Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего Горшковой Е.А., судей Земсковой Н.В., Егоровой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фадеевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Земсковой Н.В.
дело по апелляционным жалобам Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области", открытого акционерного общества "Единый расчетный центр" на решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 16 февраля 2021г. по делу по иску заместителя прокурора Октябрьского района г. Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области" о понуждении самостоятельно осуществлять установленные законом действия, УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Октябрьского района г..Иваново, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области" (далее - НО "РФКР МКД Ивановской области", региональный оператор) с учетом заявления в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) просил возложить на ответчика обязанность не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу самостоятельно вести систему учета фондов капитального ремонта, а именно учет сведений о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней, без привлечения к указанной деятельности иных лиц; возложить на ответчика обязанность не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу самостоятельно выставлять платежные документы на уплату взносов на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, формирующим фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, без привлечения к указанной деятельности иных лиц.
Иск мотивирован тем, что в ходе проверки соблюдения жилищного законодательства НО"РФКР МКД Ивановской области" прокуратурой Октябрьского района г..Иваново установлено, что региональный оператор на основании договора на формирование и печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, от 20 января 2015 г..в редакции дополнительного соглашения от 27 марта 2020 г..привлек ОАО "Единый расчетный центр" к выполнению функций по ведению системы учета фондов капитального ремонта в части учета размера начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, размере уплаченных пеней, а также по выставлению платежных документов на оплату взноса на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, принявшим решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 171, ч. 4 ст. 183 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениям Закона Ивановской области от 27 июня 2013 г..N 51-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ивановской области", влечет несоблюдение ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г..N 152-ФЗ "О персональных данных", ведет к существенному нарушению прав и законных интересов граждан. По результатам проверки прокурором района в адрес руководителя НО "РФКР МКД Ивановской области" внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. В установленный в представлении срок требования прокурора не исполнены.
Определениями Октябрьского районного суда г. Иваново от 22 сентября 2020 г, от 12 января 2021 г, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области.
Решением Октябрьского районного суда г. Иваново от 16 февраля 2021 г. исковые требования заместителя прокурора Октябрьского района г. Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области" о понуждении самостоятельно осуществлять установленные законом действия удовлетворены; на Некоммерческую организацию "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области" возложена обязанность не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу самостоятельно вести систему учета фондов капитального ремонта, а именно учет сведений о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней, без привлечения к указанной деятельности иных лиц; на Некоммерческую организацию "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов "адрес"" возложена обязанность не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу самостоятельно выставлять платежные документы на уплату взносов на капитальный ремонт собственникам помещений многоквартирных домов, формирующим фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, без привлечения к указанной деятельности иных лиц; с Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области" взыскана в доход бюджета городского округа Иваново государственная пошлина в размере 6000 руб.
С решением не согласны ответчик НО "РФКР МКД Ивановской области", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО"Единый расчетный центр", в апелляционных жалобах, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика НО "РФКР МКД Ивановской области" по доверенностям Колотухин С.И, СаранцевМ.А, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО"Единый расчетный центр" по доверенности Павленко И.В. поддержали апелляционные жалобы по доводам, изложенным них и в дополнениях к жалобам, истец заместитель прокурора Октябрьского района г. Иваново Сахарова А.А, действующая в интересах неопределенного круга лиц, на жалобу возражала по доводам, изложенным в возражениях, просила решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными надлежащим образом в порядке главы 10 ГПК РФ о его времени и месте, об уважительности причин неявки не известили, доказательств невозможности участия в деле не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Представитель Департамента строительства и архитектуры Ивановской области представил отзыв на жалобы, согласно которому поддержал позицию, изложенную ранее в возражениях на иск, полагал требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил рассмотреть дело без его участия. Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области представил отзыв на жалобы, полагая жалобы обоснованными и правомерными, просил решение отменить. Судебная коллегия, руководствуясь ч.ч. 3, 5 ст.167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела на основании ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что конкурсной комиссией по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договора по начислению и приему взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов Ивановской области, организованном НО "РФКР МКД Ивановской области", принято решение, оформленное протоколом от 20 января 2015 г, о заключении договора с ОАО "Единый расчетный центр".
