Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф, судей Харламовой О.А, Усовой Е.И, при секретаре Даниловой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 04 августа 2021 г. административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому административному округу города Омска к Смолину А.С. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, пени, по апелляционной жалобе Смолина А.С. на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 27 мая 2021 г, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Харламовой О.А, судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска (далее - ИФНС по ОАО г. Омска) обратилась к Смолину А.С. с требованием о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 год и пени, указав, что административный ответчик, имея в собственности автомобиль "... ", государственный регистрационный знак "... ", является плательщиком транспортного налога.
26 сентября 2020 г. Смолину А.С. направлено уведомление от 03 августа 2020 г. об уплате транспортного налога за 2019 год с указанием на необходимость уплатить налог не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах.
В связи неоплатой транспортного налога Смолину А.С. направлено требование от 28 декабря 2020 г. об уплате недоимки по транспортному налогу и пени за 2019 год, со сроком исполнения до 05 февраля 2021 г.
Требования в добровольном порядке налогоплательщиком исполнены не были.
17 марта 2021 г. мировым судьей судебного участка N "... " в Октябрьском судебном районе в г. Омске вынесен судебный приказ о взыскании со Смолина А.С. спорной задолженности, отмененный определением от 07 апреля 2021 г.
Поскольку в добровольном порядке задолженность по транспортному налогу погашена не была, заявлены требования о взыскании со Смолина А.С. недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 49 950 рублей, пени в сумме 183 рубля 98 копеек.
В судебном заседании представитель ИФНС по ОАО г. Омска Макаров А.В. заявленные требования поддержал.
Административное дело рассмотрено в отсутствие Смолина А.С.
Решением суда требования ИФНС по ОАО г. Омска удовлетворены, со Смолина А.С. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2019 год в размере 49 950 рублей, пени в сумме 183 рубля 98 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 704 рубля.
Не согласившись с решением, Смолин А.С. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое, ссылаясь на не получение направленных налоговым органом уведомления и требования. Полагает, что налоговый орган ненадлежащим образом исполнил свою обязанность по уведомлению налогоплательщика о необходимости оплаты транспортного налога, поскольку требование об уплате налога за 2019 год направлено только год спустя - 30 декабря 2020 г.
Дополнительно отмечает, что автотранспортное средство отчуждено 05 декабря 2020 г.
Относительно доводов апелляционной жалобы ИФНС по ОАО г. Омска принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ИФНС по ОАО г. Омска Дараеву Ю.В, выразившую согласие с постановленным решением, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу положений Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 Налогового кодекса Российской Федерации). Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (статья 360 Налогового кодекса Российской Федерации).
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац 3 пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции федерального закона от 23 ноября 2015 г. N 320-ФЗ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Омской области, установлен и введен в действие Законом Омской области от 18 ноября 2002 г. N 407-ОЗ "О транспортном налоге", статьей 2 которого определены размеры налоговых ставок, устанавливаемых в зависимости от мощности двигателя.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Невыполнение налогоплательщиком установленной законом обязанности по уплате налогов и сборов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (статьи 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что в 2019 году Смолин А.С. являлся собственником автомобиля "... ", государственный регистрационный знак "... ".
Смолин А.С. состоит на налоговом учете в ИФНС по ОАО г. Омска.
26 сентября 2020 г. ИФНС по ОАО г. Омска в адрес Смолина А.С. направлено налоговое уведомление N "... " от 03 августа 2020 г. с указанием на необходимость осуществить уплату транспортного налога, налога на имущество физических лиц и налога на доходы физических лиц за 2019 год в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В связи с неоплатой транспортного налога, 31 декабря 2020 г. Смолину А.С. направлено требование N "... " от 28 декабря 2020 г. об уплате задолженности по транспортному налогу и пени за 2019 год в размере 49 950 рублей - транспортный налог; 183 рубля 98 копеек - пени по транспортному налогу, в срок до 05 февраля 2021 г.
В связи с неисполнением Смолиным А.С. требования в установленный срок, 10 марта 2021 г. ИФНС по ОАО г. Омска обратилась к мировому судье судебного участка N "... " в Октябрьском судебном районе в г. Омске с заявлением о выдаче судебного приказа.
17 марта 2021 г. мировым судьей судебного участка N "... " в Октябрьском судебном районе в г. Омске выдан судебный приказ о взыскании со Смолина А.С. задолженности по транспортному налогу и пени за 2019 год.
07 апреля 2021 г. по заявлению Смолина А.С. вынесено определение об отмене судебного приказа N "... ".
