Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе
председательствующего Плехановой Н.А, судей Акуловой Н.А, Воркуевой О.В, при ведении протокола помощником судьи Разумовским Я.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Плехановой Н.А. дело по апелляционной жалобе Администрации города Иванова на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 20 мая 2021 года по иску прокурора Ленинского района
г. Иваново, действующего в интересах Воробьевой Яны Константиновны, к Администрации города Иванова о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, установила:
Прокурор Ленинского района г. Иваново в интересах Воробьевой Я.К. обратился в суд с иском к Администрации города Иванова о возложении обязанности предоставить Воробьевой Я.К. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В обоснование исковых требований указал, что Воробьева Я.К. относится к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время Воробьева Я.К. при наличии права на обеспечение жилым помещением, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является. До настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма Воробьевой Я.К. не предоставлено, в связи с чем Администрация города Иванова нарушает принадлежащее Воробьевой Я.К, как лицу из числа детей-сирот, право на обеспечение жильем.
Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 20 мая 2021 года исковые требования удовлетворены, на Администрацию города Иванова возложена обязанность предоставить Воробьевой Я.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
С решением суда не согласна Администрация города Иванова, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, неправильное истолкование закона, просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Администрации города Иванова.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Воробьева Я.К, представитель ответчика Администрации г. Иваново, представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав прокурора Гурьеву Е.А, возражавшую на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Воробьева Я.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - ФИО11 заочным решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 26.11.2003 лишена родительских прав. Отец - ФИО12 решением Октябрьского районного суда г. Иваново от 29.12.2003 лишен родительских прав.
Из материалов дела следует, что Воробьева Я.К. в марте 2015 года включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
По состоянию на 1 января 2021 года ее очередь в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по городу Иваново значится под N1411.
Судом установлено, что Воробьева Я.К. жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, жилых помещений в собственности не имеет.
Согласно сведениям, представленным Отделением адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Ивановской области Воробьева Я.К. с 14.11.2001 зарегистрирована в г. Иваново.
24.08.2020 между Администрацией г. Иваново и Воробьевой Я.К. заключен договор коммерческого найма помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования N 24, в соответствии с которым Воробьевой Я.К. предоставлено за плату во владение и пользование для проживания находящееся в муниципальной собственности жилое помещение по адресу: "адрес" с правом оформления регистрации по месту пребывания сроком на 5 лет.
На момент рассмотрения дела истец жилым помещением не обеспечена.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, ст.ст. 8.1, 8.2 Закона Ивановской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области" от 14 марта 1997 года N 7-ОЗ, регулирующих правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений указанной категории лиц, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, при этом правильно исходил из того, что у истца возникло право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, которое до настоящего времени ответчиком не реализовано.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данным выводам, подробно изложены в мотивировочной части решения, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
В апелляционной жалобе ответчик указывает о том, что при отсутствии соответствующего финансирования на органах местного самоуправления не лежит обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, за счет средств местного бюджета; исполнение данной обязанности органом местного самоуправления должно осуществляться исключительно за счет целевых денежных средств, выделяемых в виде субвенций из бюджета Ивановской области в соответствии с очередностью предоставления жилья по сформированному Департаментом социальной защиты населения Ивановской области Списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных образований Ивановской области.
Судебная коллегия полагает, что данные доводы жалобы основаны на неправильном понимании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Аналогичные положения содержатся и в статье 8 Закона Ивановской области от 14марта 1997 года N 7-ОЗ (в редакции от 29 ноября 2016 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области".
Согласно пункту 1 статьи 8.1 Закона Ивановской области от 14.03.1997 N 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области" Ивановская область передает в рамках реализации государственной программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области" органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций (пункт 2 статьи 8.1 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 года N 7-ОЗ).
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относятся, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции, установив, что Воробьева Я.К, включенная в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшая совершеннолетнего возраста, до настоящего времени жильем не обеспечена, обоснованно возложил на Администрацию города Иванова обязанность предоставить ей жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что удовлетворение исковых требований Воробьевой Я.К. по предоставлению ей специализированного жилого помещения повлечет за собой нарушение прав и законных интересов других лиц, включенных в соответствующий список, не могут быть приняты во внимание, поскольку гарантированное законом право истца не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия права иных лиц названной категории на получение жилой площади.
Ссылки в апелляционной жалобе на Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 05.02.2009 N 250-О-П, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения и не являются основаниями для его отмены.
Решение суда является законным и обоснованным, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилправильное решение, отвечающее нормам материального права. Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Иваново от 20 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Иванова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.