Между НО "РФКР МКД Ивановской области" (принципал) и ОАО "Единый расчетный центр" (агент) 20 января 2015 г..заключен договор на обработку лицевых счетов, печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, по условиям которого ОАО "Единый расчетный центр" от своего имени и за счет НО "РФКР МКД Ивановской области" осуществляет формирование базы жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта: адресная часть в разрезе квартир, площадь квартир многоквартирного дома (п. 1.1.1); формирование базы собственников жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в муниципальной, областной и федеральной собственности, включенных в региональную программу капитального ремонта: адресная часть в разрезе помещений, площадь помещений многоквартирного дома, реквизиты собственников помещений (п. 1.1.2); формирование базы собственников нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта: адресная часть в разрезе помещений, площадь помещений многоквартирного дома, реквизиты собственников помещений (п. 1.1.3); ежемесячное начисление: взносов на капитальный ремонт, процентов в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (п. 1.1.4); обработку лицевых счетов (п. 1.1.5); формирование отчетов в разрезе многоквартирных домов и лицевых счетов: оборотно-сальдовая ведомость (начислено, оплачено, сальдо на начало и конец периода) (ежемесячно), история лицевого счета (по запросу), отчет о площадях жилых и нежилых помещений, по которым производится начисление взносов на капитальный ремонт ежемесячно в разрезе: по признаку собственности, сводно по домам, развернуто по каждому лицевому счету, предоставление в течение 5 рабочих дней, следующих за отчетным месяцем, агентского отчета по счету регионального оператора и по спецсчетам в разрезе каждого дома (сумма распределенных по лицевым счетам
денежных средств) (п. 1.1.6); ежемесячное формирование в адрес собственника жилого помещения в срок до 15 числа текущего месяца счет-квитанции согласованного образца, ежеквартальное формирование собственникам нежилых помещений и собственникам помещений, находящихся в муниципальной, областной и федеральной собственности, счета по установленной форме в срок не позднее 15 числа последнего месяца текущего квартала (п.1.1.7); ежемесячная печать в адрес собственника жилого помещения в срок до 20 числа текущего месяца счет-квитанции согласованного образца, ежеквартальная печать собственникам нежилых помещений и собственникам помещений, находящихся в муниципальной, областной и федеральной собственности, счета по установленной форме в срок не позднее 20 числа последнего месяца текущего квартала. Разделом 2 договора установлены права и обязанности агента и принципала. Стоимость оказываемых услуг составляет 1 руб. 60 коп. за весь комплекс услуг по договору в рамках одного лицевого счета ежемесячно. Договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение 10 лет.
Дополнительным соглашением от 27 марта 2020 г. в договор на обработку лицевых счетов, печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, от 20 января 2015 г. сторонами договора внесены изменения в части наименования договора - слова "на обработку лицевых счетов" заменены на "формирование и", из текста договора исключены п.п. 1.1.1-1.1.6, 2.1.1-2.1.3, изменена редакция п.п. 2.1.4, 2.1.6. 2.1.7, исключены из договора ранее установленные обязанности ОАО "Единый расчетный центр" производить начисление взносов, перерасчеты, начислять пени, а также систематически формировать различные виды отчетов, информировать плательщиков о сумме взноса на капитальный ремонт, перерасчетах, корректировках платы, существующей задолженности либо переплате.
В соответствии с договором на формирование и печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, от 20 января 2015 г. в редакции дополнительного соглашения от 27 марта 2020 г. в обязанности ОАО "Единый расчетный центр" входят: формирование платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, или, если соответствующе решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере, сведения о котором представлены НО"РФКР МКД Ивановской области" (принципал); указывать в платежных документах перерасчет за прошедшие периоды по документам, представленным НО "РФКР МКД Ивановской области" (принципал), пени в размере, установленном в соответствии с ч.14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае ненадлежащего исполнения плательщиками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (п. 2.1.4); формировать следующие виды отчетов в разрезе многоквартирных домов и лицевых счетов в соответствии с технической возможностью: разовый по требованию, ежемесячный в течение 5 рабочих дней, следующих за отчетным месяцем (п. 2.1.6); по указанию НО "РФКР МКД Ивановской области" (принципал) в платежных документах информировать плательщиков: о сумме взноса на капитальный ремонт, о перерасчетах, корректировках платы (при наличии), о других данных, предусмотренных действующим законодательством (п. 2.1.7); предоставить НО "РФКР МКД Ивановской области" (принципал) онлайн доступ к программному обеспечению по формированию платежных документов, предусмотренных договором (п. 2.1.15).
