Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И, судей
Ивановой Ю.В, Чуфистова И.В, при секретаре
Васюхно Е.М, рассмотрела в судебном заседании 16 августа 2021 года административное дело N2а-1784/2021 по апелляционной жалобе Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 07 апреля 2021 года по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Комитету по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав возражения представителя административного ответчика, Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга - Фроловой Г.В. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Комитету по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга, в котором просило признать незаконным решение от 04 февраля 2021 года, выразившееся в препятствии реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности.
В обоснование заявленных требований Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" указало, что письмом N17812 от 24 января 2021 года организатор добровольческой деятельности обратился к органу государственной власти с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Административным ответчиком было отказано во взаимодействии, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, благотворителей и добровольцев в оказании детям благотворительной помощи.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 07 апреля 2021 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, указывая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" указало, что судом неверно определены обстоятельства дела и неверно применены положения законодательства, регулирующие возникшие правоотношения. Также апеллянт указал, что судом был нарушен принцип состязательности и равноправия сторон, поскольку судом не были направлены копии определения о принятии и подготовке административного дела к судебному заседанию, а также суд не направил копию возражений административного ответчика в адрес административного истца, лишив последнего права представления дополнительных возражений.
Представитель административного ответчика, Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга - Фролова Г.В, действующая на основании доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель административного истца, Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", в заседание суд апелляционной инстанции не явился, извещен судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайств об отложении судебного заседания не представил, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного истца.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в адрес Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга 25 января 2021 года поступило обращение административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" от 24 января 2021 года N506285 с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и запросом порядка взаимодействия по вопросу поддержки молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов из числа молодых граждан, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обращению был присвоен входящий номер ОБ-81-119/21-0-0 от 25 января 2021 года.
Письмом от 29 января 2021 года за исходящим NОБ-81-119/21-0-0 Комитет по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга перенаправил обращение административного истца в адрес Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга.
Также письмом за исходящим NОБ-81-119/21-0-0 от 04 февраля 2021 года, административный ответчик сообщил Благотворительному региональному молодежному общественному движению "Уроки финансовой и юридической грамотности" о рассмотрении обращения и разъяснил, что в силу положений пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение направлено для рассмотрения по принадлежности вопросов в Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга, а также дополнительно сообщено, что согласно положению о Комитете по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2014 года N608, Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга является уполномоченным органом по делам молодёжи в Санкт-Петербурге.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принятое административным ответчиком решение является законным и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия полагает необходимым с выводами суда первой инстанции согласиться по следующим основаниям.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
При этом, на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Пунктом "ж" части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Основы правового регулирования благотворительной деятельности, возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 11 августа 1995 N135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".
Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 11 августа 1995 N135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".
В силу подпунктов 1, 2 части 1 статьи 17.2 Федерального закона от 11 августа 1995 N135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 17.3 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 ноября 2018 года N 1425, которым в частности утверждены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка, организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое должно содержать определенную информацию, указанную в данном пункте.
Согласно пунктам 3 и 4 данного Порядка, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения. Организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация информируются о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения.
Таким образом, положения вышеприведенных правовых норм предусматривают право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать предложения от организаторов добровольческой деятельности, добровольческой организации о взаимодействии в организации добровольческой деятельности или отказывать в принятии данного предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2014 N608 "О Комитете по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями" утверждено Положение о Комитете по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями (далее - Положение).
Исходя из пункта 2.2 Положения, реализация и проведение государственной политики Санкт-Петербурга в сфере взаимодействия с общественными объединениями и организациями в Санкт-Петербурге.
В силу пункта 3.9 Комитет для осуществления задач, предусмотренных в разделе 2 настоящего Положения, реализует следующие полномочия и функции: развивает добровольческую (волонтерскую) деятельность молодежи.
Таким образом, разрешение поставленных в обращении административного истца вопросов отнесено к компетенции Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями.
Судебная коллегия полагает, что в настоящем случае судом первой инстанции, верно, установлено, что административным ответчиком правомерно перенаправлено обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" в компетентный орган в порядке, предусмотренном Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Вопреки утверждениям апелляционной жалобы, суд первой инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену решения, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о неполучении административным истцом возражений административного ответчика на административный иск и не направлении копии определения о принятии административного искового заявления, являются необоснованными.
В соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом статьей 45 названного кодекса предусмотрены процессуальные права лиц, участвующих в деле, в частности, право представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать объяснения суду в устной и письменной форме. Данное право обеспечивается надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.
Возражения Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга поступили в адрес суда в день судебного заседания 07 апреля 2021 года.
Административный истец о судебном заседании извещен заблаговременно, однако, процессуальные права реализовал на свое усмотрение путем неявки в судебное заседания без представления доказательств уважительности причин неявки, правом до начала судебного разбирательства знакомиться с материалами дела и возражениями представленными другой стороной, не воспользовался.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 07 апреля 2021 года по административному делу N2а-1784/2021, оставить без изменений, апелляционную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.