Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Шмидт Т.Е, судей Закарян И.В, Черняевой Л.В, при секретаре Кузнецовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Архипова Г.Н. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным бездействия по апелляционной жалобе Архипова Г.Н. на решение Ленинского районного суда города Саратова от 07 апреля 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е, объяснения представителя Архипова Г.Н. - Архиповой Е.Н, представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Уманца И.И, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Архипов Г.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов" по исполнению постановления от 21 ноября 2019 года N 2477 "Об изъятии земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд", выразившееся в невыполнении пункта 2.2 данного Постановления, а также возложить на административного ответчика обязанность выполнить вышеназванный пункт постановления при изъятии земельного участка и расположенной на нём аварийной недвижимости, в отношении принадлежащей административному истцу квартиры N 18 в многоквартирном "адрес", установив срок исполнения данного пункта.
В обоснование заявленных требований Архипов Г.Н. указал, что он является собственником "адрес" многоквартирном "адрес", признанном распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" N 369-р от 02 сентября 2014 года аварийным и подлежим сносу до 01 октября 2015 года.
02 сентября 2014 года администрацией муниципального образования "Город Саратов" издано распоряжение N 369-р "О мероприятиях по отселению из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Лунная, д. N 23", с требованием к собственникам квартир о сносе аварийного дома до 01 октября 2015 года.
Решением Ленинского районного суда города Саратова от 01 марта 2018 года признано незаконным бездействие администрации Муниципального образования "Город Саратов", на административного ответчика возложена обязанность выполнить действия по изъятию земельного участка под аварийным "адрес" и жилых помещений в нём в порядке статьи 32 ЖК РФ.
21 ноября 2019 года административным ответчиком было издано постановление N 2477 "Об изъятии земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд", которое фактически до настоящего времени не исполнено, что нарушает права административного истца как собственника помещения в доме, подлежащем сносу.
Решением Ленинского районного суда города Саратова от 07 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Архипов Г.Н. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что включение аварийного дома в программу переселения не может свидетельствовать о недопущении административным ответчиком бездействия, учитывая, что требования постановления об изъятии жилых помещений и решения суда до настоящего времени не исполнены, что влечет нарушение его жилищных прав.
В судебном заседании представитель Архипова Г.Н. - Архипова Е.Н. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" Уманец И.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, согласившись с выводами суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, об уважительной причине неявки не известили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств допущения административными ответчиками бездействия по исполнению требований постановления администрации Муниципального образования "Город Саратов" N 2477 от 21 ноября 2019 года "Об изъятии земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд".
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Порядок изъятия земельных участков государственных и муниципальных нужд урегулирован главой VII.1 ЗК РФ.
В статье 56.3 ЗК РФ определено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1).
Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) (подпункт 4 пункта 2).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4).
Пунктом 5 статьи 56.6 ЗК РФ предусмотрено, что к решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.
Таким образом, процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд предполагает, в том числе принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка, его формирование, кадастровый учёт объекта недвижимого имущества.
Судом первой инстанции установлено, что Архипов Г.Н. является собственником "адрес" многоквартирном "адрес".
Заключением межведомственной комиссии о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от 30 июля 2014 года N 88/Л многоквартирный "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Администрацией муниципального образования "Город Саратов" 02 сентября 2014 года вынесено распоряжение N 369-р о мероприятиях по отселению из указанного многоквартирного дома.
Решением Ленинского районного суда города Саратова от 01 марта 2018 года признано незаконным бездействие администрации Муниципального образования "Город Саратов", на административного ответчика возложена обязанность выполнить действия по изъятию земельного участка под аварийным домом N по "адрес" и жилых помещений в нём в порядке статьи 32 ЖК РФ.
Во исполнение данного судебного акта 21 ноября 2019 года административным ответчиком было издано постановление N 2477 "Об изъятии земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд".
Как установлено судом первой инстанции, земельный участок под аварийным многоквартирным домом N по "адрес" сформирован и поставлен на кадастровый учет, также данный многоквартирный дом включен в ведомственную целевую программу "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах", утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 01 июля 2019 года N 1184. Планируемая дата окончания переселения из указанного многоквартирного дома установлена до 31 декабря 2024 года.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что финансовое обеспечение указанных мероприятий требует значительных затрат, а их исполнение возможно на основании муниципальных контрактов, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Кроме того, как обоснованно отметил суд первой инстанции, административный истец доказательства, бесспорно подтверждающие бездействие административного ответчика с учетом вышеприведенных обстоятельств не представил.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, так как при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саратова 07 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Архипова Г.Н. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение Саратовского областного суда может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд через Ленинский районный суд города Саратова.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.