2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Турищева И.В., судей - Бояркина Д.В. и Леонтьева О.В., при секретаре судебного заседания Макеевой А.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-23/2021 по административному исковому заявлению военнослужащего Отдела (хранения и утилизации) " ... " " ... " Центра материально-технического обеспечения Центрального военного округа - войсковой части "00000" (далее - Отдел (хранения и утилизации) " ... " войсковой части "00000") " ... " Орлова Валерия Александровича об оспаривании действий начальника этого же отдела, связанных с изданием приказа от 9 декабря 2020 г. N 7 о прекращении выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, а также действий начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республики Хакасии" и руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ" по апелляционной жалобе административного ответчика - начальника Отдела (хранения и утилизации) " ... " войсковой части "00000" " ... " Чубукова Д.В. на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 17 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Леонтьева О.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, выступление представителя административного истца Цириса В.И, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Орлов В.А. через своего представителя Цириса В.И, обратившись в суд с административным исковым заявлением указал, что проходит военную службу в Отделе (хранения и утилизации) "... " войсковой части "00000" и подлежит увольнению в связи с достижением предельного возраста пребывания на ней. При этом, он состоит на учёте в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, а также служебным жильем по месту прохождения военной службы и до 1 декабря 2020 года получал денежную компенсацию за наём (поднаём) жилого помещения.
Вместе с тем, на основании приказа начальника Отдела (хранения и утилизации) "... " войсковой части "... " от 9 декабря 2020 года N 7, не имевшего должностных полномочий на его издание, ему с 1 декабря 2020 года прекращена выплата денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения.
Полагая названные действия начальника Отдела (хранения и утилизации) "... " войсковой части "... " незаконными, административный истец просил суд признать их таковыми, обязав указанное должностное лицо отменить приказа от 9 декабря 2020 года N 7 о прекращении ему выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения.
Решением Красноярского гарнизонного военного суда от 17 марта 2021 года административное исковое заявление Орлова В.А. удовлетворено.
В апелляционной жалобе административный ответчик - начальник Отдела (хранения и утилизации) "... " войсковой части "... " "... " Чубуков Д.В. не соглашаясь с принятым судебным решением, просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, приводя следующие доводы.
Так, ссылаясь на положения ч. 1 ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 и Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303, указывает на то, что предоставление в ноябре 2020 года служебного жилого помещения другому военнослужащему после немотивированного отказа о вселении в него административного истца не является основанием препятствующим прекращению Орлову В.А. выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения.
Утверждает, что административный истец, отказавшись в ноябре 2020 года от вселения в предложенное ему служебное жилое помещение с 1 декабря 2020 года, утратил право на получение денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения, поэтому на основании сообщения ФГКУ "Центррегионжильё" им правомерно был издан оспариваемый приказ о прекращении Орлову В.А. указанной выплаты.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, представитель административного истца Цирис В.И, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Рассмотрев административное дело, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя административного истца, окружной военный суд приходит к следующему.
Исследовав все представленные доказательства, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о неправомерности действий начальника Отдела (хранения и утилизации) "... " войсковой части "... ", связанных с изданием приказа от 9 декабря 2020 года N 7 о прекращении Орлову В.А. с 1 декабря 2020 года выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Данные выводы суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на всесторонне проверенных в судебном заседании доказательствах, которые не вызывают сомнений в своей достоверности, согласуются между собой, достаточно полно приведены в судебном решении и надлежащим образом судом оценены.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно абз. 4 и 7 п. 1 ст. 15 Закона на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений представляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", а также в целях его реализации утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303 Инструкцией об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, в соответствии с которыми выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Законом.
В силу вышеприведенных нормативных правовых актов денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему в случае невозможности обеспечения его и членов его семьи служебным жилым помещением, жилым помещением маневренного фонда или общежитием, а ее выплата прекращается после утраты оснований на ее получение.
Как следует из материалов дела Орлов В.А. проходит военную службу по контракту с июля 1998 года, в связи с чем на весь ее срок подлежит обеспечению служебным жилым помещением.
Решением начальника отделения ФГКУ ЦРУЖО от 2 октября 2019 года N ЦРУЖО-6/178-19 административный истец с составом семьи 3 человека с 27 сентября 2019 года включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в городе "... ".
Приказом начальника Базы "... " войсковой части "... ", в настоящее время Отдел (хранения и утилизации) "... " войсковой части "... " от 21 сентября 2020 года N 205 Орлову В.А, проживающему в арендованной квартире по адресу: "адрес", установлена к выплате денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения со 2 августа по 31 декабря 2020 года.
10 ноября 2020 года ФГКУ ЦРУЖО административному истцу с составом семьи 3 человека предложено вселиться в служебное жилое помещение в трехкомнатную служебную квартиру общей площадью 68, 5 кв. м. по адресу: "адрес", однако 14 ноября 2020 года от вселения в данное жилье Орлов В.А. отказался и жилищным органом 30 ноября того же года оно было распределено другому военнослужащему, что подтверждается сообщением от 30 ноября 2020 года "N". После этого других служебных жилых помещений административному истцу не предлагалось.
Приказом начальника Отдела (хранения и утилизации) "... " войсковой части "... " от 9 декабря 2020 года N 7 на основании сообщения начальника отделения ФГКУ ЦРУЖО от 1 декабря 2020 года "N" Орлову В.А, отказавшемуся от предложенного ему служебного жилого помещения, с 1 декабря 2020 года прекращена выплата компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Таким образом, вопреки доводам автора апелляционной жалобы в силу действующего законодательства, административный истец, отказавшись 14 ноября 2020 года вселиться в предложенное служебное жилое помещение, после распределения его 30 ноября 2020 года другому военнослужащему, при невозможности обеспечения иным служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы, не утратил с 1 декабря 2020 года оснований на получение установленной ранее денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, поэтому суд первой инстанции правомерно возложил на начальника Отдела (хранения и утилизации) "... " войсковой части "... " обязанность отменить, изданный указанным должностным лицом приказ от 9 декабря 2020 года N 7 о прекращении административному истцу названной выплаты с 1 декабря 2020 года.
Нарушений применения норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на принятое по делу судебное решение, гарнизонным военным судом не допущено.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Красноярского гарнизонного военного суда от 17 марта 2021 года по административному делу N 2а-23/2021 по административному исковому заявлению Орлова Валерия Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника Отдела (хранения и утилизации) "... " "... " Центра материально-технического обеспечения Центрального военного округа - войсковой части "... " - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Дата составления мотивированного апелляционного определения 22 июля 2021 года.
Председательствующий И.В. Турищев
Судьи: Д.В. Бояркин
О.В. Леонтьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.