1-й Западный окружной военный суд в составе
председательствующего Лазарева Е.В, судей Кислова Д.Н, Царькова В.Н.
при секретаре судебного заседания Багаеве Д.Р. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Псковского гарнизонного военного суда от 30 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" Бусева Владислава Витальевича об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с отказом в предоставлении дополнительных суток отдыха.
Заслушав доклад судьи Лазарева Е.В, объяснения административного истца Бусева В.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Бусев В.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части N, выразившиеся в отказе предоставления ему 409 дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Для восстановления нарушенного права административный истец просил возложить на должностное лицо обязанность выплатить ему денежную компенсацию за неиспользованные в 2019 году дополнительные сутки отдыха в размере 201 790 рублей 40 копеек и предоставить 237 дополнительных суток отдыха за привлечение в 2020 году к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Решением Псковского гарнизонного военного суда от 30 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Бусеву В.В. отказано.
Принимая данное решение, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для предоставления Бусеву В.В. как дополнительных суток отдыха, так и выплаты соответствующей денежной компенсации, поскольку оспариваемые права командованием были реализованы путем предоставления отдыха в другие дни и увеличения продолжительности отпусков.
В апелляционной жалобе административный истец Бусев В.В. просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Автор жалобы утверждает, что в 2019 году на основании приказов командира воинской части он привлекался к несению боевых дежурств, в связи с чем имеет право на 182 дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Однако фактически ему предоставлено только 9 суток отдыха. При этом обращает внимание, что в ходе судебного разбирательства были установлены факты несения им по 15 боевых дежурств в определенные месяцы 2019- 2020 годов.
Ссылаясь на пункты 1 и 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункт 5 приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы и пункт 2 Перечня мероприятий, утвержденного приказом МО РФ от 10 ноября 1998 года N 492, административный истец полагает, что в общей сложности за 2019-2020 года ему полагается 237 дополнительных суток.
Вывод суда о предоставлении ему дополнительных суток отдыха в виде освобождения от исполнения обязанностей военной службы после смены с дежурств находит ошибочным.
В завершение жалобы автор настаивает на отмене решения суда, отмечая при этом, что в нарушение пункта 37 приказа "данные изъяты" от 1 декабря 2008 года N ему после смены с суточного дежурства фактически не предоставлялось время для отдыха.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик - врио командира войсковой части N Пожидаев Д. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения по изложенным в нем основаниям, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно пункту 5 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха - приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
Приказом МО РФ от 10 ноября 1998 года N 492 боевое дежурство включено в Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих.
Совокупность приведенных норм свидетельствует о том, что боевое дежурство, равно как и другие включенные в перечень мероприятия, привлечение к которым порождает право военнослужащих на предоставление дополнительных суток отдыха или выплату денежной компенсации вместо них, проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени не во всех случаях, а только при необходимости.
Пунктом 2 приказа МО РФ от 10 ноября 1998 года N 492 должностным лицам предписано осуществлять привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени на основании приказов соответствующих должностных лиц с обязательным указанием в них необходимости проведения мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Приказом МО РФ от 14 февраля 2010 года N 80 "О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха" определено, что таким основанием являются приказы должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий.
Из представленных сторонами доказательств усматривается, что административный истец в 2019-2020 годах заступал на боевое дежурство в качестве "данные изъяты" на основании приказов командира войсковой части N, который командиром соединения, ему равным или вышестоящим должностным лицом не является.
Факты привлечения Бусева в 2019-2020 годах к боевым дежурствам на основании приказов полномочных должностных лиц с указанием приведенных выше обязательных критериев надлежащими средствами доказывания не подтверждены. В представленных выписках из приказов командира войсковой части N ссылки на их издание во исполнение приказов соответствующих командиров (начальников) отсутствуют.
Следовательно, административным истцом не доказано наличие у него права на предоставление дополнительных суток отдыха и денежной компенсации вместо них.
При таких обстоятельствах, гарнизонным военным судом принято по существу правильное решение об отказе в удовлетворении административного иска Бусева, а доводы его апелляционной жалобы не имеют значения для дела и не могут служить основанием для изменения или отмены судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 30 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" Бусева Владислава Витальевича оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд через суд первой инстанции.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.