Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Белинской С.В, судей Шкарупиной С.А, Кротовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2- 927/2020 по исковому заявлению Богданова Алексея Васильевича к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонному) о включении периодов прохождения военной службы в стаж работы и возложении обязанности произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонного) (далее - ГУ УПФ РФ в г. Сортавала) на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 20 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 19 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Белинской С.В,
УСТАНОВИЛА:
Богданов А.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Сортавала о включении периодов прохождения военной службы по призыву с 22 мая 1978 г. по 06 мая 1980 г. в стаж работы и возложении обязанности произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 20 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 19 января 2021 г, исковые требования удовлетворены.
Суд обязал ГУ УПФ РФ в г. Сортавала включить Богданову А.В. в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву с 22 мая 1978 г. по 06 мая 1980 г. и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом указанного периода с 1 мая 2019 г.
С ответчика в бюджет Сортавальского муниципального района взыскана государственная пошлина 300 руб.
В кассационной жалобе содержится просьба об отмене решения суда и апелляционного определения, как незаконных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такого характера нарушения были допущены судами нижестоящих инстанций.
Как следует из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, с 26 августа 2014 г. Богданов А.В, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является получателем страховой пенсии по старости.
11 апреля 2019 г. истец обратился к ответчику с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 16 апреля 2019 г. N 152980/19 в установлении указанного повышения было отказано по причине отсутствия у истца стажа работы в РКС.
Истец в спорный период проходил действительную военную службу по призыву в войсковых частях Мурманской области.
После увольнения с военной службы 16 июня 1980 г. Богданов А.В. принят станочником на Сортавальский мебельно-лыжный комбинат (Сортавальский район Республики Карелия).
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (с изменениями и дополнениями), Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера, Сортавальский район отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что истец проходил действительную срочную военную службу в районах Крайнего Севера и устроился на работу в организацию, располагавшуюся в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в течение трех месяцев после увольнения в запас, следовательно, имеет право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии в повышенном размере с учетом спорного периода.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что отдельным нормативным режимом порядок подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не закреплен. Следовательно, при исчислении такого стажа должен применяться тот же порядок, который применяется для назначения пенсии за работу в указанных районах и местностях. Соответственно, пенсионный орган должен применять единообразный порядок исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, как при определении права истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так и при определении его права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы судов основанными на неверном применении норм материального права и несоответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и частью 6 статьи 17 этого закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Положения статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное ими правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
По смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принимая во внимание, что приведенные выше требования процессуального закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 декабря 2020 г. подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 19 января 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.