Дата вступления в законную силу - 8 июля 2021 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Исаева А.В., при секретаре Макеевой Т.М., рассмотрев 08 июля 2021 года в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении по жалобе на постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 марта 2021 года в отношении
Общества с ограниченной ответственностью "Полигон ТБО", ИНН 4703037467, ОГРН 1034700559530, адрес места нахождения: "адрес" тер), стр. 45А, пом. 5, УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 марта 2021 года ООО "Полигон ТБО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 (четыреста тысяч) рублей.
Вина ООО "Полигон ТБО" установлена в несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, что выразилось в размещении отходов 4-го класса опасности на территории полигона, который исчерпал свою вместимость, при следующих обстоятельствах.
В адрес Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора из Ленинградского областного государственного казенного учреждения " "... "" поступили сведения по проведенной аэрофотосьемки территории земельных участков с кадастровыми номерами N... и N... вблизи д. "адрес", территории полигона ООО "Полигон ТБО".
Согласно полученному маркшейдерскому отчету N.., было установлены признаки несоблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды при размещении отходов ООО "Полигон ТБО" в части превышения мощности полигона, установленной проектной документацией.
Учитывая наличие признаков нарушения требований законодательства государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, консультантом отдела государственного экологического надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Д.А. возбуждено дело об административном правонарушении N... и назначено проведение административного расследования в отношении ООО "Полигон ТБО" по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках административного расследования у ООО "Полигон ТБО" истребованы материалы, согласно которым Общество имеет производственную площадку по адресу: "адрес", вблизи д. Лепсари, кадастровый N.., для размещения отходов.
Согласно Уставу ООО "Полигон ТБО", утвержденному Решением единственного участника ООО "Полигон ТБО" N... от 25.04.2019 г, Общество осуществляет деятельность по сбору отходов, обработке и утилизации отходов.
Согласно договору субаренды земельного участка N... от 23.10.2019, ООО "Полигон ТБО" арендует у АО " "... "" земельный участок с кадастровым N.., расположенный по адресу: "адрес", в "адрес", площадью 113500 кв.м, для использования в целях эксплуатации объекта коммунально-бытового назначения - полигон твердых коммунальных и отдельных видов промышленных отходов, на срок до 22.09.2020 года.
В ходе проведения административного расследования 28 июля 2020 года проведен осмотр территории полигона по адресу: "адрес", вблизи д. Лепсари, кадастровый N.., по результатам осмотра составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов N... от 28.07.2020.
В ходе осмотра установлено, что полигон ООО "Полигон ТБО" осуществляет деятельность по размещению отходов. Прием отходов начинается с взвешивания автотранспортных средств на автомобильных весах ВА-60-12-2-1; 16915-06, вес автоматически вбивается в программу, также вносится номер автотранспортного средства. При въезде осуществляется визуальный, дозиметрический и весовой контроль. При въезде водитель автотранспортного средства предоставляет документацию на ввозимые отходы.
Далее автотранспортное средство следует на разгрузку на тело полигона. На теле полигона осуществляют после разгрузки разравнивание и уплотнение отходов 4 спецтехники (2 бульдозера и 3 уплотнителя РЭМ 25).
В момент осмотра на полигон заехало транспортное средство для разгрузки ООО " "... "" с грузом, согласно транспортной накладной N... от 28.07.20, в виде отходов ТКО.
Согласно Отчету N... -А от 13.05.2020 по проведению аэрофотосъёмки 14.04.2020 на территории земельных участков с кадастровыми номерами N.., N... осуществлена аэрофотосъёмка местности при помощи комплекса для аэрофотосъёмки "Геоскан 101", заводской номер 10206, предназначенного для получения геопривязанных фотографий объектов и площадей сьемки, с последующей обработкой фотоматериала: для создания ортофотопланов карт масштаба 1:500-1:2000, создания модели местности в формате 3D создание карт высот местности, вычисления объемов пород в карьерах и насыпных объектах.
По результатам подсчетов установлено, что на участке с кадастровым номером 47:07:0941002:16 находится полигон ТБО с общими параметрами площадь 112, 77 тыс. м2, объем 826, 36 тыс. м3, средняя мощность насыпи 7.3 м, максимальная высота полигона достигает 17 метров.
Согласно характеристики объекта размещения отходов (ОРО) ООО "Полигон ТБО" за 2019 год, вместимость объекта размещения отходов составляет 410 тыс. м3 (488720 т), площадь 113500 м2, размещено 139066, 2 (165766, 9 т).
Согласно проекту, получившему положительное заключение государственной экологической экспертизы, на двух проектируемых картах можно разместить террикон отходов с геометрическим объемом (вместимостью) - 410 тыс. м3, что соответствует приему 1320 тыс. м3 ТБО с у=200 кг/м3. Кроме того, для устройства слоев промежуточной изоляции возможно использовать 80 тыс. м3 грунтов или строительных отходов.
Таким образом, размещенные на сегодняшний момент отходы в количестве 826, 36 тыс. м3 превышают установленную проектную мощность в 410 тыс. м3.