Неисполнение Смолиным А.С. требований послужило основанием для обращения 28 апреля 2021 г. налогового органа в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с административного ответчика недоимок и пени, поскольку соответствующие уведомления и требования об оплате транспортного налога за 2019 год в адрес Смолина А.С. были направлены, однако задолженность не погашена. При этом суд верно исходил из того, что процедура взыскания спорной задолженности налоговым органом соблюдена.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2).
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4).
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что срок уплаты обязательных платежей за 2019 год наступил 01 декабря 2020 г, уведомление N "... " направлено в адрес Смолина А.С. 26 сентября 2020 г, более чем за тридцать дней, предусмотренных статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование N "... " направлено Смолину А.С. в установленный трехмесячный срок с момента выявления недоимки, то есть с 01 декабря 2020 г.
Требованием был установлен срок для оплаты недоимки до 05 февраля 2021 г, в силу положений пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации с указанной даты следует исчислять шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд общей юрисдикции с заявлением о выдаче судебного приказа, который в данном случае соблюден ИФНС по ОАО г. Омска; заявление мировому судье подано спустя месяц - 10 марта 2021 г.
Также, коллегия находит соблюденным срок обращения с административным исковым заявлением 28 апреля 2021 г, поскольку течение шестимесячного срока для подачи указанного иска начинается с момента отмены судебного приказа, то есть с 07 апреля 2021 г.
Сроки для обращения с настоящим иском налоговым органом соблюдены.
Анализируя представленные материалы дела, коллегия, учитывая, что в 2019 году Смолин А.С. действительно являлся собственником транспортного средства "... ", соответственно, являлся плательщиком транспортного налога, при отсутствии в материалах дела доказательств уплаты административным ответчиком обязательных платежей, находит факт наличия у Смолина А.С. задолженности по уплате транспортного налога за 2019 год и пени подтвержденным, взыскание недоимки со Смолина А.С. обоснованным.
Расчет взымаемой суммы налога и пени произведен на основании положений нормативных правовых актов представительного органа субъекта Российской Федерации, коллегией проверен, является арифметически верным и соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации, сторонами не оспаривается.
Оспаривая постановленный судебный акт, Смолин А.С. указывает на неполучение направленных налоговым органом уведомлений и требований.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 1 пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю.
Из материалов дела усматривается, что Смолин А.С. зарегистрирован и проживает по адресу: г. Омск, "... ".
Согласно почтовым идентификаторам N "... " (налоговое уведомление, л.д.11), N "... " (требование, л.д.16) ИФНС по ОАО г. Омска направила названные документы по адресу регистрации Смолина А.С.
По данным сайта АО "Почта России" корреспонденция с почтовым идентификатором N "... " (налоговое уведомление) получена Смолиным А.С. 08 октября 2020 г, с почтовым идентификатором N "... " (требование) - 06 января 2021 г.
При таких обстоятельствах, доводы Смолина А.С. опровергаются материалам дела и подлежат отклонению.
Также Смолин А.С. приводит доводы о выбытии транспортного средства из его владения.
Согласно представленной в материалы дела карточке регистрационных действий, право собственности Смолина А.С. на автомобиль "... " зарегистрировано 11 ноября 2016 г.
Переход права собственности от Смолина А.С. к Панкратовой М.А. зарегистрирован 05 декабря 2020 г. (л.д.62).
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно положениям статей 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации возникновение объекта налогообложения связано с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.
Соответственно, признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы.
Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 г. N 835-О-О, от 29 сентября 2011 г. N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 г. N 2391-О и др.). Данное законодательное регулирование призвано, в частности, обеспечить избежание двойного налогообложения в отношении транспортного средства, которое подлежит регистрации в установленном порядке на конкретное лицо (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 г. N 541-О).
Таким образом, до момента снятия с регистрационного учета транспортного средства гражданин является плательщиком транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Поскольку транспортное средство снято с регистрационного учета в пользу нового владельца только 05 декабря 2020 г, оснований для освобождения Смолина А.С. от уплаты транспортного налога за 2019 год коллегия не усматривает.
Коллегия отмечает, что суждения Смолина А.С. о ненадлежащем исполнении налоговым органом обязанности по уведомлению налогоплательщика о необходимости уплаты налога за 2019 год ввиду несвоевременного направления уведомлений и требований в 2020 году состоятельными не являются, поскольку в силу ранее указанных положений статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, и постановилрешение, отвечающее нормам права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Омского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от 27 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 05 августа 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.