Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Крикуновой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного истца Григорьева Ю.И. - ФИО1 на решение Забайкальского краевого суда от 05 августа 2021 года
по административному делу N 3а-157/2021 по административному исковому заявлению Григорьева Ю.И. о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Забайкальского края от 18 июля 2021 года N 104/683-3 "О регистрации Кулиевой В.В. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Забайкальский край - Даурский одномандатный избирательный округ N 44".
Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В, объяснения представителя административного истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя заинтересованного лица ФИО2, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Григорьев Ю.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Забайкальского края о признании незаконным и отмене постановления от 18 июля 2021 года N 104/683-3 "О регистрации Кулиевой В.В. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Забайкальский край - Даурский одномандатный избирательный округ N 44" (далее - Постановление N 104/683-3).
В обоснование административных исковых требований указал, что оспариваемое постановление принято с существенными нарушениями норм избирательного законодательства без должной проверки документов. Так, заявление о согласии баллотироваться не отвечает требованиям пункта 1 части 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ). Кулиевой В.В. в Избирательную комиссию Забайкальского края не были представлены сведения о том, что она получает ежемесячное денежное вознаграждение на исполнение полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также документы об открытии специального избирательного счета, об изменениях в данных о кандидате и о том, что она не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Полагает, что данные обстоятельства являются основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Решением Забайкальского краевого суда от 05 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что заинтересованное лицо должна была представить административному ответчику копию документа, подтверждающего факт осуществления ею трудовой деятельности в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, однако такой документ представлен не был. Имеющаяся в материалах административного дела справка Управления государственной службы и кадров Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации факт наличия трудовых отношений и получения заработной платы не подтверждает. Депутаты не состоят в трудовых отношениях с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, так как они замещают выборные должности, а Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации является самостоятельным юридическим лицом. При наличии таких обстоятельств Избирательная комиссия Забайкальского края должна была отказать Кулиевой В.В. в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Избирательная комиссия Забайкальского края, представитель заинтересованного лица Кулиевой В.В. - Калинина Е.В. и прокурор, участвовавший в деле, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
Заслушав объяснения представителей административного истца и заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела N 3а-157/2021, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
В силу части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения (часть 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года N 4/28-8 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии" на Избирательную комиссию Забайкальского края возложены полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу "Забайкальский край - Даурский одномандатный избирательный округ N 44".
Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 24 июля 2021 года N 110/708-3 зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Забайкальский край - Даурский одномандатный избирательный округ N 44" Григорьев Ю.И, выдвинутый политической партией "Социалистическая политическая партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ".
18 июля 2021 года постановлением административного ответчика N 104/689-3 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Забайкальский край - Даурский одномандатный избирательный округ N 44" зарегистрирована Кулиева В.В, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, член Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, выдвинутая политической партией "Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России".
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что административный истец на основании части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации был вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Постановления N 104/683-3, подав его в установленный срок, о чем свидетельствует отметка на почтовом конверте - 27 июля 2021 года.
Организацию деятельности административного ответчика регламентируют статья 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), статьи 21, 28 и 29 Федерального закона N 20-ФЗ, закон Забайкальского края от 08 октября 2009 года N 230-ЗЗК "Об Избирательной комиссии Забайкальского края" и его регламент.
В силу статей 40 и 44 Регламента Избирательной комиссии Забайкальского края, утвержденного постановлением от 18 апреля 2019 года N 11/80-3, решения Избирательной комиссии Забайкальского края о регистрации кандидатов (списков кандидатов) принимаются на заседании Избирательной комиссии Забайкальского края большинством голосов от установленного числа членов Избирательной комиссии Забайкальского края с правом решающего голоса в форме постановлений, подписываются председателем и секретарем Избирательной комиссии Забайкальского края (председательствующим на заседании и секретарем заседания) и размещаются на официальном сайте Избирательной комиссии Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление N 104/683-3 принято правомочным составом административного ответчика, единогласно присутствующими на заседании членами комиссии с правом решающего голоса, что подтверждается выпиской из протокола заседания Избирательной комиссии Забайкальского края от 18 июля 2021 года N 104, опубликовано на официальном сайте в сети "Интернет".
Таким образом, судебная коллегия соглашается с позицией Избирательной комиссии Забайкальского края, которая подтверждается материалами административного дела, о том, что оспариваемое постановление вынесено в пределах компетенции государственного органа, а также с соблюдением порядка его принятия и опубликования.
Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона N 20-ФЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе федеральных списков кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 07 июля 2021 года N 15/115-8 заверен список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией "Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России" по одномандатным избирательным округам, согласно которому в Забайкальском крае по Даурскому одномандатному избирательному округу N 44 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в списке выдвинута Кулиева В.В.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 43 Федерального закона N 20-ФЗ кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию:
сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. С 1 июня 2015 года документ на бумажном носителе, содержащий указанные сведения, изготавливается на основе документа в машиночитаемом виде;
сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации;
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации.
Кандидат вправе представить в окружную избирательную комиссию заверенную Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копию списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам.
Документы, указанные в части 1 статьи 43 Федерального закона N 20-ФЗ, принимаются окружной избирательной комиссией при предъявлении кандидатом своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копия которого изготавливается в окружной избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего документы. Если документы, указанные в части 1 статьи 43 Федерального закона N 20-ФЗ, представляются по просьбе кандидата иным лицом, в окружную избирательную комиссию представляется удостоверенная нотариально копия паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина. Кандидат (иное лицо) также представляет копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, кандидат (иное лицо) также представляет копии соответствующих документов.
В силу части 1 статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу или в порядке самовыдвижения, кандидат либо уполномоченный представитель этой политической партии представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы: документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата; сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 и частью 6 статьи 41 или пунктом 1 части 5 статьи 42 Федерального закона N 20-ФЗ (если такие изменения имеются); письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Из положений части 1 статьи 49 и части 1 статьи 51 Федерального закона N 20-ФЗ следует, что окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований федерального закона при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам и в порядке самовыдвижения, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах. Избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
Основаниями отказа в регистрации кандидата согласно пунктам 3, 4 и 5 части 7 статьи 51 Федерального закона N 20-ФЗ являются: отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 Федерального закона N 20-ФЗ, документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных в соответствии со статьями 41, 43 и 47 Федерального закона N 20-ФЗ, документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 Федерального закона N 20-ФЗ; отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных в соответствии со статьями 41 и 43 Федерального закона N 20-ФЗ, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 41 или пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 42 Федерального закона N 20-ФЗ.
Согласно части 9 статьи 99 Федерального закона N 20-ФЗ решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено верховным судом республики, краевым, областным судом, судом автономного округа, судом автономной области, а решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата также Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона N 67-ФЗ, по заявлению окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, или кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение окружной избирательной комиссии было принято с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 Федерального закона N 20-ФЗ, иных требований, предусмотренных Федеральным законом N 20-ФЗ, с учетом положений пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела Кулиевой В.В. заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации было подписано 25 июня 2021 года и направлено в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
08 июля 2021 года данное заявление поступило из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в Избирательную комиссию Забайкальского края вместе с заверенным списком кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией "Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России".
13 июля 2021 года, 14 июля 2021 года и 16 июля 2021 года заинтересованное лицо представило административному ответчику во исполнение требований Федерального закона N 20-ФЗ, вопреки позиции административного истца, все необходимые документы, о чем свидетельствуют письменные подтверждения Избирательной комиссии Забайкальского края о приеме документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата и для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 42 Федерального закона N 20-ФЗ, не направлялись. Доказательств того, что имели место такие изменения в данных кандидата Кулиевой В.В, материалы административного дела не содержат.
Постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 28 апреля 2021 года N 4/35-8 "О Перечне и формах документов, в том числе в машиночитаемом виде, представляемых политическими партиями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" (далее - Постановление N 4/35-8) утверждены формы документов, представляемых политическими партиями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, в том числе форма заявления кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, о согласии баллотироваться с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (текст заявления изготавливается с использованием программных средств на основе документа в машиночитаемом виде), на бумажном носителе (приложение N 8.1).
Заявление Кулиевой В.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Забайкальский край - Даурский одномандатный избирательный округ N 44" от 25 июня 2021 года оформлено по утвержденной Постановлением N 4/35-8 форме и в нем содержатся все сведения, перечисленные в пункте 1 части 5 статьи 42 Федерального закона N 20-ФЗ.
В приведенном заявлении помимо прочего также указаны сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности / роде занятий заинтересованного лица - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, член Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, член Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России.
