Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Прасоловой В.Б.
судей Бузьской Е.В, Семенцова А.О.
при секретаре Клюгер Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТСЖ "На Фонтанной" к Самонову Борису Юрьевичу, Самонову Дмитрию Борисовичу о взыскании задолженности, по апелляционной жалобе представителя ответчика Самонова Д.Б. на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 9 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, объяснения представителя истца ФИО12, судебная коллегия
установила:
ТСЖ "НА Фонтанной" обратилось в суд с иском к Самонову Б.Ю, Самонову Д.Б. о взыскании задолженности, указав в обоснование, что ответчики являются собственниками квартиры по адресу: "адрес". Для управления многоквартирным домом "адрес", ДД.ММ.ГГГГ создано ТСЖ "На Фонтанной" Порядок расчета, цены, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения ежегодно утверждаются общим собранием собственников многоквартирного дома, решение которого является основанием для начисления оплаты жилищно-коммунальных услуг в указанном многоквартирном доме. Также ежегодно утверждается смета доходов и расходов на будущий год. В течение длительного времени ответчики не выполняют обязательства по оплате за принадлежащее им жилое помещение. Общая задолженность по коммунальным и целевым платежам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 72 510, 10 рублей, в том числе 44552, 74 рублей - оплата за содержание, благоустройство и текущий ремонт мест общего пользования, 5539 рублей - управленческие расходы, 14553, 36 - оплата за водоснабжение и водоотведение, 7865, 36 - взнос на капитальный ремонт. Досудебный порядок урегулирования спора с ответчиками был соблюден путем выставления квитанций в адрес должников, а также направленной в адрес должников претензией. До настоящего времени задолженность не погашена.
Просили взыскать с Самонова Б.Ю. и Самонова Д.Б. в пользу ТСЖ "На Фонтанной" задолженность по оплате коммунальных услуг в сумме 72 510, 10 рублей, государственную пошлину в размере 1 188 рублей.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что ответчики в течение длительного времени не вносят оплату за жилое помещение, однако, заявлений в адрес ТСЖ о том, что услуги по обслуживанию дома, оказываемые ТСЖ "На Фонтанной", ненадлежащего качества, от ответчиков не поступало.
Ответчики Самонов Б.Ю. и Самонов Д.Б. в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель ответчика Самонова Д.Б. в судебном заседании требования истца не признал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что "адрес" находится в долевой собственности у ответчиков, по 1/2 доли у каждого. Самонов Б.Ю. является членом ТСЖ, Самонов Д.Б. членом ТСЖ не является. ТСЖ "На Фонтанной" получает доходы от сдачи в аренду общего имущества, а получаемые денежные средств должны учитываться в счет оплаты ответчиками за содержание жилья. Кем осуществляется обслуживание дома ответчикам не понятно, поскольку в штатном расписании не имеется сотрудников. Также полагал, что ФИО9 не может являться представителем ТСЖ, так как интересы юридических лиц представляют их органы управления.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 9 марта 2021 года исковые требования ТСЖ "На Фонтанной" удовлетворены. С Самонова Б.Ю. и Самонова Д.Б. в пользу ТСЖ "На Фонтанной" взыскана задолженность в сумме по 36 255, 05 рублей с каждого ответчика и расходы по уплате государственной пошлины в сумме по 594 рублей с каждого ответчика.
С постановленным решением суда не согласился ответчик Самонов Д.Б, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 9 марта 2021 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы указал, что у председателя Правления отсутствуют полномочия на представление его интересов, поскольку решения Общего собрания или Правления о наделении председателя правления специальными полномочиями на представление интересов ТСЖ в суде отсутствует. Доказательство по делу в виде справки от ДД.ММ.ГГГГ (впоследствии датированной ДД.ММ.ГГГГ) явно сфальсифицировано, потому как полномочия председателя правления к моменту подачи иска истекли. Судом не учтено то обстоятельство, что в государственных информационных ресурсах - ГИС ЖКХ и Реформа ЖКХ ФИО9 председателем правления ТСЖ "На Фонтанной" не значится. Также, в деле отсутствуют документы, определяющие состав имущества, в отношении которого необходимо осуществлять управление, а также перечень работ и услуг по содержанию. Кроме того, ответчик Самонов Д.Б. не имеет отношения к ТСЖ, его членом никогда не являлся, следовательно, вносить платежи и взносы может исключительно на основании договора, который между сторонами не заключался.
Представитель истца ТСЖ "На Фонтанной", ответчики Самонов Б.Ю, Самонов Д.Б, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Самонова Д.Б. - Самонова В.Ю, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ответчики Самонов Б.Ю. и Самонов Д.Б. являются собственниками жилого помещения по адресу: "адрес", по 1/2 доле в праве собственности (л.д.11-15).
Управление многоквартирным домом по адресу: "адрес" осуществляет ТСЖ "На Фонтанной".
