Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Павленка С.В. и Дзадзиева Д.А, при помощнике судьи Попове В.А, с участием административного истца Арышева А.В. и представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации - Садовской Т.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-69/2021 по апелляционным жалобам представителей административных ответчиков: Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. и Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ) Пчелинцева С.В. на решение Московского гарнизонного военного суда от 18 марта 2021 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего Главного организационно-инспекторского управления Министерства обороны Российской Федерации полковника юстиции запаса Арышева Андрея Викторовича об оспаривании действий ДЖО МО РФ и 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел "Западрегионжилье"), связанных с отказом в предоставлении жилого помещения и со снятием с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы и административного истца, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Арышев поступил на военную службу в августе 1983 года, с июня 1996 года по февраль 2002 года проходил военную службу по контракту в г. Красногорске Московской обл, где 7 июня 2000 года был обеспечен Архангельской КЭЧ района на состав семьи 3 человека (он, супруга и сын) жилым помещением для постоянного проживания общей площадью 68, 2 кв.м.
В связи с переводом административного истца к новому месту службы в г. Москву и подачей им соответствующего заявления, решением жилищной комиссии войсковой части 41704 от 17 марта 2003 года Арышев был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в г. Москве, составом семьи 4 человека (он, сын, супруга и мать).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 мая 2010 года N 574 административный истец уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатным мероприятиями, а приказом начальника Главного организационно-инспекторского управления Министерства обороны Российской Федерации от 25 июня 2010 года N 65 - с 27 августа 2010 года исключен из списков личного состава управления.
16 февраля 2012 года с Арышевым заключен договор социального найма на занимаемую им в г. Красногорске Московской обл. квартиру, а 12 июля 2019 года - подписано дополнительное соглашение к данному договору, согласно которому членами семьи нанимателя являются его брат, супруга брата, сын, супруга сына и внучка.
Вместе с тем, поскольку после смерти супруги и матери административного истца (кроме его сына) на жилищный учет военного ведомства никто из вышеуказанных граждан не принимался, 22 мая 2019 года ДЖО МО РФ распределило Арышеву на состав семьи два человека (он и сын) жилое помещение общей площадью 51 кв.м. по адресу: "адрес"
С получением данного жилья административный истец фактически согласился, заполнив корешок N 1 к соответствующему извещению, в котором указал: "Согласен из расчета состава семьи 6 человек".
Кроме того, 1 июля 2019 года административный истец направил в ДЖО МО РФ письмо, в котором сообщил, что состав его семьи составляет 6 человек, в связи с чем просил зачесть имеющееся у него по договору социального найма жилое помещение в дополнение к распределенному.
13 июля 2020 года ДЖО МО РФ приняло решение N Д-6913/2020 о предоставлении административному истцу указанного жилого помещения в собственность бесплатно на состав семьи 2 человека, предварительно направив ему 6 июля того же года соответствующее уведомление о необходимости представления справки о сдаче ранее полученного от военного ведомства жилого помещения.
Так как в установленный срок Арышев такую справку в жилищный орган не представил, решением начальника 1 одела "Западрегионжилье" от 15 декабря 2020 года N 95/50/ТС отменено принятое ДЖО МО РФ 13 июля 2020 года решение N Д-6913/2020 в части, его касающейся, административному истцу отказано в фактическом предоставлении распределенного жилья, а также он снят с жилищного учета.
Полагая свои права нарушенными, Арышев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконным решение 1 отдела "Западрегионжилье" от 15 декабря 2020 года N 95/50/ТС об отказе в фактическом предоставлении ему жилого помещения и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также обязать указанный жилищный орган данное решение отменить;
-обязать ДЖО МО РФ восстановить его с членами семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с 6 февраля 2002 года, повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему с членами семьи жилого помещения в г. Москве, а также внести в его учетное дело всех членов семьи: сына, супругу сына и внучку.
Кроме того, административный истец просил возместить ему судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб. и оплатой услуг нотариуса по составлению протокола осмотра доказательств, содержащихся в его электронном почтовом ящике в размере 13 522 руб.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Арышева удовлетворил частично.
Суд признал незаконным решение 1 отдела "Западрегионжилье" от 15 декабря 2020 года N 95/50/ТС об отказе в предоставлении Арышеву жилого помещения и о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также обязал ДЖО МО РФ отменить данное решение, восстановив его с сыном на жилищном учете, а ФГАУ "Росжилкомплекс" - рассмотреть вопрос о принятии на жилищный учет в качестве членов его семьи супругу сына и внучку.
Также суд взыскал с ФГАУ "Росжилкомплекс" в пользу Арышева судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 руб.
