Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В, при секретаре Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи административное дело N 3а-16/2021 по административному исковому заявлению Саркисяна А.А. о признании незаконным и отмене постановления Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия Окружной избирательной комиссии избирательного округа N 2, от 1 августа 2021 года N 21/141 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна Андрея Ашотовича"
с апелляционной жалобой Саркисяна А.А. на решение Камчатского краевого суда от 6 августа 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, объяснения административного истца Саркисяна А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии Манзату Н.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, полагавшей решение суда подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 16 июня 2021 года N 1155 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края N 135/797 от 17 июня 2021 года полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа N 2 по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва возложены на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию (далее - Избирательная комиссия).
22 июня 2021 года в Избирательную комиссию Саркисяном А.А. поданы документы, необходимые для выдвижения своей кандидатуры в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края по одномандатному избирательному округу N 2 в порядке самовыдвижения. 23 июля 2021 года были представлены все необходимые для регистрации документы, в том числе 502 подписных листа, в которых содержалось 532 подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии от 1 августа 2021 года N 21/141 отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна А.А.
2 августа 2021 года Саркисян А.А. обратился в Камчатский краевой суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии от 1 августа 2021 года N 21/141.
В обоснование своих требований административный истец указал, что оспариваемое постановление Избирательной комиссии нарушает его избирательные права и не соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека. В соответствии с положениями пункта 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Поскольку подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, а границы избирательного округа N 2 находятся в границах ряда улиц Петропавловск-Камчатского городского округа, подписи в подписных листах ставили лишь избиратели, место жительства которых находится в г. Петропавловске-Камчатском. При проведении 23 июля 2021 года проверки представленных подписей через систему ГАС "Выборы", лицом, осуществляющим проверку, место жительства избирателей было определено в г. Петропавловске-Камчатском.
Решением Камчатского краевого суда от 6 августа 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Саркисян А.А. обратился в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что Камчатский краевой суд неправильно толкует положения подпункта "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 11 статьи 37 названного федерального закона. Отсутствие в графе "адрес места жительства" наименования субъекта Российской Федерации "Камчатский край" и города "Петропавловск-Камчатский" в подписных листах, заполняемых в поддержку кандидата для выдвижения во 2 одномандатном избирательном округе на выборах в Законодательное собрание Камчатского края, не препятствует однозначному восприятию места жительства избирателя, с учетом того, что все избиратели 2 округа априори проживают в Камчатском крае городе Петропавловске-Камчатском. Судом не учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 1 июня 2017 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые приняты для создания наиболее благоприятных условий для реализации прав участников избирательного процесса, участников референдума при проведении выборов, референдума, а также упрощения требований к указанию адреса места жительства избирателя при поддержке выдвижения кандидата. Выводы суда не соответствуют правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека.
Также не согласился с решением суда первой инстанции участвовавший в деле прокурор и подал апелляционное представление, в котором просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление Саркисян А.А. В представлении прокурор, ссылаясь на положения пункта 11 статьи 37, пункта 3.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статью 5 Федерального закона от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" указывает, что 365 подписных листа прошли предварительную проверку посредством автоматизированной системы ГАС РФ "Выборы", при этом вопрос о предоставлении сведений об избирателях, данные о которых содержатся в исследуемых 59 подписных листах, не направлялся, что свидетельствует о том, что препятствий к однозначному восприятию места жительства избирателей не имелось.
Определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 августа 2021 года принят отказ участвовавшего в деле прокурора от апелляционного представления на решение Камчатского краевого суда от 6 августа 2021 года, производство по апелляционному представлению прекращено. При этом в силу части 4 названной статьи кодекса прекращение производства по апелляционному представлению в связи с отказом от него не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы Саркисяна А.А.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным ответчиком, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Трохинину О.Ю, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, а также права и обязанности граждан, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, избирательных комиссий, права и обязанности кандидатов, зарегистрированных кандидатов и иных лиц и организаций - участников избирательного процесса урегулирован Законом Камчатского края от 14 марта 2011 N 565 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края".
Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 N 565 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей.
Пунктом 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
На основании подпунктов "г", "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 202 года N 67-ФЗ недействительными признаются: подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с поименованным Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по
проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Аналогичные положения содержатся в подпунктах 4, 8 пункта 4 статьи 39 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 N 565 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края".
Согласно подпункту "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, подпункту 6(1) пункта 4 статьи 40 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 N 565 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" основаниями для отказа в регистрации кандидата, в том числе являются: если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Постановлением Избирательной Комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/802 установлено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N 2, на основании подписей избирателей необходимо представить в окружную избирательную комиссию соответствующего избирательного округа не менее 494 и не более 543 подписей.
В соответствии с постановлением Избирательной Комиссии Камчатского края от 24 июня 2021 года N 135/859 количество подписей, подлежащих проверке согласно требованиям части 3 статьи 39 Закона Камчатского края от 14 марта 2011 N 565 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, для избирательного округа N 2 составляет 370 подписей.
Из материалов административного дела следует и судом установлено, что в Избирательную комиссию Саркисяном А.А. были представлены документы для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 в порядке самовыдвижения, в их числе 532 подписи избирателей, сброшюрованных в 11 папок.