Таким образом, ООО "Полигон ТБО" после исчерпания проектной вместимости полигона продолжает его использование, то есть, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Защитник ООО "Полигон ТБО" Д.М. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 марта 2021 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В обоснование жалобы указала, что судом дана неправильная оценка материалам дела, доказательства вины юридического лица отсутствуют, юридическое лицо ранее привлекалось к административной ответственности по тем же основаниям, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению. Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области установлено отсутствие превышения мощности полигона отходов. Материалами дела количество находящихся на полигоне отходов не доказано.
Законный представитель ООО "Полигон ТБО" генеральный директор П.Н. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитник Д.М. в Санкт-Петербургский городской суд явилась, доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Главный специалист-эксперт межрегионального отдела Росприроднадзора У.А, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, показала, что ранее ООО "Полигон ТБО" привлекалось к административной ответственности за нарушение лицензионных требований при размещении отходов, в связи с чем, дело рассматривал арбитражный суд. В рамках производства по настоящему делу факт превышения мощности полигона установлен, точное количество размещенных отходов установлено в отчете.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника юридического лица и свидетеля, прихожу к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности
Статья 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 п.2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Требования по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов предусмотрены "Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем России 02.11.1996) (далее - Инструкция).
Инструкция содержит основные положения, которые следует строго соблюдать при проектировании, эксплуатации и рекультивации полигонов для обеспечения санитарных и экологических требований эффективного использования земельных участков.
Пунктом 2.19. Инструкции, п. 5.8 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 20 мая 2001 (далее - СП 2.1.7.1038- 01), п. 9.1 СП 320.1325800.2017 Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация установлено, что закрытие полигона для приема ТБО осуществляется после отсыпки его на проектную отметку.
В соответствии с абзацем 1 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, ООО "Полигон ТБО" не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно: осуществляет деятельность по размещению отходов 4 класса опасности на территории полигона, который исчерпал свою вместимость.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность ООО "Полигон ТБО" в его совершении подтверждены, помимо протокола об административном правонарушении по делу N... от 03.09.2020 года, совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов от 28.07.2020 года; определением об обеспечении мер производства по делу об административном правонарушении от 20.07.2020 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 18 июня 2020 года; отчетом N... -А от 13.05.2020 года по проведению аэрофотосъемки 14.04.2020 года; заключением N... от 24.04.2014 года экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации по объекту "Расширение существующего полигона твердых бытовых отходов в районе "адрес""; лицензией ООО "Полигон ТБО" от 23.10.2018 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности; уставом ООО "Полигон ТБО"; договором субаренды земельного участка N... от 23.10.2019 года; технологическим регламентом ООО "Полигон ТБО"; выпиской из ЕГРН, исследованных в судебных заседаниях судьей районного суда при участии защитника ООО "Полигон ТБО".
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга исследованы представленные по делу доказательства, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрены положения федерального закона и иных нормативных актов, регулирующих обращение с отходами производства и потребления, обоснованно установлены обстоятельства вмененного ООО "Полигон ТБО" правонарушения.
Таким образом, действия ООО "Полигон ТБО" судом квалифицированы верно по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К выводу о виновности ООО "Полигон ТБО" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены судьей в обжалуемом постановлении, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения. Достоверность и допустимость исследованных доказательств судьей проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка, которую подвергать сомнению оснований не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не нарушены требования ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается. Ходатайств, заявленных в соответствии со ст. 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не разрешенных судьей, в материалах дела не имеется.
Административное наказание назначено ООО "Полигон ТБО" с соблюдением требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вывод судьи районного суда о наличии оснований для назначения наказания в виде административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при изложенных обстоятельствах дела, с учетом характера совершенного административного правонарушения, является обоснованным.
Постановление судьи районного суда вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями главы 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что судьей районного суда не дана оценка всем обстоятельствам проведения административного расследования и представленным материалам дела, на которые указывала сторона защиты при рассмотрении дела, подлежит отклонению, так как обжалуемое постановление содержит надлежащую оценку всех обстоятельств дела в их совокупности, что следует из содержания данного судебного акта. Несогласие с выводами судьи районного суда само по себе не может служить подтверждением доводов о ненадлежащей оценке представленных по делу доказательств.
Довод жалобы со ссылкой на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 октября 2020 года по делу N N.., оставленное без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2021 года, не может служить основанием для отмены обжалуемого постановления судьи районного суда, так как указанные акты арбитражных судов вынесены при производстве по иному делу об административном правонарушении. Вывод арбитражных судов о недоказанности вины ООО "Полигон ТБО" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сам по себе не указывает на отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, событие и вина ООО "Полигон ТБО" в совершении которого установлены на основании представленных по делу доказательств, оцененных судьей районного суда по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств, не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы судьи районного суда, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены либо изменения вынесенного по делу законного и обоснованного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, РЕШИЛ:
Постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Полигон ТБО" - оставить без изменения, жалобу защитника Д.М. - без удовлетворения.
Судья А.В. Исаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.