Дата вступления в законную силу - 16 июня 2021 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Охотская Н.В., при секретаре Попцовой М.С., рассмотрев 15 июня 2021 года, в открытом судебном заседании в помещении суда, жалобу на постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 5 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, в отношении
Клековкиной В. В, родившейся "дата" в "адрес", "... ", зарегистрированной по адресу: "адрес"
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 5 февраля 2021 года Клековкина В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Клековкина В.В. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене вышеуказанного постановления суда.
В обосновании жалобы указала, что 31 января 2021 года на территории Санкт-Петербурга проходила мирная протестная акция, участие в которой гарантировано положениями Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В действиях Клековкиной В.В. отсутствует состав инкриминируемого административного правонарушения, поскольку помех для функционирования транспортной инфраструктуры действия Клековкиной В.В. не создали. Кроме того, вменяемые в нарушение пункты Постановлений Главного санитарного врача Российской Федерации не могут послужить основанием для привлечения Клековкиной В.В. к административной ответственности, поскольку указанные санитарные нормы носят общий и рекомендательный характер, не обязательны для исполнения гражданами.
При рассмотрении дела нарушено право на состязательность процесса с участием стороны обвинения, так как отсутствовало лицо, поддерживающее обвинение от имени государства. Судом не вызваны и не допрошены в качестве свидетелей сотрудники полиции, составившие процессуальные документы по делу, на основании которых суд установилвину Клековкина в инкриминируемом правонарушении, чем был нарушен принцип равноправия сторон.
Суд при рассмотрении дела не дал оценку нарушениям требований главы 27 КоАП РФ и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, допущенных в ходе задержания и доставления лица, привлеченного к административной ответственности, в отдел полиции.
Привлечением к административной ответственности Клековкиной В.В. нарушены права, гарантированные статьями 10, 11 Конвенции о защите прав и основных свобод. Кроме того, при производстве по делу сотрудниками полиции были нарушены требования ст. 8 Конвенции в части фотографирования Клековкиной В.В, получения отпечатков пальцев без согласия свидетельствуемого лица.
Вынесенное судьей районного суда постановление является незаконным, административное наказание назначено без учета положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N4-П, согласно которому суд должен был снизить размер административного штрафа.
Клековкина В.В. в Санкт-Петербургский городской суд не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не поступило, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы. При таких обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Клековкиной В.В.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, считаю постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
Административная ответственность по части 1 статьи 20.2.2 КоАП РФ наступает за организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 года N 66 "О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года N 715, внесена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
В силу пункта 1.2 Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" указано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года N 121 "О мерах по противодействию распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на территории Санкт-Петербурга введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При этом пунктом 2.1.3 указанного постановления Правительства Санкт-Петербурга (в ред. N 48 от 29.01.2021 года) проведение массовых мероприятий, а также посещение гражданами указанных мероприятий, ограничено численностью не более 50 человек.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, Клековкина В.В. в период времени с 15 часов 45 минут до 16 часов 00 минут 31 января 2021 года добровольно участвовала в массовом одновременном пребывании граждан в общественном месте, не являющемся публичным мероприятием в количестве более 100 человек, по адресу: Санкт-Петербург, Пионерская пл, д. 1, собравшихся с целью выражения поддержки А.Навального в нарушение санитарных норм и правил, а именно: п. 6 Постановления Главного санитарного врача РФ от 30.03.2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения Ковид-19", в соответствии с которым гражданам необходимо соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра; и п. 4.4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 года N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой короновирусной инфекции Ковид - 19", предписывающего соблюдать всем физическим лицам социальную дистанцию от 1, 5 до 2 метров.
Участники данного массового одновременного пребывания находились на расстоянии менее 1 метра друг от друга, чем создали угрозу распространения случаев заболевания новой короновирусной инфекции. Информация о необходимости соблюдения ограничений доведена до граждан в установленном законом порядке, освещена СМИ.
Таким образом, Клековкина В.В. совершила административное правонарушение, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 20.2.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 чт. 20.2.2 КоАП РФ и виновность Клековкиной В.В. в его совершении, подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом АП N... от "дата" об административном правонарушении; протоколом ДЛ САП N б/н от "дата" о доставлении лица, совершившего административное правонарушение; рапортом сотрудника полиции от "дата"; объяснениями сотрудников полиции О.О, А.В. от "дата"; видеозаписями массового одновременного пребывания граждан; сведениями представленными Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. СПб.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга все имеющиеся в деле доказательства исследованы в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, исследованные доказательства получили надлежащую правовую оценку суда.
К выводу о виновности Клековкиной В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2.2 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены судьей в обжалуемом постановлении, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения. Достоверность и допустимость исследованных доказательств, судьей проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка, которую подвергать сомнению оснований не имеется.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении Клековкиной В.В. уполномоченным должностным лицом, являющимся должностным лицом органа внутренних дел (полиции) и в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2.2 КоАП РФ. Протокол соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях Клековкиной В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2.2 КоАП РФ, является правильным, основан на материалах дела и положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющаяся в материалах дела видеозапись в совокупности с иными представленными материалами подтверждает виновность Клековкиной В.В. в совершении инкриминируемого правонарушения. На видеозаписи усматривается, что участники массового пребывания граждан не соблюдают требования санитарных норм и правил, поскольку находятся на небезопасной дистанции друг от друга.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Клековкиной В.В. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
При этом суд отмечает, что указание конкретных негативных последствий от действий Клековкиной В.В. не относится к обстоятельствам, устанавливаемым при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, действия Клековкиной В.В. верно квалифицированы по части 1 статьи 20.2.2 КоАП РФ, поскольку его действия повлекли нарушение санитарных норм и правил, предписывающих соблюдение социальной дистанции до иных участников массовых мероприятий. При этом суд учитывает, что диспозиция части 1 статьи 20.2.2 КоАП РФ предусматривает альтернативные варианты наступления ответственности, а именно: за участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил.
