1-й Западный окружной военный суд в составе
председательствующего Лазарева Е.В, судей Кислова Д.Н, Царькова В.Н.
при секретаре судебного заседания Багаеве Д.Р. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административных ответчиков на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 15 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" Писаревой Елены Евгеньевны об оспаривании решения жилищной комиссии "данные изъяты" об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В, объяснения представителя административных ответчиков Галлиулина А.М, поддержавшего доводы жалобы, административного истца Писаревой Е.Е и ее представителя Черновой И.А, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Решением Выборгского гарнизонного военного суда от 15 апреля 2021 года удовлетворено административное исковое заявление Писаревой Е.Е.
Суд признал незаконным и подлежащим отмене решение жилищной комиссии "данные изъяты" от 18 декабря 2020 года (протокол N), возложив на жилищный орган обязанность повторно рассмотреть заявление Писаревой Е.Е. о принятии ее вместе с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в "данные изъяты" с обеспечением в форме жилищной субсидии.
Кроме того, суд взыскал с "данные изъяты" в пользу Писаревой Е.Е. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
Удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что Писарева, которая относится к категории военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, имеет выслугу более 10 лет в календарном исчислении и подлежит увольнению с военной службы по возрасту, в связи с чем имеет право на получение жилого помещения для постоянного проживания по избранному после увольнения месту жительства.
Оценив факт прохождения ею военной службы в период с 28 сентября 1992 года по 3 февраля 1998 года в "данные изъяты", суд указал, что это обстоятельство не лишает ее права на выбор места жительства при увольнении с военной службы в соответствии с социальными гарантиями, предусмотренными пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Соглашением между этими государствами о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года (далее - Соглашение от 14 февраля 1992 года), закрепляющими за военнослужащими "данные изъяты" сохранение уровня прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, в том числе и в вопросах обеспечения жильем.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков Евсеева А.И, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на обстоятельства дела и пункт 3 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", автор жалобы утверждает, что при принятии решения суд ошибочно применил к спорным правоотношениям положения Соглашения от 14 февраля 1992 года, поскольку в период с 1992 по 1998 годы Писарева проходила военную службу по контракту в "данные изъяты", который не относился к воинским частям и формированиям, указанным в пункте 3 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Вывод суда о том, что Писарева, заключившая первый контракт о прохождении военной службы в 1992 году в "данные изъяты" и продолжившая службу с 1998 года в "данные изъяты", имеет право на обеспечение жильем, автор жалобы находит противоречащим положениям названного Соглашения.
Анализируя содержание "данные изъяты" от 11 декабря 2002 года N, автор жалобы приходит к выводу о том, что статья 3 Соглашения от 14 февраля 1992 года регулирует жилищные права военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилых помещений или нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данная норма к Писаревой применению не подлежала, поскольку она вместе с членами семьи обеспечена жилым помещением по установленным в Российской Федерации нормам и не нуждается в улучшении жилищных условий.
Кроме того, считает, что Соглашением от 14 февраля 1992 года не урегулирован вопрос обеспечения жилыми помещениями лиц, уволенных с военной службы, а статья 4 данного Соглашения в общей форме обязывает государства к 1992 году разработать согласованные акты о социальной защите указанной категории лиц.
Воспроизводя отдельные положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и нормы ЖК РФ, автор жалобы обращает внимание, что у Российской Федерации отсутствует межгосударственное соглашение с "данные изъяты", регулирующее вопросы обеспечения жилой площадью лиц, уволенных с военной службы, либо уравнивающее их права в этой области с гражданами государств, на территории которых проживают военнослужащие.
Исходя из приведенных доводов, в жалобе делается вывод, что социальные гарантии и компенсации по обеспечению жилыми помещениями, установленные законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, распространяются только на военнослужащих-граждан Российской Федерации, заключивших контракты о прохождении военной службы с Российской Федерацией.
