Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карташовой Татьяны Александровны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 16 апреля 2021 года по делу N 2а-168/2021 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области к Карташовой Татьяне Александровне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере, пени.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области (далее также - Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Карташовой Т.А. о взыскании в бюджет соответствующего уровня задолженности в размере 35 779, 80 руб, в том числе: в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год в сумме 28 880, 55 руб, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 10 января 2020 года по 26 января 2020 года в сумме 102, 29 руб, а также пени, начиная со следующего дня по день фактической уплаты налога из расчета 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год в сумме 6 772, 97 руб, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 10 января 2020 года по 26 января 2020 года в сумме 23, 99 руб, а также пени, начиная со следующего дня по день фактической уплаты налога из расчета 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства.
Требования мотивированы тем, что Карташова Т.А. в период с 8 февраля 2018 года по 25 декабря 2019 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем в силу действующего законодательства являлась плательщиком страховых взносов, однако страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, подлежащие уплате за период с 1 января 2019 года по 25 декабря 2019 года, административным ответчиком в установленный срок (до 9 января 2020 года) не уплачены, за просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов начислены пени. В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику направлялось требование об уплате задолженности по страховым взносам и пени, однако в установленный срок требование не исполнено, что послужило основанием для обращения Инспекции с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по страховым взносам и пени. Вынесенный по заявлению налогового органа о взыскании задолженности с Карташовой Т.А. судебный приказ определением мирового судьи от 2 сентября 2020 года отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
Решением Северского городского суда Томской области от 29 января 2021 года требования административного истца удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 16 апреля 2021 года решение Северского городского суда Томской области от 29 января 2021 года отменено в части взыскания с Карташовой Т.А. в бюджет соответствующего уровня пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, начиная со следующего дня (с 27 января 2020 года) по день фактической уплаты страховых взносов из расчета 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства; в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении данных требований; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 18 июня 2021 года административным ответчиком ставится вопрос об отмене апелляционного определения со ссылкой на прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 25 декабря 2019 года, регистрацию в названном качестве в целях осуществления деятельности в сетевом маркетинге и фактическое неосуществление соответствующей деятельности с момента регистрации до момента утраты статуса индивидуального предпринимателя. Указывает на неполучение уведомления о наличии у нее задолженности из налогового органа, отсутствие регистрации в качестве налогоплательщика в личном кабинете и неиспользование данного ресурса. Ссылается на личные обстоятельства, не позволившие ей принять непосредственное участие в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций, тяжелое материальное положение и отсутствие возможности уплатить задолженность. Полагает, что имеются основания для освобождения ее от уплаты страховых взносов за спорный период, предусмотренные пунктом 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в данный период ею осуществлялся уход за "данные изъяты" лежачей мамой.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Учитывая, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 16 апреля 2021 года решение Северского городского суда Томской области от 29 января 2021 года отменено только в части взыскания с Карташовой Т.А. пени на будующий период, а в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения, проверке в кассационном порядке подлежат оба судебных акта, несмотря на указание кассатора в жалобе на незаконность только судебного акта суда апелляционной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 1 статьи 432 НК РФ).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (пункт 2 статьи 432 НК РФ).
На основании подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ за расчетный период 2019 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере составляют 29 354 руб. в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере составляют 6 884 руб.
Расчетным периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 423 НК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дачу государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 432 НК РФ).
Исходя из приведенного правового регулирования суды, установив, что в период с 1 января 2019 года по 25 декабря 2019 года Карташова Т.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, пришли к обоснованному выводу о том, что в указанном периоде административный ответчик являлась плательщиком страховых взносов и должна была производить их уплату в фиксированном размере.
Доводы Карташовой Т.А. о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в целях осуществления деятельности в сетевом маркетинге и о фактическом неосуществлении предпринимательской деятельности, об отсутствии дохода подлежат отклонению, поскольку указанные обстоятельства применительно к спорным правоотношениям в силу действующего законодательства правового значения не имеют.
Закон не связывает наличие у плательщика страховых взносов соответствующей обязанности с фактом осуществления предпринимательской деятельности и наличием дохода от ее получения.
В соответствии со статьей 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
Требованием об уплате налога согласно статья 69 приведенного Кодекса признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, которой в соответствии со статьей 11 данного Кодекса признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговые органы вправе предъявить в суд общей юрисдикции административный иск о взыскании недоимки, пени, то есть денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (подпункт 14 пункта 1 статьи 31, пункт 1 статьи 75 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается для физических лиц равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Установив, что обязанность по уплате страховых взносов за период с 1 января 2019 года по 25 декабря 2019 года Карташовой Т.А. в установленный действующим законодательством срок в добровольном порядке не исполнена, требование N 1245 по состоянию на 27 января 2020 года об уплате страховых взносов и пени, начисленных за их неуплату, размещенное в личном кабинете налогоплательщика, в установленный данным требованием срок (до 28 февраля 2020 года) не исполнено, выданный мировым судьей судебного участка N 2 Северского судебного района Томской области 10 апреля 2020 года по заявлению Инспекции судебный приказ отменен 2 сентября 2020 года по заявлению должника, что послужило основанием для обращения налогового органа 30 ноября 2020 года с настоящим административным иском о взыскании задолженности, суды пришли к верному выводу о том, что порядок и сроки принудительного взыскания Инспекцией соблюдены, в связи с чем, проверив правильность расчета заявленных ко взысканию сумм страховых взносов и пени, обоснованно удовлетворили заявленные требования о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год в сумме 28 880, 55 руб, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 10 января 2020 года по 26 января 2020 года в сумме 102, 29 руб, а также недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год в сумме 6 772, 97 руб, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 10 января 2020 года по 26 января 2020 года в сумме 23, 99 руб.
Приведенные Карташовой Т.А. в кассационной жалобе доводы о неполучении уведомления о наличии у нее задолженности из налогового органа, об отсутствии регистрации в качестве налогоплательщика в личном кабинете и о неиспользовании данного ресурса являлись предметом изучения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает, и обоснованно отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения. Содержание жалобы в указанной части, по сути, направлено на переоценку представленных доказательств и установление иных обстоятельств по делу, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оценивая доводы административного ответчика о наличии оснований для освобождения от обязанности но уплате страховых взносов в связи с осуществлением ухода за тяжелобольной матерью, суды исходили из того, что в соответствии с пунктом 7 статьи 430 НК РФ плательщики страховых взносов из числа лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (включая индивидуальных предпринимателей), не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды. Таким образом, индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы; ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации и т.п, но не более пяти лет в общей сложности.
Поскольку мать административного ответчика ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ рождения, являлась "данные изъяты" и в рассматриваемый период не достигла возраста 80 лет, является верным вывод судов двух инстанций о том, что предусмотренные законом основания для освобождения ответчика от уплаты страховых взносов за спорный период отсутствуют.
Доводы административного ответчика об обратном основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено. Доводы административного ответчика о невозможности участия в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций в связи со стечением тяжелых личных и семейных обстоятельств о наличии таких нарушений не свидетельствуют. Рассмотренный судами спор не относится к категории споров, подлежащих рассмотрению с обязательным участием ответчика; явка Карташовой Т.А. обязательной судами также не признавалась. О дате, времени и месте рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций ответчик, как следует из материалов дела, извещен своевременно и надлежащим образом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северского городского суда Томской области от 29 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 16 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Карташовой Татьяны Александровны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.