как недействительные.
Проверив представленные Соколовой Е.В подписи избирателей, исследовав подлинные подписные листы, заключение эксперта ЭКЦ УМВД России по Курской области по проверке подписных листов от 20 июля 2021 г. N, справки ОВМ МО МВД России "Льговский" (по запросам ОИК N 16 от 20 июля 2021 г. N, N и от 21 июля 2021 г. N), допросив свидетеля ФИО, суд обоснованно исключил 23 подписи избирателей (в том числе 20 подписей, дважды учтённых как недействительные) из общего числа недействительных подписей избирателей, представленных в поддержку кандидата, в соответствии с решением окружной избирательной комиссии от 27 июля 2021 г. N 19/141-5, установив, что общее количество недействительных подписей избирателей составляет 245 подписей.
Кроме того, принимая во внимание юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению при рассмотрении административного дела по оспариванию решения избирательной комиссии в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд согласно пункту 7 статьи 38 приведённого Федерального закона произвёл повторную проверку подписных листов с подписями избирателей, представленных в поддержку кандидата Соколовой Е.В, поскольку ни рабочая группа ОИК N 16 при проверке подписей избирателей 22 июля 2021 г, ни окружная избирательная комиссия при принятии решения 27 июля 2021 г. не исследовала справки по проведению проверки подписных листов в папке N 2, выданные ОВМ МО МВД России "Льговский", поступившие в избирательную комиссию 25 июля 2021 г. (входящий N) и 26 июля 2021 г. (входящий N).
Проанализировав содержание данных справок и представленные административным истцом подписные листы, суд установил, что ещё 27 подписей избирателей в поддержку выдвижения Соколовой Е.В. подлежат признанию недействительными в соответствии с положениями части 9 статьи 39 Кодекса Курской области о выборах и референдумах.
Таким образом, общее число недействительных подписей избирателей, представленных в поддержку кандидата Соколовой Е.В, составляет 272 подписи, а число достоверных подписей - 1049.
Доводы административного истца относительно недопустимости принятия доказательств, свидетельствующих о недействительности 27 подписей, суд правомерно признал основанными на ошибочном толковании норм избирательного законодательства, потому что эти обстоятельства существовали на день принятия окружной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации Соколовой Е.В. кандидатом в депутаты.
Также суд обоснованно отклонил утверждения административного истца о недостоверности выводов исследования подписных листов экспертом ЭКЦ УМВД России по Курской области и об ошибочности данных, содержащихся в справках ОВМ МО МВД России "Льговский", поскольку названные документы являются допустимыми доказательствами, каких-либо оснований сомневаться в компетентности эксперта, в выводах заключения, в достоверности представленных сведений не имеется.
Доказательства, с учётом требований относимости, допустимости и достоверности, опровергающие приведённые выше обстоятельства, Соколовой Е.В. суду не представлены.
Установив, что из представленных Соколовой Е.В. подписей избирателей количество достоверных подписей составило 1049, что менее необходимых 1201 подписи избирателей, суд сделал правильный вывод о том, что административным истцом представлены подписи избирателей в количестве, не достаточном для принятия решения о регистрации её кандидатом, в связи с чем решение ОИК N 16 является законным и обоснованным, принятым в полном соответствии с требованиями подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основания для отмены оспариваемого решения отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что проверка подписей окружной избирательной комиссией производилась с нарушением положений законодательства о выборах (в том числе в связи с нахождением Соколовой Е.В. на самоизоляции и без извещения её о дате и времени проверки подписных листов), выводы избирательной комиссии о недействительности подписей основаны на ненадлежащих документах, в связи с чем, у избирательной комиссии отсутствовали основания для признания подписей избирателей недействительными, проверялись судом при рассмотрении дела, им была дана надлежащая оценка. Судом сделан вывод о соблюдении окружной избирательной комиссией требований действующего законодательства. Оснований не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется.
Утверждения в апелляционной жалобе о нарушении судом первой инстанции при рассмотрении административного дела норм процессуального права являются несостоятельными, так как в протоколе судебного заседания содержатся все предусмотренные статьёй 205 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сведения, протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи велось с соблюдением положений части 1 статьи 206 данного Кодекса, носители информации, полученной с использованием технических средств, приобщены к протоколу судебного заседания; исследование письменных доказательств проводилось судом в соответствии с требованиями статьи 164 Кодекса в том объёме, который требовался исходя из существа административного спора.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном истолковании положений избирательного законодательства и норм процессуального права, поэтому не могут служить поводом для отмены указанного решения суда.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курского областного суда от 4 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Соколовой Е.В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.