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом оценки представленных сторонами доказательств и установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями статей 7, 12, 40, 72, 130 Конституции Российской Федерации, статей 2, 154-155, 171, 178, 180, 183 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), постановления Правительства Ивановской области от 17 декабря 2013 г..N 531-п "О создании некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области", Закона Ивановской области от 27 июня 2013 г..N 51-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ивановской области", письма Минстроя России от 7 июля 2014 г..N 12315-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации по вопросам организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (вместе с "Информацией по актуальным вопросам функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и деятельности региональных операторов"), Федерального закона от 27 июля 2006 г..N 152-ФЗ "О персональных данных", пришел к выводу, что ответчик обязанность самостоятельно вести систему учета фондов капитального ремонта, а именно учет сведений о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, размере уплаченных пеней не осуществляет надлежащим образом, фактически в указанную деятельность вовлечено ОАО "Единый расчетный центр", в то время как законом Ивановской области не предусмотрено право регионального оператора передавать функции по ведению системы учета фондов капитального ремонта иному юридическому лицу, положениями ЖК РФ установлен запрет привлекать к такой деятельности лиц, имеющих организационно-правовую форму, отличную от государственного бюджетного или казенного учреждения; при указанной организации работы НО"РФКР МКД
Ивановской области" имеет место несоответствие функциональных возможностей используемого программного комплекса предусмотренной законом деятельности ответчика, у НО"РФКР МКД Ивановской области" отсутствует функционал протокола действий пользователя комплексом, доступ к данным комплекса уязвим к взлому, краже информации, правовые основания поручения обработки персональных данных ОАО"Единый расчетный центр" отсутствуют, что явилось основанием для удовлетворения исковых требований.
В апелляционных жалобах, оспаривая выводы суда, ответчик НО "РФКР МКД Ивановской области", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО"Единый расчетный центр" указывают, что начисление взносов собственникам помещений в МКД, расчеты с собственниками МКД, ведение и актуализация баз данных по начислениям, формирование, печать и доставка платежных документов, способствуют выполнению возложенных на регионального оператора функций (ч. 1 ст. 180 ЖК РФ), при этом не входят в систему учета средств фондов капитального ремонта, предусмотренных ст. 183 ЖК РФ, на указанные виды деятельности не распространяются положения ч. 4 ст. 183 ЖК РФ; передача таких функций ОАО "Единый расчетный центр" не противоречит действующему законодательству. Апеллянты полагают, что отсутствуют доказательства незаконной деятельности ответчика, функции по учету фондов капитального ремонта осуществляет ответчик, мероприятия, выполнение которых в силу договора от 20 января 2015 г. в редакции дополнительного соглашения от 27 марта 2020 г, возложено на ОАО "Единый расчетный центр" носят технический, вспомогательный характер по обработке лицевых счетов и печать квитанций, закон не содержит запрета на привлечение третьих лиц для выполнения таких задач, региональный оператор самостоятельно определяет способ формирования, печати и доставки платежных документов; предоставление ОАО"Единый расчетный центр" программного обеспечения НО "РФКР МКД Ивановской области" не свидетельствует о передаче функций по ведению системы учета фондов капитального ремонта, программный модуль оснащен защитой информации, доступ к программному продукту " "данные изъяты"" необходимый для корректной работы предоставлен региональному оператору и определяется функционалом каждого работника регионального оператора согласно должностным обязанностям.
Судебная коллегия согласиться с выводами суда первой инстанции не может, полагая заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы.
Порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах урегулирован разделом IX Жилищного кодекса Российской Федерации.
Федеральный законодатель определилосновные требования к порядку организации региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с их созданием и функционированием, включая учреждение региональных операторов, определение минимального размера взноса на капитальный ремонт и утверждение региональных программ капитального ремонта, а органы местного самоуправления - полномочиями по утверждению краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, по организации выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта, а также по обеспечению его формирования и проведения капитального ремонта в случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьей 180 ЖК РФ определены функции регионального оператора, в том числе аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, принят Закон Ивановской области от 27 июня 2013 г. N 51-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ивановской области".
Постановлением Правительства Ивановской области от 17 декабря 2013 г. N531-п на территории Ивановской области создана Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области", осуществляющая функции регионального оператора. Полномочия учредителей НО "РФКР МКД Ивановской области" возложены на Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области.