В удовлетворении административного искового заявления в оставшейся чести требований суд Арышеву отказал.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, излагая обстоятельства дела и ссылаясь положения действующего законодательства, указывает, что оспариваемое решение жилищного органа является законным. Арышев в установленный срок не предоставил документ о сдаче занимаемого жилья, в связи с чем оснований для предоставления ему распределенной квартиры не имеется. Кроме того, в жилом помещении, занимаемом административным истцом по договору социального найма, зарегистрированы и проживают граждане, не являющиеся членами его семьи (брат и супруга брата) и на них не возложена обязанность по её освобождению. При таких обстоятельствах Арышев не может сдать жилье, а, следовательно, и находиться на жилищном учете.
Схожие доводы отражены и в апелляционной жалобе представителя ДЖО МО РФ.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Частично удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришёл к выводу, что поскольку жилищный орган, несмотря на предоставленную ему информацию, не проверил жилищные условия всех без исключения лиц совместно с Арышевым проживающих и не разрешилв установленном порядке вопрос о принятии их на жилищный учет, то решение об отказе в предоставлении административному истцу распределенного жилья и о снятии его с жилищного учета является незаконным.
Однако судом без внимания оставлено следующее.
В соответствии с абзацами 1 и 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 января 2016 года N 20, по смыслу пунктов 5 - 7 которого уполномоченный орган вручает военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы), принятым на учёт, извещения о распределении жилого помещения.
После получения извещений военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) направляют в уполномоченный орган информацию о согласии с предоставлением распределяемых жилых помещений.
После получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учёта уполномоченный орган принимает решение о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно.
В силу пункта 5 статьи 15 Закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Исходя из положений пунктов 1 и 3 Инструкции об оформлении, учёте и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 июля 2011 года N 1133 (далее - Инструкция об оформлении, учёте и хранении справок о сдаче жилых помещений), пункта 8 ранее упомянутого Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно и пункта 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим и членами его семьи, в том числе бывшими, является справка о сдаче жилого помещения, оформляемая уполномоченным органом Министерства обороны РФ в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и специализированной организацией.
Анализ приведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания, Закон возлагает на федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что в свою очередь предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему жилое помещение для получения другого.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части N от 17 марта 2003 года N 13, Арышев включен в списки очередников на получение жилой площади в г. Москве.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Арышев пояснил, что был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, составом семьи 4 человека (он, супруга, сын и мать), однако позднее супруга и мать умерли.
Согласно светокопии извещения ДЖО МО РФ от 22 мая 2019 года N 366679 административному истцу на состав семьи 2 человека было распределено жилое помещение общей площадью 51 кв.м. по адресу: "адрес" На корешке N 1 к данному извещению административным истцом сделана запись о согласии с предоставлением распределенного жилого получения из расчета состава семьи 6 человек.
Из содержания светокопии письма Арышева от 1 июля 2019 года, направленного в адрес врид руководителя ДЖО МО РФ, следует, что состав его семьи увеличился на 4 человека, в связи с чем административный истец просит зачесть имеющееся у него жилое помещение в г. Красногорске Московской обл. общей площадью 68 кв.м. в дополнение к распределенной квартире в г. Москве.
Вместе с тем, административный истец в установленном законом порядке с заявлением в жилищный орган о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, супруги его сына, внучки, брата и супруги брата не обращался, доказательств об обратном в суд не представил.
В этой связи ни у ДЖО МО РФ, ни у 1 отдела "Западрегионжилье" оснований разрешать вопрос о принятии совместно проживающих с Арышевым граждан на жилищный учет, а также об обеспечении административного истца жилым помещением большей площадью не имелось.
Так как Арышев с получением распределённого жилья согласился, то должен был предпринять меры по сдаче занимаемой квартиры, однако, направив 1 июля 2019 года в жилищный орган вышеприведенное письмо, фактически от сдачи таковой отказался.
Более того, действия административного истца по вселению в занимаемое им по договору социального найма жилое помещение в качестве членов своей семьи других граждан без постановки их на жилищный учет, привели к невозможности его сдачи.
Таким образом, Арышев поставил вопрос о предоставлении ему жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", то есть за счет государства, при обеспеченности его ранее жильем по установленным нормам из государственного жилищного фонда и без его сдачи.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Арышев документ, подтверждающий освобождение ранее предоставленного ему жилого помещения, в установленный срок жилищному органу не представил, освобождать его не желал и на день принятия оспариваемого решения соответствующей возможности фактически не имел, то, вопреки выводу суда первой инстанции, основания для предоставления ему распределенного жилого помещения, а также для нахождения на жилищном учете отсутствовали.
Однократность обеспечения жильем основана на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлена на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
При таких обстоятельствах, решение гарнизонного военного суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, а также неправильным применением норм материального права необходимо отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст.ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 18 марта 2021 года по административному исковому заявлению Арышева Андрея Викторовича в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, а также неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение, которым Арышеву А.В. в удовлетворении административного искового заявления отказать.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 июля 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.