Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Мальмановой Э.К, Шелудько В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Расторгуевой А.В, поступившую в суд первой инстанции 02 июля 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Расторгуевой А.В. к администрации муниципального образования Темрюкский район об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Расторгуева А.В. обратилась в суд к администрации МО Темрюкский район с административным исковым заявлением о признании незаконными отказа NВ-140/07-6270/19-26 от 17 мая 2019 года в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, путем утверждения схемы расположения земельного участка площадью 4980 кв.м, по адресу: "адрес", кадастровый квартал N
В обоснование заявленных исковых требований указала, что обратилась к административному ответчику с ходатайством об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. Предполагая необоснованный отказ в удовлетворении своего заявления, истцом 25 февраля 2019 года в адрес ответчика направлено письмо начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 19 февраля 2019 года N78-19-1580/19, согласно которому, Управление считает возможным заключение договора аренды в отношении формируемого земельного участка. Решением от 17 мая 2019 года ей отказано в предоставлении муниципальной услуги, в связи с тем, что у администрации отсутствует результат археологических исследований. Других оснований для отказа не указано. Считает данное решение незаконным, необоснованным, подлежащим отмене, поскольку оно нарушает ее права и законные интересы, для оформления прав на земельный участок.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 10 февраля 2021 года удовлетворены административные исковые требования Расторгуевой А.В.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 апреля 2021 года решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 10 февраля 2021 года отменено. По делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Расторгуева А.В. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционное определение подлежат отмене, что обусловлено следующим.
Как следует из материалов дела 12 февраля 2019 года Расторгуева А.В. обратилась в администрацию МО Темрюкский район с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N, площадью 4980 кв.м, по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства.
По рассмотрению указанного заявления, 05 марта 2019 года администрацией МО Темрюкский район в адрес Расторгуевой А.В. направлено сообщение о необходимости получения дополнительной информации в отношении испрашиваемого земельного участка.
25 февраля 2019 года Расторгуевой А.В. в адрес административного ответчика направлено письмо начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 19 февраля 2019 года N78?19-1580/19, согласно которому, Управление считает возможным заключение договора аренды в отношении формируемого земельного участка, при условии выполнения требований действующего законодательства. В случае хозяйственного освоения указанного земельного участка необходимо получить дополнительное согласование Управления.
17 мая 2019 года администрацией МО Темрюкский район принято решение об отказе Расторгуевой А.В. в предоставлении муниципальной услуги. В своем решения администрация указала, что земельный участок находится в охранной зоне - зоне археологических исследований памятника археологии федерального значения - археологический комплекс "Гермонасса-Тмутаракань", античное время, средневековье: городище, некрополи (гос. N3423). До предоставления результатов археологических исследований (разведок) на территории формируемого земельного участка, управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края считает невозможным его использование для целей, указанных в обращении. В связи с чем администрация МО Темрюкский район отказывает в предоставлении муниципальной услуги.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, пришел к выводу о незаконности решения администрации МО Темрюкский район от 17 мая 2019 года, так как согласно заключению Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 26 апреля 2019 года, управление согласовало хозяйственное освоение земельного участка с кадастровым номером N ЗУ для строительства жилого дома согласно представленной документации и при условии обязательного выполнения требований управления.
Отменяя решения суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что на момент принятия обжалуемого решения органа местного самоуправления от 17 мая 2019 года, в порядке межведомственного взаимодействия административным ответчиком были получены сведения, которые в силу требований действующего законодательства, являются основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. Между тем, доказательств, направления административному ответчику, получение им в порядке межведомственного взаимодействия, либо поступления в администрацию МО Темрюкский район, на момент вынесения решения от 17 мая 2019 года, письма управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 26 апреля 2019 года, согласно которого управление согласовывает хозяйственное освоение земельного участка с кадастровым номером N для строительства жилого дома согласно представленной документации и при условии обязательного выполнения требований управления и которое положено в основу обжалуемого решения суда о признании незаконным названного решения администрации МО Темрюкский район, в материалах дела не представлено.
Однако с данными выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе, размещение которых, предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Отказ администрации МО Темрюкский район не содержит ни одного основания, предусмотренного пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В соответствии с частью 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Согласно постановлением главы администрации Краснодарского края от 12.05.2005 г. N418 утвержден проект зон охраны памятников истории и культуры города Ейска и станицы Тамань. Согласно "Проекта зон охраны памятников станицы Тамань Краснодарского края" на территории зоны археологических исследований:
- запрещается всякое новое строительство и любые земляные работы без предварительного изучения всей отведенной для работы площадки па полную глубину культурного слоя;
- археологические работы осуществляются только специалистами по открытым листам;
- в случае нахождения на этой территории памятников археологии рекомендуется для строительства применить индивидуальные проекты с учетом сохранения археологического памятника;
- при осуществлении строительства, допускается регенерация существующего жилого и общественного фонда, изменение профилей и улиц и их благоустройство;
не рекомендуется размещение промышленных предприятий.
Следовательно, проект зоны охраны памятников станицы Тамань Краснодарского края не содержит прямого запрета строительства и проведения земляных работ. В нем указывается на то, что данные работы должны проводиться, только после предварительного изучения всей отведенной для работы площадки па полную глубину культурного слоя.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Таманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края, утвержденными решением LXXVII сессии Совета Таманского сельского поселения Темрюкского района 2 созыва от 29 мая 2014 года N315, испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж-1. К основным видам использования земельного участка относятся, в том числе для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) и для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2) (л.д. 211 том 1).
Как следует из материалов дела, Расторгуева А.В. обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно письма начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 19 февраля 2019 года Управление считает возможным заключения договора аренды в отношении формируемого земельного участка в границах кадастрового квартала N, площадью 4980 кв.м, по адресу: "адрес" В случае хозяйственного освоения указанного земельного участка необходимо получить дополнительное согласование.
Учитывая, что Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края дало согласие на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка, у администрации не было оснований для отказа в предоставления муниципальной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В письме от 11 апреля 2019 года Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края указывает, что использование формируемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства возможно только, после выполнения предварительного изучения всей отведенной для работы площадки на полную глубину культурного слоя.
Как следует из заключения Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 26 апреля 2019 года на земельном участке в границах кадастрового квартала N, площадью 4980 кв.м, по адресу: "адрес" проведены археологические исследования (разведки) специалистами ООО "КубаньАрхСпас", заложен и исследован археологический шурф, произведено визуальное обследование испрашиваемой территории. Проведенные работы не выявили археологических объектов в пределах рассматриваемого земельного участка, культурный слой в разведочном шурфе не обнаружен. Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края согласовывает хозяйственное освоение земельного участка (л.д. 40-42).
Данные обстоятельства не были учтены судом апелляционной инстанции при вынесении решения.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемый судебный акт приведенным требованиям не соответствуют, поскольку предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств при рассмотрении заявленных требований об оспаривании решения администрации муниципального образования Темрюкский район об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, суд апелляционной инстанции не выполнил.
При таких данных судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 апреля 2021 года отменить, оставить в силе решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 10 февраля 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 19 августа 2021 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Э.К. Мальманова В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.