Уставом НО "РФКР МКД Ивановской области", утвержденным приказом от 16 ноября 2017 г. N врио начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, приказом от 16 ноября 2017 г. N врио начальника Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, определено, что учредителем фонда является Ивановская область в лице Правительства Ивановской области, функции и полномочия учредителя реализуют Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (п. 1.3); размер средств, необходимых для обеспечения деятельности фонда, ежегодно устанавливается Попечительским советом, средства, необходимые для обеспечения деятельности фонда, поступают в фонд в виде регулярных взносов учредителя (п. 3.8).
Согласно ст. 183 ЖК РФ региональный оператор ведет учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее - система учета фондов капитального ремонта). Такой учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме. Ведение такого учета может осуществляться в электронной форме. Система учета фондов капитального ремонта включает в себя, в частности, сведения о: 1) размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней; 2) размере средств, направленных региональным оператором на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе размере предоставленной рассрочки оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 3)размере задолженности за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 4) кредитах, займах, привлеченных региональным оператором в целях финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе с указанием процентной ставки, под которую они привлекались, а также погашении таких кредитов, займов. Функции регионального оператора по ведению системы учета фондов капитального ремонта могут осуществляться иным юридическим лицом, созданным в форме государственного бюджетного или казенного учреждения, на основании договора, заключенного с региональным оператором, в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации. При этом региональный оператор несет ответственность за действия такого юридического лица как за свои собственные.
Из анализа указанной нормы следует, что система учета фондов капитального ремонта представляет собой совокупность сведений, указанных в ч. 2 ст.183 ЖК РФ, то есть понятие "система учета фондов капитального ремонта" включает в себя все составляющие, перечисленные в ч. 2 ст.183 ЖК РФ, при этом часть сведений системы учета фондов капитального ремонта в отдельности, без системной взаимосвязи с другими, не может рассматриваться как система учета фондов
капитального ремонта в той дефиниции, в какой данный термин применяется в рассматриваемом нормативно-правовом акте, поскольку не дает возможности собрать, систематизировать и анализировать финансовые характеристики фондов, и как следствие, не позволяет произвести учет фондов капитального ремонта.
Прокуратурой Октябрьского района г. Иваново по результатам проверки соблюдения законодательства по ведению системы учета фондом капитального ремонта в адрес НО "РФКР МКД Ивановской области" 6 марта 2019 г. внесено представление об устранении нарушений исполнения жилищного законодательства, выразившихся в заключении между НО "РФКР МКД Ивановской области" (принципал) и ОАО "Единый расчетный центр" (агент) 20 января 2015 г. договора на обработку лицевых счетов, печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, в рамках которого ОАО "Единый расчетный центр" совершает действия по ведению учета средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, то есть НО "РФКР МКД Ивановской области" передал ОАО "Единый расчетный центр" функции по ведению системы учета фондов капитального ремонта.
Согласно сообщениям НО "РФКР МКД Ивановской области" от 4 апреля 2019 г, от 8 апреля 2019 г..представление прокуратуры Октябрьского района г..Иваново от 6 марта 2019 г..рассмотрено. В настоящее время отсутствует техническая возможность (программное обеспечение), чтоб отказаться от услуг, предоставляемых ОАО "Единый расчетный центр", для решения данной проблемы необходимо дополнительное финансирование, в то время как бюджет, в рамках которого региональный оператор осуществляет свою деятельность не увеличивают. Председателем Попечительского совета фонда было организовано совещание при участии представителей прокуратуры Октябрьского района г..Иваново, УФАС по Ивановской области, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, НО "РФКР МКД Ивановской области", ОАО "Единый расчетный центр", в ходе которого детально рассмотрены нарушения, выявленные прокуратурой района, принято решение обратиться в Минстрой России за разъяснениями по сложившейся ситуации. 17 марта 2020 г..в Правительство Ивановской области направлен ответ профильным министерством, согласно которому региональный оператор не нарушает жилищное законодательство. В отношении учета средств собственников в разрезе сведений, определенных в ч. 2 ст.183 ЖК РФ, установлена специальная норма, не допускающая коммерческие организации к осуществлению указанного вида деятельности. Вместе с тем, начисление взносов собственникам помещений в МКД, расчеты с собственниками МКД, ведение и актуализация баз данных по начислениям, формирование, печать и доставка платежных документов не входят в систему учета средств фондов капитального ремонта, предусмотренных ст. 183 ЖК РФ, на указанные виды деятельности не распространяются положения ч. 4 ст. 183 ЖК РФ.
