г. Санкт-Петербург 29 июля 2021 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петрова Ю.Ю, изучив кассационную жалобу Новодворцева Максима Александровича на решение мирового судьи судебного участка N 208 Санкт-Петербурга от 22 сентября 2020 г. и апелляционное определение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2021 г. по гражданскому делу N 2-3741/2020-208 по иску Новодворцева Максима Александровича к ПАО "Аэрофлот" о взыскании денежных средств, штрафа, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
решением мирового судьи судебного участка N 208 Санкт-Петербурга от 22 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2021 г, в удовлетворении исковых требований Новодворцева М.А. к ПАО "Аэрофлот" о взыскании денежных средств, штрафа, компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе Новодворцев М.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.
В соответствии с пунктом 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных постановлений не находит.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права не были допущены мировым судьей и судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что 3 февраля 2020 г. Новодворцев М.М. через он-лайн сервис Тинькофф Путешествия (ООО "ТКС") приобрел авиабилеты на следующие рейсы: 14 июня 2020 г. SU 6607 Санкт-Петербург - Бургас на Новодворцева М.А, Новодворцеву З.Л, Н.М.М.; 3 июля 2020 г. SU 6608 Бургас - Санкт- Петербург на Новодворцева М.А.; 31 июля 2020 г. SU 6608 Бургас - Санкт-Петербург на Новодворцеву З.Л, Н.М.М.
Общая стоимость авиабилетов составила 94 488 руб. (64 002 руб. + 30 486 руб.).
Согласно условиям выбранного тарифа разрешен возврат провозной платы при уведомлении об отказе от перевозки до окончания установленного времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс с удержанием платы.
Истец 18 апреля 2020 г. на сайте ООО "ТКС" оставил обращение о возврате стоимости билетов по условиям действующего тарифа.
От ООО "ТКС" 6 мая 2020 г. были получены ответы о том, что бронирования сняты, однако, денежные средства ПАО "Аэрофлот" не возвращает, предлагая оформить сертификат (ваучер) на последующие полеты.
Истец 12 мая 2020 г. обратился в ПАО "Аэрофлот" с письменной претензией о возврате денежных средств, однако, ответа не последовало.
В ответ на претензию, поданную через сайт ответчика, поступило предложило оформить сертификат (ваучер) на использование денежных средств в счет будущих перевозок.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Новодворцева М.А, мировой судья, руководствуясь положениями Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", п.п. 1, 4, 5, 6 Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 июля 2020 г. N 991, исходил из того обстоятельства, что в силу действующего законодательства, устанавливающего порядок отказа пассажира от исполнения договора воздушной перевозки и возврата провозной платы, уплаченные по договору воздушной перевозки, подлежащему исполнению с 18 марта 2020 г. и заключенным до 1 мая 2020 г, денежные средства подлежат возврату по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете. До указанной даты пассажиры вправе воспользоваться уплаченными денежными средствами для оплаты будущих авиаперевозок.
Отклоняя доводы истца о расторжении договора воздушной перевозки до отмены рейса перевозчиком и возможности возврата билетов, приобретенных по тарифу, предусматривающему возможность их возврата, мировой судья указал, что 26 марта 2020 г. правительством Российской Федерации в связи с объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией новой коронавирусной инфекции и ускорением темпов ее распространения в 170 странах мира, включая Российскую Федерацию, а также введением отдельными государствами режима чрезвычайной ситуации и запрета международного авиасообщения Росавиации было поручено обеспечить прекращение с 00 ч. 00 мин. 27 марта 2020 г. регулярного и чартерного авиасообщения, осуществляемого из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полетов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированными МИД России), а также полетов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.
Таким образом, на момент обращения истца с заявлением об отмене бронирования авиабилетов, уже было прекращено регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами мирового судьи, а доводы апелляционной жалобы признал несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Оценивая доводы истца о неизвещении о месте и времени судебного разбирательства третьего лица Новодворцевой З.Л, суд апелляционной инстанции указал, что из материалов дела следует, что Новодворцева З.Л. о рассмотрении дела, назначенного в судебном заседании на 22 сентября 2020 г. в 10 часов 30 минут, извещена мировым судьей надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка, имеющаяся в материалах дела.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с судебными постановлениями, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права при соответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы Новодворцева М.А. о расторжении договора перевозки направлением заявления истца до вступления в силу постановления Правительства РФ N991 от 6 июля 2020 г, невозможности ухудшения положения истца принятием нормативного акта, выполнение компанией перевозчиком рейсов основаны на ошибочном толковании норм материального права и противоречат материалам дела, которыми был установлен факт отмены рейсов, на которые истцом были приобретены билеты.
Правительство Российской Федерации постановлением от 6 июля 2020 г. N 991 утвердило Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части (далее - Положение).
Нормативный правовой акт 7 июля 2020 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и 13 июля 2020 г. опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 28.
Абзацем вторым пункта 1 Положения предусмотрено, что оно применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.
В силу статьи 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 1).
В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежит возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Положение, устанавливающее особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, принято Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему федеральным законодателем полномочий.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 данного кодекса (пункт 2).
В статье 422 названного кодекса закреплено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, наделяющая Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению в отдельных случаях, перечисленных в этой статье, на всей территории Российской Федерации либо на ее части особенностей исполнения договора воздушной перевозки пассажира, введена в действие Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (статья 6) (далее также - Закон N 166-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 24 указанного закона особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г.
Таким образом, из Закона N 166-ФЗ прямо следует, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров воздушной перевозки пассажиров (подлежащих исполнению с 1 февраля 2020 г.).
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к неверному применению норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N 208 Санкт-Петербурга от 22 сентября 2020 г. и апелляционное определение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.