Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Капориной Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-446/2021 (УИД 23OS0000-01-2020-001508-36) по административному исковому заявлению Коробцова Максима Александровича о признании не действующими в части приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 10 марта 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителя административного истца Коробцова М.А. - Русовой А.Г, представителя административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края Ступак В.А, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 г, Перечень).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 г, Перечень).
Согласно пунктам 72210, 72219, 72229 Перечня на 2019 г, пунктам 72545, 72554, 72564 Перечня на 2020 г. нежилые помещения с кадастровыми номерами 23:43:0407036:93, 23:43:0407036:83, 23:43:0407036:74, соответственно, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. им. В.Н. Мачуги, д. 41, являются объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Коробцов М.А, являющийся собственником перечисленных выше нежилых помещений, обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов нормативных правовых актов, обосновывая требования тем, что данные объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение их в Перечни на 2019 и 2020 годы не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налогов в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 10 марта 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца и административного ответчика поддержали занятые ими позиции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 5 статьи 213, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания нормативных правовых актов в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности включения объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, в оспариваемые Перечни на 2019 и 2020 годы и наличии оснований для удовлетворения искового заявления.
Судебная коллегия считает позицию суда первой инстанции ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, по следующим основаниям.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи НК РФ определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального законодательства в Перечень подлежит включению такой объект налогообложения, который отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Как следует из материалов дела, Коробцову М.А. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: город Краснодар, Карасунский внутригородской округ, улица имени В.Н. Мачуги, дом 41:
- нежилое помещение N 18/1 с кадастровым номером 23:43:0407036:74, площадью 13, 7 кв.м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение;
- нежилое помещение N 17/11 с кадастровым номером 23:43:0407036:83, площадью 39, 9 кв.м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение;
- нежилое помещение N 17/10 с кадастровым номером 23:43:0407036:93, площадью 23, 6 кв.м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение.
Основанием для включения объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:43:0407036:74, 23:43:0407036:83 и 23:43:0407036:93 в оспариваемые Перечни послужило их нахождение в здании с кадастровым номером 23:43:0407036:67, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0407036:62 с видом разрешенного использования "общественное здание административного назначения: административные и офисные здания".
По итогам рассмотрения административного дела суд первой инстанции пришел к суждению о том, что, поскольку исследованный в судебном заседании СD-диск со сведениями Управления Росреестра по Краснодарскому краю, использованный при формировании Перечня на 2019 г, не содержит информации о расположении нежилого здания с кадастровым номером 23:43:0407036:67 на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0407036:62, и информации о нахождении нежилых помещений с кадастровыми номерами 23:43:0407036:74, 23:43:0407036:83 и 23:43:0407036:93 в данном здании, а вид разрешенного использования земельного участка не соответствует перечню, приведенному в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39, у административного ответчика не имелось оснований для включения объектов недвижимости в оспариваемые нормативные правовые акты.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Вопреки содержащимся в обжалуемом решении суждениям суда первой инстанции фактические обстоятельства дела, касающиеся расположения нежилого здания с кадастровым номером 23:43:0407036:67 на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0407036:62 и нахождения нежилых помещений административного истца с кадастровыми номерами 23:43:0407036:74, 23:43:0407036:83, 23:43:0407036:93 в данном здании, подтверждаются материалами дела и не оспариваются административным истцом.
Сведений об оспаривании нормативных правовых актов, которыми нежилое здание с кадастровым номером 23:43:0407036:67 включено в Перечень на 2019 г. (пункт 41698) и в Перечень на 2020 г. (пункт 41441) в материалы дела не представлено.
Названный выше вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0407036:62 - "общественное здание административного назначения: административные и офисные здания" бесспорно предусматривает размещение на нем офисных зданий, что подтверждает обоснованность отнесения нежилого здания с кадастровым номером 23:43:0407036:67 к административно-деловому центру.
Нахождение принадлежащих административному истцу нежилых помещений в таком нежилом зданий в силу вышеприведенных правовых положений является самостоятельным основанием для их отнесения к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Следовательно, включение нежилых помещений с кадастровыми номерами 23:43:0407036:74, 23:43:0407036:83, 23:43:0407036:93 в Перечни на 2019 и 2020 годы является обоснованным, а оспариваемые в части нормативные правовые акты соответствуют приведенным требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценивая указанное в обоснование принятого судом первой инстанции решения суждение об актуальности представленных Управлением Росреестра и содержащихся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости сведений и отсутствии в материалах дела доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что здание с кадастровым номером 23:43:0407036:67 на момент включения в Перечни вышеуказанных объектов недвижимости использовалось по назначению, судебная коллегия отмечает, что основанием для такого включения послужили сведения не об использовании здания, а о его расположении на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий (пункт 3 статьи 378.2 НК РФ).
Приобщенные в материалы дела копии договоров аренды нежилых помещений, технического паспорта по состоянию на 3 июля 2014 г, акта обследования здания с кадастровым номером 23:43:0407036:67, а также СD-диски со сведениями Управления Росреестра по Краснодарскому краю не опровергают вывод о наличии оснований для включения принадлежащих административному истцу объектов в Перечни на 2019 и 2020 годы в связи с нахождением в административно-деловом центре.
Таким образом, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, что в силу пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 10 марта 2021 г. отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Коробцова Максима Александровича об оспаривании нормативных правовых актов в части отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в порядке, установленном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 12 августа 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.