Региональным оператором заключено дополнительное соглашение, согласно которому функции ОАО "Единый расчетный центр" минимизированы и фактически сведены к печати платежных документов, в связи с чем снижена стоимость договора. НО "РФКР МКД Ивановской области" полагает, что исполнил представление прокуратуры Октябрьского района г..Иваново от 6 марта 2019г, нарушений жилищного законодательства не допускает.
В подтверждение указанных обстоятельств НО "РФКР МКД Ивановской области" представлено письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 17 марта 2020 г. N 9664-АО/06, согласно которому передача функций по начислению взносов собственникам помещений в МКД, расчетам с собственниками МКД, ведению и актуализации баз данных по начислениям, формированию печати и доставке платежных документов организациям, отобранным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не противоречит ЖК РФ и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Из актов осмотра от 9 июня 2020 г. стационарного рабочего компьютера сотрудника НО "РФКР МКД Ивановской области", от 17 июня 2020 г. стационарного рабочего компьютера сотрудника ОАО "Единый расчетный центр", составленных помощником прокурора района ФИО1, от 17 ноября 2020 г. рабочего компьютера бухгалтера НО "РФКР МКД Ивановской области", составленного ответчиком, усматривается, что на компьютерах установлен программный продукт " "данные изъяты""; у сотрудников НО "РФКР МКД Ивановской области" программа работает только по локальной сети, при отключении локальной сети соединение с сервером, который находится в ОАО "Единый расчетный центр" прерывается. Вход в программу " "данные изъяты"" осуществляется после авторизации (введение имя пользователя и пароля), вход в программу можно осуществлять в двух режимах: Бухгалтерский режим и Расчетный режим. Сотрудникам НО "РФКР МКД Ивановской области" как пользователям программы доступны сведения о начисленных и оплаченных взносах в разрезе по домам, о наличии задолженности по взносам в разрезе лицевых счетов с нарастающим итогом, представленные в формате выдача отчета - электронная таблица формата Excel; часть функций программы является недоступной - разделы "Массовые операции", "Загрузка данных", "Динамические перерасчеты, "Диаграммы", указанные разделы являются неактивными.
Согласно сообщению НО "РФКР МКД Ивановской области", в штате регионального оператора состоит 7 человек, которые допрошены судом первой инстанции в качестве свидетелей (за исключением и.о. генерального директора), а именно ФИО2 заместитель генерального директора по финансово-экономической части и внутреннему контролю, ФИО3 заместитель генерального директора по мониторингу реализации программ капитально ремонта, ФИО4 и.о. начальника отдела учета и формирования фонда, ФИО7 ведущий специалист отдела учета и формирования фонда, ФИО5 бухгалтер, ФИО6 начальник претензионного отдела, на предмет ведения региональным оператором системы учета фондов капитального ремонта, а так же осуществления работы с программой " "данные изъяты"", в том числе возможности внесения изменений в программу (ФИО собственника, площадь помещений, разделение или объединение лицевых счетов и т.п.).
Из пояснений указанных свидетелей сотрудников НО "РФКР МКД Ивановской области" следует, что функции по ведению системы учета фондов капитального ремонта выполняет НО "РФКР МКД Ивановской области", в котором создан специальный отдел учета и формирования фонда, осуществляющий учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора (свидетель ФИО2), сотрудники указанного отдела (ФИО4, ФИО7, ФИО5, ФИО6) непосредственно исполняют в силу своих должностных обязанностей действия, связанные с ведением системы учета фондов капитального ремонта, в том числе с использованием программного комплекса " "данные изъяты"", предоставленного ОАО "Единый расчетный центр" в рамках договора от 20 января 2015 г.
При этом сам по себе факт использования сотрудниками НО "РФКР МКД Ивановской области" для осуществления деятельности по ведению системы учета фондов капитального ремонта программного комплекса "Расчетный модуль 0, 89" (в том числе в режиме онлайн), который находится на балансе ОАО "Единый расчетный центр", ограничение доступа к аналитическому функционалу программного продукта, не свидетельствуют о передаче полномочий по ведению системы учета фондов капитального ремонта ОАО "Единый расчетный центр", а так же о наличии у последнего доступа к указанным сведениям.