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 6 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Таким образом, установленный действующим жилищным законодательством правовой механизм участия собственников помещений многоквартирного дома, не являющихся членами товарищества собственников жилья в расходах, возникающих в результате совместной эксплуатации имущественного комплекса - многоквартирного дома, возлагает на собственников жилых помещений в многоквартирном доме бремя содержания принадлежащего им имущества, сопутствующее реализации правомочий собственника, предусмотренных статьей 210 Гражданского кодекса РФ и статьей 30 Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 установлено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Из правового анализа приведенных правовых норм усматривается, что собрание собственников помещений в многоквартирном жилом доме, являющихся членами товарищества собственников жилья, имеет полномочия устанавливать размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений. Такие решения ТСЖ, если они не оспорены заинтересованными лицами в установленном законом порядке и не признаны судом незаконными, обязательны для исполнения всеми собственниками помещений в указанном многоквартирном доме, в том числе и теми, кто не являются членами ТСЖ, так как отказ от вступления в ТСЖ, от заключения договора с товариществом собственников жилья либо отсутствие такого договора не освобождает собственника жилого помещения от оплаты услуг, которые были фактически предоставлены при содержании общего имущества (часть 6 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).
Частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Истцом в материалы дела представлены протоколы общих собраний членов ТСЖ "На Фонтанной" от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым собственниками помещений многоквартирного дома определены тарифы на услуги по техническому обслуживанию и содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Согласно расчету истца, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность ответчиков составила 72 510, 10 рублей, в том числе 44552, 74 рублей - оплата за содержание, благоустройство и текущий ремонт мест общего пользования, 5539 рублей - управленческие расходы, 14553, 36 - оплата за водоснабжение и водоотведение, 7865, 36 - взнос на капитальный ремонт
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 210 ГК РФ, 153, 154, 155, 158 ЖК РФ, установил, что обязательства по внесению платы за содержание мест общего пользования, коммунальные услуги, целевые платежи за период с июля 2017 года по ДД.ММ.ГГГГ ответчики исполняли ненадлежащим образом, в результате чего образовалась задолженность, которая в силу приведенных норм жилищного законодательства подлежит взысканию с ответчиков пропорционально долям в праве на жилое помещение, по 36255, 05 рублей с каждого.
Ответчиком Самоновым Б.Ю. решение суда не оспаривается.
Разрешая спор, суд указал, что при избранном способе управления многоквартирным домом размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников жилых и нежилых помещений определяется органами управления товарищества собственников жилья.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается.
В соответствии с частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него частью 3 статьи 39 и частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ, постановлением от 13 августа 2006 г. N 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливающие, в частности, порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание, а постановлением от 3 апреля 2013 г. N 290 - Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и минимальный перечень таких услуг и работ.
Конкретная форма участия собственников помещений в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме зависит от способа управления многоквартирным домом; один из таких способов - управление товариществом собственников жилья, который выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время его же решением (пункт 4 части 2 статьи 44, частей 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Исходя из этого, Правила N 491 закрепляют обязанность собственников помещений нести бремя соответствующих расходов соразмерно их долям в праве общей собственности на это имущество в случае управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья путем внесения обязательных платежей и взносов (п. 28); размер же обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной этими органами сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (п. 33); при этом размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 35).
Таким образом, при избранном способе управления многоквартирным домом размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников жилых и нежилых помещений определяется органами управления товарищества собственников жилья (пункт 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019).
Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, установлено, что для целей этих правил услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров.
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном данными правилами (пункт 6).
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика об отсутствии полномочий у председателя ТСЖ на представление его интересов в суде, так как срок ее полномочий истек, а также отсутствует решение общего собрания членов ТСЖ, или правления о наделении председателя правления специальными полномочиями на представление интересов ТСЖ в суде, не являются основанием для отмены решения суда.
Частью 2 статьи 48 ГПК РФ предусмотрено, что дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.
В силу части 2 статьи 149 Жилищного кодекса РФ, председатель правления товарищества собственников жилья действует от имени товарищества без доверенности.
Как установлено частью 2 статьи 147 Жилищного кодекса РФ, правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.
В соответствии с пунктами 9.3 и 9.10 Устава ТСЖ "На Фонтанной", правление товарищества в составе 3 человек избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок 3 года, а председатель правления товарищества избирается общим собранием членов товарищества из состава правления товарищества сроком на 3 года.
Указанные положения Устава противоречат части 2 статьи 147 Жилищного кодекса РФ, однако, само по себе истечение полномочий у членов правления ТСЖ "На Фонтанной", учитывая, что правление и его председатель руководят деятельностью ТСЖ, а другой состав правления общим собранием членов ТСЖ "На Фонтанной" не избирался, не является основанием для признания правления, его председателя недействующими. Кроме того, указанные обстоятельства не являются предметом настоящего спора.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что в государственных информационных ресурсах - ГИС ЖКХ и Реформа ЖКХ ФИО9 председателем правления ТСЖ "На Фонтанной" не значится, признаются судебной коллегией несостоятельными. Согласно представленной выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ТСЖ "На Фонтанной", ФИО9 занимает должность председателя и является лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности (л.д. 46).
То обстоятельство, что с ответчиком формально не заключен договор на обслуживание многоквартирного дома, при этом фактически имеют место договорные отношения по предоставлению услуг по содержанию, благоустройству и текущему ремонту мест общего пользования, водоснабжению и водоотведению, не освобождает ответчиком от обязанности по несению платы на расходы, связанные с управлением, содержанием, развитием, эксплуатацией общего имущества многоквартирного дома.
Спор разрешен верно.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 9 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Самонова Дмитрия Борисовича без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.