1-й Западный окружной военный суд в составе судьи Объектова Е.Л., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства частную жалобу представителя административного истца на определение судьи Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 27 мая 2021 года об оставлении без движения административного искового заявления Козлова Сергея Леонидовича,
УСТАНОВИЛ:
24 мая 2021 года в Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", поступило административное исковое заявление, в котором Козлов С.Л. через своего представителя просил: "Признать незаконным бездействие ответчика по реализации своего письма от 5 сентября 2013 года о заключении с истцом договора социального найма квартиры, бездействие ответчика по не включению его в учетные списки нуждающихся в обеспечении жильем, признать незаконными действия ответчика по отмене решения от 1 сентября 2011 года о постановке истца на жилищный учет".
Определением судьи Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 27 мая 2021 года указанное административное исковое заявление оставлено без движения, Козлову С.Л. предложено в срок до 14 июня этого же года представить в суд административное исковое заявление, составленное в соответствии с требованиями ст. 125, 220 КАС РФ, с копиями в количестве, соответствующему числу административных ответчиков, в котором указать: место и дату рождения истца; надлежащего административного ответчика, его место нахождение и установочные данные органа либо должностного лица; наименование, дату и место совершения оспариваемого действия (номер, дату принятия оспариваемого решения), связанного с отменой решения от 1 сентября 2011 года о постановке истца на жилищный учет.
В указанном определении административному истцу предложено также приложить документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны его требования, а именно: решение о принятии Козлова С.Л. на учет нуждающихся в обеспечении жильем, решение о снятии его данного учета, письмо от 5 сентября 2013 года, подтверждающее предоставление жилья административному истцу.
В частной жалобе представитель административного истца, выражая несогласие с указанным определением судьи от 27 мая 2021 года, просит о его отмене.
Автор жалобы обращает внимание на то, что ответчик в административном исковом заявлении им указан. При этом неверное указание адреса ответчика, а также направление копии иска на этот адрес не может являться основанием для вынесения обжалуемого определения, поскольку все указанные в исковом заявлении учреждения и органы входят в единую систему, имеющую централизованное управление.
Дату и место рождения административного истца, а также место его жительства можно определить из приложенной к исковому заявлению доверенности.
Решения, которые оспариваются Козловым С.Л, указаны в иске. При этом данные вопросы, по мнению представителя административного истца, КАС РФ предписывает разрешать на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, но не на стадии возбуждения административного дела.
Ссылка суда первой инстанции на то, что к иску не были приложены документы, подтверждающие доводы Козлова С.Л, несостоятельна, поскольку этот вопрос также можно было бы разрешить на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
Необходимую информацию суд имел возможность усмотреть и из приложенных Козловым С.Л. к иску судебных актов.
Вопреки соответствующему утверждению суда подача административного иска в электронном виде не предполагает представление копий этого иска. Представленный же Козловым С.Л. скриншот электронного письма подтверждает отправку копии административного иска ответчику.
Изучив поступившие материалы и оценив доводы, изложенные в частной жалобе, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения вынесенного судом определения.
Согласно ч. 3 ст. 222 КАС РФ судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании части 1 статьи 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 220 настоящего Кодекса.
Требования к форме и содержанию административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определены в ст. 125, 126, 220 КАС РФ.
В соответствии с приведенными правовыми нормами, в административном исковом заявлении указанной категории должны быть указаны, в том числе следующие сведения: место жительства административного истца или место его пребывания, дата и место его рождения; орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие); наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия).
К административному исковому заявлению прилагаются, в том числе уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.
Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.
Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из административного искового заявления Козлова С.Л. следует, что указанный в нем адрес административного ответчика (ФГАУ "Росжилкомплекс") не соответствует реальному месту нахождения данного учреждения. При этом копия административного иска была направлена заявителем в адрес Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, который в качестве административного ответчика указан не был.
Приведенные недостатки не позволяют определить, какой именно орган или должностное лицо, по мнению административного истца (его представителя), должен являться административным ответчиком.
В приложенной к административному исковому заявлению доверенности, удостоверенной командиром войсковой части N, указан лишь адрес регистрации Козлова С.Л.: "адрес" Очевидно, что данный адрес не является ни местом жительства административного истца, ни местом его пребывания.
В связи с этим довод частной жалобы о том, что место жительства Козлова С.Л. можно определить из текста указанной доверенности, является несостоятельным.
Суд первой инстанции правильно указал, что данное обстоятельство может иметь значение для разрешения вопроса о подсудности поданного административного иска.
В административном исковом заявлении не указаны оспариваемые действия (дата, место их совершения) либо оспариваемое решение (наименование, номер, дата принятия) ответчика, связанные с отменой решения от 1 сентября 2011 года о постановке Козлова С.Л. на жилищный учет.
При этом ни решение о постановке административного истца на учет нуждающихся в жилье от 1 сентября 2011 года, ни решение о снятии его с данного учета, ни письмо от 5 сентября 2013 года "о заключении с истцом договора социального найма квартиры", на которое имеется ссылка в административном исковом заявлении, к нему не приложены.
Отсутствуют в поступивших материалах и сведения о том, что копия административного искового заявления и приложенных к нему документов направлены указанному в иске административному ответчику посредством его официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо иным способом.
Изложенное в частной жалобе мнение о том, что все перечисленные в обжалуемом определении недостатки можно было устранить на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, противоречит как требованиям ст. 130, 222, так и положениям главы 13 КАС РФ.
Таким образом, совокупность допущенных стороной истца и приведенных выше недостатков безусловно позволяла суду первой инстанции на основании ч. 1 ст. 130 и ч. 3 ст. 222 КАС РФ вынести определение об оставлении административного искового заявления без движения и установить разумный срок для устранения обстоятельств, послуживших основанием для вынесения обжалуемого определения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого определения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 311, 315-316 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение судьи Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 27 мая 2021 года об оставлении без движения административного искового заявления Козлова Сергея Леонидовича оставить без изменения, частную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд через суд первой инстанции.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.