Согласно техническому заключению обследования программного модуля ОАО"Единый расчетный центр" для осуществления начисления платежей (в том числе взносов на капитальный ремонт) ООО "Резерв-Система" от 30 октября 2020 г, выполненного по заданию ОАО "Единый расчетный центр", в ходе исследования программного комплекса " "данные изъяты"" специалистом установлено, что программный модуль ОАО "Единый расчетный центр", с помощью которого НО "РФКР МКД Ивановской области" начисляет взносы на капитальный ремонт, обладает совокупностью способов защиты информации, основными из которых являются разграничение прав доступа различных пользователей по паролям, предоставление пользователям доступа к серверу по зашифрованному каналу через "данные изъяты" и "данные изъяты", обеспеченность рабочих станций пользователей антивирусной защитой; к информации, вносимой в программный модуль сотрудниками НО "РФКР МКД Ивановской области", иные лица (кроме уполномоченных сотрудников НО "РФКР МКД Ивановской области" и ОАО "Единый расчетный центр") доступа не имеют, возможности вносить изменения в данную информацию иные лица (кроме уполномоченных сотрудников НО "РФКР МКД Ивановской области" и ОАО "Единый расчетный центр") не имеют; временное отсутствие доступа НО "РФКР МКД Ивановской области" к информационной базе не влияет на сохранность и достоверность данных, при восстановлении подключения данные доступны в полном объёме, НО "РФКР МКД Ивановской области" может формировать и выгружать на свои компьютеры отчётность в соответствии со своими потребностями за любой период работы.
В подтверждение факта осуществления деятельности по ведению системы учета фондов капитального ремонта НО "РФКР МКД Ивановской области" представлены отчеты из программы 1С:Бухгалтерия, оборотно-сальдовые ведомости по счету 76.81, 76.85, из которых усматривается, что формирование отчетов по каждому многоквартирному дому и лицевому счету, оборотно-сальдовых ведомостей, историй лицевых счетов, отчетов о площадях жилых и нежилых помещений, по которым производится начисление взносов, региональный оператор осуществляет самостоятельно, путем онлайн доступа к базе по обработке лицевых счетов многоквартирных домов, включенных в программу капитального ремонта; сведения о помещениях, расположенных в многоквартирных домах, их собственниках, адресах и площадях, региональный оператор получает самостоятельно из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, органов местного самоуправления и управляющих компаний. Сведения об общем размере поступивших денежных средств содержатся в программе 1С:Бухгалтерия, в которой работает региональный оператор, установленной на сервере, находящемся на балансе ответчика. ОАО "Единый расчетный центр" располагает сведениями о размере взносов, поступивших на счет регионального оператора через него от плательщиков, при этом, не имеет доступа и сведений о размере взносов, поступивших непосредственно на счет регионального оператора при уплате через банки напрямую, АО "Почта России", иные платежные системы, иным способом.
Из пояснений представителей ответчика и третьего лица ОАО "Единый расчетный центр" следует, что неограниченный доступ имеется в ОАО "Единый расчетный центр" в целях осуществления услуг по администрированию программного продукта " "данные изъяты"", необходимого для его корректной работы, для добавления новых и корректировки имеющихся функций программы по указаниям пользователя, в том числе по указанию ответчика осуществляет изменение формулы расчета пени и размера взноса в случае изменения законодательства. Полный доступ ко всем функциям программного обеспечения может быть предоставлен ОАО "Единый расчетный центр" региональному оператору по его запросу в рамках действующего договора, доступ к аналитическому функционалу продукта не ограничен, поскольку неактивные функции программного продукта региональным оператором не используются в связи с отсутствием необходимости в этом, но в любой момент могут быть ему предоставлены администратором программы. ОАО "Единый расчетный центр" осуществляет консультации сотрудников регионального оператора по работе с программным обеспечением, его администрирование. ОАО "Единый расчетный центр" осуществляло комплекс услуг, направленных на формирование базы жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта, начисление взносов на капитальный ремонт, обработку лицевых счетов, формирование и печать платежных документов, функции по ведению системы учета фондов капитального ремонта не передавались; оказываемые в рамках договора услуги фактически являлись техническими операциями по открытию лицевых счетов по указанию ответчика, начислению взносов по предоставляемым ответчиком сведениям, обработке лицевых счетов и печати квитанций; аналитическую работу по ведению системы учета фондов капитального ремонта не осуществляло, и не могло осуществлять в виду отсутствия значительной части сведений данной системы учета.