При таких обстоятельствах, с учетом сведений, изложенных в протоколе и постановлении по делу, Клековкиной В.В. вменяется участие в массовом одновременном пребывании граждан, повлекшем нарушение санитарных норм и правил, что отвечает требованиям части 1 статьи 20.2.2 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что требования о соблюдении санитарных норм и правил в части социальной дистанции до иных лиц - участников массового пребывания граждан, носят рекомендательный характер, ввиду чего в действиях Клековкиной В.В. отсутствует состав административного правонарушения - судом отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 года N 15, от 02.03.2020 года N 5, изданы в соответствии с положениями статей 39, 52 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 года N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", и устанавливают императивные нормативы, которые должны исполняться гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на всей территории Российской Федерации.
Клековкина В.В. обязана была руководствоваться установленными Постановлениями Главного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 года N 15, от 02.03.2020 года N... санитарными нормами и правилами, которые предписывают обязательное соблюдение социальной дистанции до других лиц.
Доводы заявителя о том, что в действиях Клековкиной В.В. отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ею реализованы права и гарантии, предусмотренные статьей 11 Конвенции о защите прав и основных свобод, ею не нарушался общественный порядок, ее действия не повлекли негативных последствий - судом отклоняются по следующим основаниям.
Осуществление права выражать свое мнение и участвовать в собраниях и т.д, как указано в части 2 статьи 10 и статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц.
Клековкиной В.В. не соблюдены требования санитарно-эпидемиологических правил, нормативно-правовых актов, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, в связи с чем она привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.2.2 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, оснований полагать, что гарантированные Конвенцией права и свободы были нарушены, не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не нарушены требования статьи 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается. Ходатайств, заявленных в соответствии со статьи 24.4 КоАП РФ, и не разрешенных судьей, в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам жалобы, определение необходимости вызова и допроса в качестве свидетелей должностных лиц, составивших процессуальные документы и давших объяснения по делу - относится к компетенции судьи, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Судьей Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга при рассмотрении дела не усмотрена необходимость вызова и допроса в качестве свидетеля должностных лиц УМВД, поскольку представленных материалов дела было достаточно для рассмотрения дела.
Имеющиеся в материалах дела объяснения судом обосновано, признаны допустимыми и достоверными доказательствами, поскольку изложенные в объяснениях сведения согласуются с иными представленными материалами дела, свидетели предупреждены об административной ответственности по статье 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, каких-либо противоречий между представленными доказательствами не усматривается.
Не являться нарушением принципа состязательности процесса отсутствие при рассмотрении дела прокурора, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено поддержание обвинения по делам об административных правонарушениях.
На основании изложенного, у судьи районного суда отсутствовали основания для привлечения к участию по делу прокурора. При этом суд при рассмотрении дела не выполняет функцию обвинения, не является органом административного преследования по делу, а руководствуясь положениями Кодекса, исследует представленные должностным лицом доказательства, и в соответствии со статьями 24.5, 29.10 КоАП РФ, не связан доводами административного органа, не лишен возможности вынести постановление о прекращении производства по делу.
Довод о том, что оснований для доставления в отдел полиции Клековкиной В.В. не имелось, судом не принимается, поскольку в силу ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять предусмотренные КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В качестве таких мер, связанных с временным принудительным ограничением свободы, п. 1 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ предусмотрено доставление, которое, согласно ст. 27.2 КоАП РФ, заключается в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, о чем составляется соответствующий протокол.
Пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ к компетенции должностных лиц органов внутренних дел (полиции) отнесено право составлять протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.2.2 КоАП РФ. Составление протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения не представлялось возможным, в связи с чем Клековкина В.В. была доставлена в отдел полиции Санкт-Петербурга.
По результатам административного доставления составлен соответствующий протокол, который отвечает требованиям статьи 27.2 КоАП РФ, является допустимым и достоверным доказательством по делу.
Административные санкции сопровождались полноценным, независимым и беспристрастным судебным разбирательством, а судебное постановление является мотивированным.
Доводы жалобы о проведении фотографирования, снятия отпечатков пальцев с нарушением требований, установленных Федеральным законом "О полиции" и Федеральным законом "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" - не подлежат проверке при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, поскольку указанные процессуальные действия не влияют на правильность выводов о наличии в действиях Клековкиной В.В. состава и события инкриминируемого административного правонарушения. В случае несогласия заявителя с действиями сотрудников полиции, они могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Суд первой инстанции, решая вопрос о назначении административного наказания, учел все юридически значимые обстоятельства, конкретные обстоятельства дела, данные о личности Клековкиной В.В, на этом основании придя к обоснованному выводу о том, что назначение административного наказания в виде административного штрафа будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Доводы жалобы о том, что при назначении административного наказания судом должно быть учтено Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N... -П - основаны на неверном толковании действующих норм права, поскольку применение положений указанного Постановления в части возможности снижения размера административного штрафа ниже минимального размера - является правом судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, может быть применено судьей при наличии исключительных обстоятельств дела.
При назначении наказания судьей районного суда приняты во внимание характер и степень общественной опасности содеянного, последствия содеянного, а именно: нарушение требований санитарных норм и правил в период распространения опасного инфекционного заболевания, оснований для применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N... -П, по настоящему делу не имеется, назначенное наказание является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, по делу не имеется. Порядок и срок привлечения к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 5 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2.2 КоАП РФ, в отношении Клековкиной В. В, оставить без изменения, жалобу Клековкиной В.В. - без удовлетворения.
Судья Н.В. Охотская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.