Подтверждает данные сведения представленная справка Управления государственной службы и кадров Аппарата Государственной Думы от 01 июня 2021 года N 2.5-с/758 (далее - справка N 2.5-с/758), из которой следует, что Кулиева В.А. 18 сентября 2016 года приступила к осуществлению полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, 05 октября 2016 года утверждена членом Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что справка N 2.5-с/758 не подтверждает факты наличия трудовых отношений и получения заработной платы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, учитывая, что Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации является самостоятельным юридическим лицом, а депутаты не состоят в трудовых отношениях с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, поскольку они замещают выборные государственные должности, что является родом занятий, не свидетельствует о незаконности Постановления N 104/683-3.
В силу части 2 статьи 3, части 1 статьи 6, частей 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 08 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва. Депутат Государственной Думы осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Срок его полномочий засчитывается в стаж федеральной государственной службы, в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, а также стаж работы по специальности.
В силу части 1 статьи 27 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" сенаторам Российской Федерации независимо от занимаемой в Совете Федерации должности, за исключением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и депутатам Государственной Думы независимо от занимаемой в Государственной Думе должности, за исключением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, устанавливаются одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение и одинаковые денежные поощрения в размерах, установленных для федерального министра.
Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР, в числе которых значится член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания.
В соответствии с частью 1 статьи 78 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы, фракций, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы, который формируется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", является государственным органом и обладает правами юридического лица.
Положением об Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденным распоряжением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 марта 1996 года N 112/1р-1, Управление кадров и государственной службы осуществляет кадровую работу с депутатами Государственной Думы, их помощниками и работниками Аппарата, консультирует их по вопросам государственной службы, осуществляет комплекс специальных работ в Государственной Думе, оформляет и выдает удостоверения, участвует в организации пропускного и внутриобъектного режима в зданиях Государственной Думы, готовит документы для командирования.
Согласно пункту 1.8 Перечня документов, представляемых в окружную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (Приложение N 2 к Постановлению N 4/35-8), кандидатом представляется копия трудовой книжки, либо выписки из трудовой книжки, либо справки с основного места работы или иного документа, подтверждающего указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, а при отсутствии основного места работы или службы - копии документов, подтверждающих сведения о роде занятий, то есть о деятельности кандидата, приносящей ему доход, или о статусе неработающего кандидата (пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность).
Таким образом, имеющаяся в материалах дела справка N 2.5-с/758, подтверждает указанные в заявлении заинтересованного лица о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности / роде занятий (Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, член Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей), выдана уполномоченным на то органом, подтверждает источник ее дохода, какой-либо неоднозначной интерпретации указанных в ней сведений не содержит. При этом форма справки, представляемой кандидатом и подтверждающей указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения о месте работы или службы, о занимаемой должности / роде занятий, нормативно не закреплена.
Также суд первой инстанции верно констатировал, что выявленное в ходе рассмотрения административного дела по существу расхождение между представленными Избирательной комиссией Забайкальского края подлинниками справок о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершено сделка, представляемых кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, и их копиями для приобщения к материалам административного дела в части отсутствия на копиях справок соответствующих зачеркиваний, имеющихся в подлинниках, на законность оспариваемого постановления не влияет. Рассматривая и разрешая административное дело, Забайкальский краевой суд, руководствуясь положениями статей 59-61 и 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовал и оценил в качестве относимых и допустимых доказательств представленные Избирательной комиссией Забайкальского края подлинники материалов в отношении кандидата Кулиевой В.В.
То обстоятельство, что в справке о принадлежащем кандидату Кулиевой В.В. недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, зачеркивание ненужных сведений сделано во вводной части справки, а в справке о принадлежащем несовершеннолетней дочери ФИО3 недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в справках о расходах кандидата Кулиевой В.В, ее несовершеннолетней дочери ФИО3 по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, такое зачеркивание осуществлено в наименовании справок, по мнению судебной коллегии, не влечет констатации факта изготовлении справок не по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года N 546. Из содержания справок, с учетом соответствующих зачеркиваний, однозначно следует, что справки представлены в отношении самого кандидата Кулиевой В.В, а также в отношении ее несовершеннолетней дочери ФИО3
С учетом изложенного, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства административного дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в их совокупности и, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, принял верное решение. Нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, не допущено, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Забайкальского краевого суда от 05 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Григорьева Ю.И. - ФИО1 - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Забайкальский краевой суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.