Таким образом, региональный оператор самостоятельно ведет учет сведений о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, размере уплаченных пеней, по итогам приема платежей и поступивших информационных отчетах от платежного агента, на основании которых формирует и размещает ежеквартальные отчеты в соответствии с ч. 3.1 ст. 183 ЖК РФ, что в свою очередь свидетельствует о том, что НО "РФКР МКД Ивановской области" не уклонялся от возложенных на него обязанностей по ведению системы учета фондов капитального ремонта, не передавал данные функции иному юридическому лицу, ведение системы учета осуществляется ответчиком самостоятельно как в электронном, так и в бумажном виде, ОАО "Единый расчетный центр" такие функции не выполняет.
Представление собственнику помещения платежных документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме может быть осуществлено региональным оператором как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц. Региональный оператор в соответствии со своими полномочиями самостоятельно определяет способ формирования и доставки платежных документов на оплату взносов, при этом платежные документы представляются собственникам от имени НО "РФКР МКД Ивановской области", что прямо указано в платежных документах, действующее законодательство не содержит запрета на передачу функций по печати и доставке платежного документа для оплаты взноса на капитальный ремонт, которые носят технический, вспомогательный характер, иным лицам. Возможность регионального оператора взимать взносы на капитальный ремонт при участии платежных агентов предусмотрена ч. 15 ст. 155, п. 9 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ.
До настоящего времени договор, заключенный 20 января 2015 г. между НО "РФКР МКД Ивановской области" и ОАО "Единый расчетный центр", на обработку лицевых счетов, печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, в редакции дополнительного соглашения от 27 марта 2020 г, в установленном законом порядке не оспорен, недействительным не признан.
В соответствии с условиями договора на формирование и печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, от 20 января 2015 г. (в редакции дополнительного соглашения от 27 марта 2020 г), в обязанности ОАО "Единый расчетный центр" входит: формирование платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт; указание в платежных документах перерасчета за прошедшие периоды по документам, представленным ответчиком, пени; формирование отчетов в разрезе многоквартирных домов и лицевых счетов в соответствии с технической возможностью; информирование по указанию ответчика плательщиков: о сумме взноса на капитальный ремонт, о перерасчетах, корректировке платы (при наличии), о других данных, предусмотренных действующим законодательством; предоставление онлайн доступа к программному обеспечению по формированию платежных документов, предусмотренных договором; между тем указанные мероприятий не являются функциями по ведению системы учета фондов капитального ремонта.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что в ходе судебного разбирательства истцом не оспаривалась возможность использования ответчиком для выполнения возложенных на него функций, в том числе по ведению системы учета фондов капитального ремонта, программных продуктов, разработанных иными юридическими лицами (помимо ОАО "Единый расчетный центр"), в подтверждение чего представлены коммерческие предложения по предоставлению услуг по удаленному доступу, разработке и внедрению программного обеспечения, включающего обслуживание, администрирование, интеграции данных, расщепления счетов, аренды системных хранилищ данных, предоставление пользовательской лицензии на определенный срок (программный комплекс "Контроль за формированием фондов и финансированием капитального ремонта" (разработчик ИВЦ АИС), платформа 1C - "Айлант:Управление ЖКХ").
Вместе с тем в случае приобретения региональным оператором программного обеспечения значительных существенных отличий от технического взаимодействия регионального оператора с ОАО "Единый расчетный центр" в части предоставления доступа к программному обеспечению " "данные изъяты"" судебная коллегия не усматривает, истцом таких доводов и обоснований не приведено; действующее законодательство не содержит требований относительно программных продуктов, с помощью которых можно и должно осуществляться ведение системы учета фондов капитального ремонта.
Полученные судебной коллегией в ходе рассмотрения дела по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" дополнительные доказательства по делу подтверждают отсутствие у ответчика необходимого программного обеспечения, находящегося на его балансе, с помощью которого ответчик мог бы осуществлять свои функции без использования программного обеспечения, предоставляемого иными третьими лицами.
