Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Наливкиной Е.А, судей Султанова Р.А. и Швецовой Н.А, при секретаре Щукиной Н.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 22 марта 2021 года по гражданскому делу по иску прокурора Октябрьского района г. Орска, действующего в интересах Закревской ФИО9, к администрации г. Орска об обязании предоставить жилое помещение, установила:
Прокурор обратился в суд в интересах Закревской Л.В. с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Октябрьского района г..Орска Оренбургской области в порядке надзора проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Закревской Л.В. - Овчинникова Л.Р, решением судьи Октябрьского районного суда г..Орска Оренбургской области от 17 декабря 2012 года признана безвестно отсутствующей. Отец Закревский В.Р. умер 1 июня 2014 (дата), что подтверждается свидетельством о смерти N. Постановлением главы администрации г..Орска Оренбургской области от 25 августа 2016 года N N Закревская Л.В. признана нуждающейся и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Постановлением главы г..Орска Оренбургской области от 8 декабря 2012 года N N над Закревской Л.В. установлена опека, назначен опекун - Пилюгина Ю.И. (родственниками не является). В настоящий момент Закревская Л.В. проживает по адресу: (адрес). Согласно выписки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии у Закревской Л.В. отсутствует в собственности недвижимое жилое имущество. В ходе проверки установлено, что Закревской Л.В. администрацией г..Орска Оренбургской области до настоящего времени не предоставлено жилое помещение. Указал, что согласно Закону Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О Наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан", к полномочиями органов местного самоуправления, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Просил суд обязать администрацию г..Орск Оренбургской области устранить нарушения Жилищного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" путем предоставления жилого помещения Закревской ФИО10, (дата) года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решением исковые требования прокурора удовлетворены. Суд постановил:"Обязать администрацию муниципального образования город Орск Оренбургской области предоставить Закревской ФИО11, (дата) года рождения, за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах города Орска Оренбургской области не ниже установленных норм предоставления жилой площади."
С данным решением не согласился ответчик - администрация г. Орска Оренбургской области, в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считает установленными, а также имеет место несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. С учетом указанной правовой нормы судебная коллегия проверяет законность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы.
Истец, представители ответчика, третьих лиц по делу, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились в суд апелляционной инстанции. В письменном заявлении представитель Правительства Оренбургской области просил рассмотреть дело в отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 той же статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В Список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Исходя из пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ) государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
В силу пункта 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 11 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).
Право на заключение договора найма специализированного жилого помещения в жилищном фонде Оренбургской области имеют лица, предусмотренные в настоящем Законе и подтвердившие документально свое право на получение указанного жилья (статья 12 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ).
В силу положений абзаца 2 части 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 5 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Закревская ФИО12, родилась в г.Аркалык Костанайской области республики Казахстан (дата).
Мать Закревской Л.В. - Овчинникова Л.Р. решением Октябрьского районного суда г.Орска от 17 декабря 2012 года признана безвестно отсутствующей.
Отец Закревской Л.В. - Закревский В.Р. умер (дата).
Постановлением главы города Орска от 25 августа 2016 года N N Закревская Л.В. признана нуждающейся в жилых помещениях и поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
Закревская Л.В. включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ей присвоен порядковый номер N N.
Закревская Л.В. окончила обучение в ГБПОУ Ленинградской области "Мичуринский многопрофильный техникум" п.Мичуринское.
Из материалов дела следует, что Закревская Л.В. зарегистрирована по адресу: (адрес). Данное жилое помещение Закревской Л.В. не принадлежит на праве собственности.
В материалы дела представлено уведомление филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области от 12 июля 2016 года, согласно которому информация о правах Закревской Л.В. на объекты недвижимости в ЕГРН отсутствует (л.д. 27).
В соответствии со справкой ГБУ Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости"" от 29 июня 2016 года за Закревской Л.В. объектов недвижимости на территории города Орска Оренбургской области не числится.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исходил из того, что Закревская Л.В. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет по данной категории в качестве нуждающегося в жилом помещении, достигла возраста 18 лет и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, суду не представлены данные, препятствующие Закревской Л.В... в реализации указанного права - наличие заключенного договора социального найма жилого помещения, признанного пригодным для проживания с учетом площади, приходящейся на каждого проживающего, его принадлежности истцу на праве собственности, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности требований истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда не должно предоставлять истцу преимущественное право по отношению к другим лицам, включенным в порядке очередности в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и чьи права на обеспечение жильем возникли ранее, а также о необходимости соблюдения порядка предоставления жилья, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и не являются основаниями для отмены решения суда.
Как следует из содержания приведенных выше правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации, а также завершение прохождения военной службы по призыву. При этом ни статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п. По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объеме субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, действующим правопорядком не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями данной категорий лиц, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства, указанным лицам жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования и прохождения военной службы по призыву. Предоставление жилого помещения истцу не может каким-либо образом нарушить права других лиц, поскольку обязанность по обеспечению его жилым помещением возникла в силу закона, не может быть отложена на неопределенный срок и не ставится в зависимость от какой-либо очереди.
В связи с вышеизложенным у органа местного самоуправления в силу закона возникла обязанность по обеспечению истца специализированным жилым помещением.
Доводы жалобы об ограниченности бюджетного финансирования и контрактной системе, требующей значительных временных затрат, которые предопределяют наличие объективных причин в неисполнении решения суда в установленный срок подлежат отклонению, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, установив, что истец, включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить ему в черте города Орска жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее 33 кв.м, которая установлена п.п. 4 п. 1 ч. 1 ст. 2 Законом Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении жилых помещений отдельным категориям граждан на территории Оренбургской области", благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств невозможности проживания истца по адресу, указанному им при обращении в органы для защиты нарушенных прав, судебная коллегия признает необоснованными, поскольку указанное жилое помещение не принадлежит Закревской Л.В. на праве собственности. Кроме того, доводы жалобы в указанной части противоречат принятому ответчиком в пределах полномочий органа местного самоуправления решению о признании Закревской Л.В. нуждающейся в жилом помещении и включении в Список при аналогичных обстоятельствах регистрации по вышеуказанному адресу.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов, изложенных в нем, поскольку основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Орска от 22 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья /подпись/
Судьи /подписи/
Копия верна. Судья Е.А.Наливкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.