По результатам проверки 370 представленных Саркисяном А.А. подписей избирателей, проведенной рабочей группой, составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и установлено, что из общего количества отобранных подписей избирателей признаны недействительными и недостоверными 64 подписи, что соответствует 17% процентам от общего количества подписей, отобранных для проверки.
С целью проверки доводов административного истца суд первой инстанции исследовал подлинные подписные листы, установил, что недействительными являются 64 подписи, в том числе:
1 подпись избирателя - в подписном листе (папка N 2, лист 24) подписной лист не заверен кандидатом;
1 подпись избирателя - в подписном листе (папка N 3, лист 39) не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей;
3 подписи избирателей - в подписных листах (папка N6, лист14; папка N 8, лист 17; папка N 9, лист 27);
59 подписей избирателей - в подписных листах (папка N 1, листы, 15, 30, 7, 1, 41; папка N 2 листы N 2, 37, 27, 9, 20, 46; папка N 3 листы 36, 5, 12, 18, 44; папка N 4 листы 32, 49, 8, 2, 44, 6; папка N 5 листы 15, 32, 1, 13, 3, 37, 25; папка N 6 листы 2, 31, 36; папка N 7 листы 23, 50, 9; папка N 8 листы 39, 6, 28, 21, 25, 1; папка N 9 листы 30, 19, 21, 29, 38, 42; папка N 10 листы 9, 18 (4 подписи); папка N 11 листы 21, 23, 26, 3, 6, 1618, 29) не указан или неполный адрес места жительства, а именно в графе "адрес места жительства" не указаны наименование субъекта Российской Федерации (Камчатский край) и города (Петропавловск-Камчатский).
Принимая во внимание, что по результатам проверки выявлено 17 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего числа подписей, отобранных для проверки, суд первой инстанции согласился с решением Избирательной комиссии об отказе административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления ввиду нарушения процедуры проведения случайной выборки подписей, представленных для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/807 "О порядке приема окружными избирательными комиссиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва и иных, связанных с ними документов, проведения случайной выборки подписей избирателей и их проверки" (Приложение N 2).
Так, единицей случайной выборки является папка с подписными листами (пункт 3 вышеназванной процедуры).
Согласно пункту 6 приведенного приложения, если в комиссию представлено более одной папки с подписями избирателей случайная выборка подписей избирателей проводится в соответствии со следующей процедурой:
-перед началом жеребьевки все карточки представляются для визуального ознакомления всем присутствующим при проверке подписных листов;
-руководитель Рабочей группы, в присутствии не менее двух членов Рабочей группы, а также присутствующих при проверке кандидатов, уполномоченных представителей или доверенных лиц кандидатов, путем жребия вытаскивает карточки, случайным образом определяя номера папок с подписными листами, подлежащих проверке, и последовательно суммирует количество подписей, содержащихся в выбранных папках до достижения установленного для проверки количества подписей;
-жеребьевка прекращается, когда количество подписей в определенных путем жребия подписных листах будет составлять 20 процентов от количества подписей необходимых для регистрации кандидата. Если в последней выбранной папке содержится большее количество подписей избирателей, чем это необходимо для достижения установленного количества, проверке подлежат те подписи, которые содержатся в подписных листах данной папки, начиная с первого, в количестве, необходимом для достижения вышеуказанного объема случайной выборки.
В соответствии с пунктом 2.3.9 Постановления ЦИК России от 9 июня 2021 года N 9/75-8 "О методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации" единицей случайной выборки может быть либо вся папка с подписными листами, что предполагает последующую проверку всех подписей в папке, отобранной для проверки, либо отдельный подписной лист, в этом случае проверяются отдельные подписные листы из папки.
Как следует из материалов дела, показаний допрошенной в суде апелляционной инстанции в качестве свидетеля председателя городской территориальной избирательной комиссии Трохининой О.Ю, Избирательной комиссией была избрана иная единица случайной выборки, в результате которой осуществлялась выборка подписных листов во всех представленных кандидатом папках с подписями избирателей, без учета правового регулирования, предусмотренного региональным и федеральным законодательством, в соответствии с которым не подлежали проверке все папки с подписями избирателей, представленные кандидатом.
При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика о том, что данная выборка не повлекла нарушение прав административного истца, состоятельной признана быть не может, поскольку является прямым нарушением принципа равенства всех кандидатов в их правах и обязанностях, установленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Поскольку городской территориальной избирательной комиссией, осуществляющей полномочия Окружной избирательной комиссии избирательного округа N 2, нарушен установленный вышеуказанными нормами порядок проверки подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, оспариваемое постановление об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна А.А. нельзя признать законным.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Указанное выше свидетельствует о допущенных судом существенных нарушениях норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов Саркисяна А.А, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления Саркисяна А.А. в части требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия Окружной избирательной комиссии избирательного округа N 2, и возложении на административного ответчика обязанности разрешить вопрос о регистрации административного истца кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва после повторной проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения указанного кандидата.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Камчатского краевого суда от 6 августа 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Саркисяна А.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия Окружной избирательной комиссии избирательного округа N 2, от 1 августа 2021 года N 21/141 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна Андрея Ашотовича"
Возложить на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию, осуществляющую полномочия Окружной избирательной комиссии избирательного округа N 2, по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва обязанность разрешить вопрос о регистрации Саркисяна А.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 2 после повторной проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения Саркисяна А.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва.
В удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказать.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Камчатский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 августа 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.