Так, из представленных УМВД России по Ивановской области сведений о результатах оперативно-розыскной деятельности, усматривается, что НО "РФКР МКД Ивановской области" выделялись бюджетные денежные средства в размере 3000000 руб. в целях изготовления и технической поддержки единой информационно-аналитической системы жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области с интеграцией в нее базы данных ИАС "Электронное жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области", которые были похищены мошенническим путем директором НО"РФКР МКД Ивановской области" ФИО8 и директором ООО "СпецКомпСервис" ФИО9 при заключении конракта N от 31 декабря 2014 г, в действиях которых усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.
Таким образом, выделенные бюджетные средства НО "РФКР МКД Ивановской области" не были освоены и использованы по прямому назначению, единая информационно-аналитическая система жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области с интеграцией в нее базы данных ИАС "Электронное жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области" не была разработана и установлена для использования, что в свою очередь повлекло необходимость для ответчика в целях исполнения возложенных на него законом функций привлекать третье лицо, имеющее необходимое программное обеспечение.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается, в том числе в случаях если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
НО"РФКР МКД Ивановской области" зарегистрировано в качестве оператора по обработке персональных данных в Роскомнадзоре (регистрационный номер N), ОАО "Единый расчетный центр" зарегистрировано в качестве оператора по обработке персональных данных в Роскомнадзоре (регистрационный номер N).
В соответствии с ч. 16 ст. 155 ЖК РФ для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
Пунктом 2.2.4 договора на формирование и печать платежных документов собственникам многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, от 20 января 2015 г. (в редакции дополнительного соглашения от 27 марта 2020 г.) установлено, что ОАО "Единый расчетный центр" обязано выполнять требования и нести ответственность за невыполнение требований Федеральных законов "О персональных данных", "Об информации и информационных технологиях и о защите информации", а так же ГК РФ.
Таким образом, НО"РФКР МКД Ивановской области" осуществляет обработку персональных данных для осуществления и выполнения, возложенных действующим жилищным законодательством обязанностей, при этом в силу договорных отношений между региональным оператором и ОАО "Единый расчетный центр", предоставление последней персональных данных граждан является допустимым.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем истцом относимых, допустимых и достоверных доказательств неисполнения НО "РФКР МКД Ивановской области" функции по ведению системы учета фондов капитального ремонта, самоустранения от выполнения указанной обязанности, передачи функций по ведению системы учета фондов капитального ремонта, в том смысле как это предусмотрено ст. 183 ЖК РФ, на основании договора от 20 января 2015 г. (в редакции дополнительного соглашения от 27 марта 2020 г.), ОАО"Единый расчетный центр" ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, тогда как бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на истце; указанные утверждения истца носят характер субъективных суждений, основаны на отрицании факта ведения системы учета фондов капитального ремонта ответчиком, в то время как сторонами договора указанные обстоятельства категорически отрицались, использование ответчиком программного обеспечения третьего лица, выполнение ОАО"Единый расчетный центр" услуг в рамках договора не свидетельствует о ведении последним системы учета фондов капитального ремонта.
С учетом конкретных обстоятельств дела, анализа характера правоотношений между сторонами, всех собранных по делу доказательств (пояснения сторон, третьих лиц, свидетелей, специалистов, договор и дополнительные соглашения к нему, платежные документы, заключения и т.д.), в их совокупности и взаимосвязи с другими имеющимися в деле доказательствами, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности судебная коллегия приходит к выводу, что совокупность доказательств по делу свидетельствует о том, что НО "РФКР МКД Ивановской области" функции по ведению системы учета фондов капитального ремонта исполняет самостоятельно, ОАО"Единый расчетный центр" данные функции не передавались, выполнение ОАО"Единый расчетный центр" в рамках договора от 20 января 2015 г. в редакции дополнительного соглашения от 27 марта 2020 г. обязанностей по обработке лицевых счетов и печать квитанций носит технический, вспомогательный характер, что свидетельствует об отсутствии нарушений со стороны ответчика требований действующего жилищного законодательства, в том числе ст. 183 ЖК РФ, в связи, с чем заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно принято с нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителей апелляционной жалобы, что в силу п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области" о понуждении самостоятельно осуществлять установленные законом действия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 16 февраля 2021 г. отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Октябрьского района г. Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области" о понуждении самостоятельно осуществлять установленные законом действия отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.