Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А., судей Моисеевой О.Н., Федотовой Н.П.
при секретаре Марковой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
30 июля 2021 года
административное дело по апелляционной жалобе Шориной Надежды Ивановны на решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 01 июня 2021 года, которым постановлено:
"Взыскать с Шориной Надежды Ивановны ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной по адресу: г. Ярославль, "адрес" в доход бюджета задолженность по земельному налогу:
-за 2015 год - в сумме 924 руб, пени 20, 33 руб, -за 2016 год - в сумме 924 руб, пени 18, 36 руб.
Взыскать с Шориной Надежды Ивановны в доход бюджета государственную пошлину 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме".
Заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Ярославской области (далее - Межрайонная ИФНС России N5 по Ярославской области) обратилась в суд с административным иском к Шориной Н.И. с учетом уточнения о взыскании в доход бюджета недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 924 руб, пени 20, 33 руб, за 2016 год в сумме 924 руб, пени 18, 36 руб. Требования мотивированы тем, что Шориной Н.И. не исполнена обязанность по уплате земельного налога за 2015 и 2016 годы по налоговому уведомлению "данные изъяты" от 21.09.2017 в связи с нахождением в ее собственности объекта налогообложения - земельного участка (кадастровый номер "данные изъяты"), расположенного по адресу: Ярославская область, "адрес". Требование N от 06.02.2017 об уплате налогов в срок до 03.04.2017, N от 16.03.2018 об уплате налогов в срок до 29.03.2018 налогоплательщиком не выполнено, налоги в установленный срок не уплачены. 07.08.2020 мировым судьей судебного участка N2 Фрунзенского судебного района г. Ярославля вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика недоимки по налогам. 04.12.2020 определением мирового судьи судебный приказ отменен, так как от должника поступили возражения относительно его исполнения, что и послужило основанием для обращения в суд с административным иском.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятию по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
Представитель Межрайонной ИФНС России N5 по Ярославской области по доверенности Карпова П.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции требования, изложенные в апелляционной жалобе, не поддержала, пояснила, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Остальные участники судебного процесса в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Судебной коллегией, в соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя Межрайонной ИФНС России N5 по Ярославской области по доверенности Карпову П.А, возражавшую по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, изучив письменные материалы настоящего дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований для отмены или изменения постановленного судом решения, в связи с чем, подлежит оставлению без удовлетворения, по следующим основаниям.
На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п.1 ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. В соответствии с п.1 ст.396 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Согласно п.1 ст. 397 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В силу п.4 ст. 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налогов производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению сумм налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления за взыскиваемый период.
Пунктом 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
На основании п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По смыслу ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты в установленный законом срок суммы налога налогоплательщиком подлежат уплате пени.
В силу изложенных положений Налогового кодекса Российской Федерации Шорина Н.И. является плательщиком земельного налога.
Из материалов дела следует и не оспаривается стороной ответчика, что Шориной Н.И. в 2015 и 2016 годах принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: Ярославская область, "адрес", являющийся объектом налогообложения.
Факт направления налоговых уведомлений и требований подтвержден представленными в суд первой инстанции списками почтовых отправлений.
Установленную законом обязанность по уплате земельного Шорина Н.И. не исполнила ни в установленные законом сроки, ни на момент принятия решения суда. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в собственности ответчика с 2018 года такого объекта налогообложения как земельный участок о незаконности и необоснованности решения суда об удовлетворении заявленных требований не свидетельствуют, поскольку задолженность взыскивается за более ранний период.
Утверждения апелляционной жалобы о том, что суд не учел то обстоятельство, что налоговый орган в нарушении положения статьи 407 Налогового кодекса РФ не предоставил налоговую льготу на земельный участок, судебная коллегия находит несостоятельными.
Действительно, статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, с учетом положений настоящей статьи, перечислены категории лиц, которым предоставляются льготы по уплате налогов, в число которых входят пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание (пункт 10 части 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении следующих видов объектов недвижимого имущества: 1) квартира (комната); 2) жилой дом; 3) специально оборудованное помещение (сооружение), используемые для осуществления профессиональной творческой деятельности; 4) хозяйственное строение (сооружение), расположенное на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 5) гараж (машино-место).
Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору (пункт 6).
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог и налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц являются одними из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которых направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
Статьей 395 Кодекса установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков как пенсионеры в данный перечень не включена.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Так, в соответствии с п. 3.1.1 Решения муниципалитета г. Ярославля от 07.11.2005 N 146 "О земельном налоге" (далее - Решение) с 01.01.2012 введена налоговая льгота по земельному налогу: - в размере 100 % инвалидам - в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, занятых гаражами для личного автотранспорта; - в размере 70 % на земельный участок, на котором расположены завершённые строительством индивидуальные жилые дома, при условии, что права на завершённые строительством индивидуальные жилые дома зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Предоставление налоговой льготы налогоплательщикам - физическим лицам осуществлялось на основании заявления налогоплательщика о предоставлении льготы и документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, представленного в налоговый орган по своему выбору (п. 3.5 Решения).
Доказательств обращения административного ответчика в налоговый орган с заявлением о предоставлении налоговой льготы в соответствии с Решением муниципалитета г. Ярославля от 07.11.2005 года, как суду первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции представлено не было.
Однако из представленных возражений Межрайонной ИФНС России N5 по Ярославской области на апелляционную жалобу следует, что согласно ответу из Пенсионного фонда РФ, поступившему 26.11.2020 года, Шорина Н.И. является пенсионером с 29.04.2009 года, в связи с чем, налоговым органом с января 2017 года по июль 2018 года ей предоставлен налоговый вычет по земельному налогу в размере 600 квадратных метров на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты".
Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока для обращения в суд судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации - в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ).
Абзацем 1 п. 3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В силу ст.17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что в связи с неуплатой в установленные законом сроки земельного налога по налоговым уведомлениям N N от 13.09.2016 года и N N от 21.09.2017 года, налогоплательщику направлено требование N N от 06.02.2017 года о необходимости уплаты земельного налога и пеней в срок до 03.04.2017 года, N N от 16.02.2018 года об уплате земельного налога и пеней в срок до 29.03.2018 года.
Поскольку в установленный в требовании срок (03.04.2017 года и 29.03.2018 года) сумма задолженности по налогам и пени налогоплательщиком не была уплачена, 03.08.2020 года налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка N2 Фрунзенского судебного района г.Ярославля с заявлением о вынесении судебного приказа.
07.08.2020 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности, который был отменен 04.12.2020 года в связи с возражениями должника.
С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился во Фрунзенский районный суд г. Ярославля 22.03.2021 года.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, установленный законом срок для обращения в суд налоговым органом соблюден.
Вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с административного ответчика задолженности по земельному налогу за 2015, 2016 годы соответствует обстоятельствам дела, а также закону.
Осуществленный налоговым органом расчет земельного налога, с которым согласился суд первой инстанции, является правильным, соответствует установленному законом порядку расчета.
В связи с тем, что в установленный срок налоги ответчиком уплачены не были, налоговым органом начислены пени, которые суд правомерно взыскал в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации. С осуществленным судом расчетом пеней суд апелляционной инстанции также соглашается.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права заявителем жалобы и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права. Основания для отмены либо изменения решения суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
Решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 01 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шориной Надежды Ивановны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.