С учетом того, что Писарева заключила первый контракт о прохождении военной службы с Российской Федерацией 3 февраля 1998 года, автор жалобы указывает на то, что в силу абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" административный истец относится к категории военнослужащих, которые обеспечиваются на весь период военной службы служебными жилыми помещениями и признаются нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1768, по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.
Так как Писарева, зарегистрированная и проживающая вместе с тремя членами семьи на условиях социального найма в жилом помещении общей площадью 76 квадратных метров в "данные изъяты", обеспечена жильем выше учетной нормы в 9 квадратных метров, установленной в "данные изъяты", представитель ответчиков считает, что она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Поскольку Писарева Е.Е. свое право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства реализовала путем заключения в 2013 году договора социального найма, у государства отсутствуют обязательства по обеспечению административного истца жильем в специальном порядке, независимо от желания сдачи ранее занимаемого жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Писарева Е.Е. и ее представитель Чернова И.А. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения по изложенным в нем основаниям, апелляционную жалобу представителя административных ответчиков - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что "данные изъяты" Писарева проходит военную службу по контракту в "данные изъяты", общая продолжительность ее военной службы превышает 20 лет, 16 ноября 2021 года у нее оканчивается срок действия контракта о прохождении военной службы, заключенного сверх предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с чем она подлежит увольнению с военной службы по возрасту на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В ноябре 2020 года Писарева обратилась с рапортом об увольнении с военной службы в отставку по указанному основанию, а также с заявлением в жилищную комиссию о признании её и членов семьи нуждающимися в жилом помещении по избранному после увольнения месту жительства в "данные изъяты".
Решением жилищной комиссии от 18 декабря 2020 года (протокол N), утверждённым начальником "данные изъяты" 22 декабря 2020 года, Писаревой отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, поскольку она обеспечена жилым помещением по договору социального найма более учетной нормы, установленной в "данные изъяты", и не является нуждающейся в жилье по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.
Принимая решение об удовлетворении административного иска о признании данного решения жилищного органа незаконным, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что при реализации жилищных гарантий должно учитываться пребывание Писаревой с 28 сентября 1992 года по февраль 1998 года на военной службе по контракту в "данные изъяты".
Как правильно указывает автор жалобы, "данные изъяты" Писарева поступила на военную службу по контракту в "данные изъяты" 3 февраля 1998 года, а 1 декабря 2008 года ей присвоено офицерское воинское звание.
Таким образом, в силу абзаца седьмого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" она относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Обеспечение военнослужащих указанной категории постоянным жильем осуществляется в соответствии с абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которой военнослужащие - граждане, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанные нуждающимися в жилых помещениях, приобретают право на обеспечение жильем для постоянного проживания по избранному месту жительства по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более.
Следовательно, выводы гарнизонного военного суда о том, что Писарева относится к иной категории военнослужащих, - заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и пользующимися жилищными гарантиями, предусмотренными абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", являются ошибочными, а ссылки на пункт 3 статьи 2 названного Федерального закона и Соглашение от 14 февраля 1992 года - беспредметными.
Исходя из правил исчисления общей продолжительности военной службы и заключения контракта о прохождении военной службы, установленных статьями 2, 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пунктом 7 статьи 3, статьями 4, 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, началом военной службы Писаревой считается день вступления в силу заключенного ею контракта с компетентными органами Федеральной пограничной службы Российской Федерации - 3 февраля 1998 года.
Предыдущее прохождение военной службы в другом государстве - "данные изъяты", правового значения не имеет, поскольку в статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" отсутствует указание о зачете такой военной службы при предоставлении жилищных гарантий, установленных названной нормой.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил "данные изъяты" до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав "данные изъяты", сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Таким договором является Соглашение между государствами - участниками "данные изъяты" о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, в соответствии со статьей 1 которого за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников "данные изъяты", а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего "данные изъяты".
Статьей 3 Соглашения государства "данные изъяты" гарантировали обеспечение жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания.
Согласно толкованию приведенных норм материального права, изложенному в консультативном заключении N "данные изъяты" по запросу Государственной Думы Российской Федерации, Соглашение от 14 февраля 1992 года является рамочным договором, закрепляющим общие принципы социальной защиты данной категории лиц и базирующимся на законах и других нормативных актах бывшего "данные изъяты".
Специальным договором, дополняющим, развивающим и конкретизирующим положения названного Соглашения, а также закрепляющим правовые гарантии реализации права на жилье в отношении указанной категории лиц является Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках "данные изъяты" от 28 марта 1997 года, которое на основании распоряжения Президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 года N не ратифицировано.
К тому же лицами, на которых распространяются данные нормы международного права, являются военнослужащие, находящиеся на профессиональной военной службе в вооруженных силах и иных воинских формированиях государств "данные изъяты", при условии, что они ранее состояли на военной службе в Вооруженных Силах "данные изъяты" или в Объединенных Вооруженных Силах "данные изъяты", и граждане из числа указанных военнослужащих при условии, что они уволены с военной службы после 31 декабря 1991 года (после распада СССР) и являются иностранными гражданами по отношению к стране пребывания.
Писарева к числу указанных лиц ни по одному из перечисленных критериев не относится, поскольку военную службу в Вооруженных Силах "данные изъяты" или в Объединенных Вооруженных Силах "данные изъяты" не проходила, увольняется с военной службы из военного ведомства Российской Федерации, на территории которого избрала постоянное место жительства, и иностранной гражданкой по отношению к стране пребывания не является.
Между тем данное несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права не привели к принятию судом неправильного решения.
Действительно в феврале 2013 года "данные изъяты" Писаревой и членам ее семьи, (мужу и двоим детям) по договору социального найма предоставлена трёхкомнатная квартира общей площадью 76 квадратных метров по месту прохождения военной службы - в "данные изъяты", в которой все они зарегистрированы и проживают.
Общая продолжительность военной службы Писаревой к этому времени составляла 15 лет, она не являлась увольняемой с военной службы по одному из льготных оснований, предусмотренных абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", продолжила проходить военную службу по контракту сверх предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с чем не имела права на реализацию жилищных гарантий, предусмотренных для той категории военнослужащих, к которой относилась.
Представитель административного ответчика подтвердил то обстоятельство, что предоставление жилья состоялось в связи с ошибочным отнесением Писаревой к другой категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года.
При этом в силу абзаца третьего пункта 1, пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" названная категория военнослужащих, в отличие от заключивших контракт о прохождении военной службы до указанной другой даты, имеет право на обеспечение постоянным жильем как по месту военной службы, так и по избранному постоянному месту жительства при увольнении с военной службы по ряду льготных оснований, в том числе по возрасту, со сдачей ранее предоставленного жилого помещения.
В постановлении от 14 января 2016 года N 1-П и определении от 7 декабря 2017 года N 2794-О Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал принцип правовой определенности при реализации социальных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, который направлен на поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Такое правовое регулирование, при котором добросовестный гражданин, доверившийся ошибочному решению уполномоченного государством органа, лишается значимой для него социальной гарантии, не соответствует принципу справедливого равновесия между требованиями общего интереса и необходимостью защиты права этого лица.
Поскольку пунктом 3 статьи 6 и статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с учетом специфики прохождения военной службы, связанной с перемещениями в интересах службы, гарантируется право всех без исключения категорий военнослужащих на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы и реализацию жилищных гарантий, направленных на создание надлежащих социально-бытовых условий в этом месте, данные права и социальные гарантии должны быть реализованы в отношении Писаревой, ошибочно обеспеченной жильем по месту военной службы.
Принимая данное решение, окружной военный суд учитывает, что занимаемое жилое помещение Писарева обязалась сдать, при этом объективных препятствий для сдачи этого помещения из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах, судом принято по существу правильное решение о признании незаконным решения жилищного органа, основания для изменения или отмены которого отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 15 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" Писаревой Елены Евгеньевны оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных ответчиков - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд через суд первой инстанции.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.