г. Санкт-Петербург 29 июля 2021 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петрова Ю.Ю, изучив кассационную жалобу ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" на апелляционное определение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 31 марта 2021 г. по гражданскому делу N 2-1176/2019-71 по иску Григорьева Владимира Владимировича к ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск", ООО "ПИК-КОМФОРТ" об обязании произвести перерасчет начисления услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
решением мирового судьи судебного участка N 71 Санкт-Петербурга от 11 декабря 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2020 г, в удовлетворении исковых требований Григорьева В.В. к ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск", ООО "ПИК-КОМФОРТ" об обязании произвести перерасчет начисления услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, компенсации морального вреда отказано.
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21 июля 2020 г. апелляционное определение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 31 марта 2021 г. решение мирового судьи судебного участка N 71 Санкт-Петербурга от 11 декабря 2019 г. отменено, принято новое решение, которым исковые требования Григорьева В.В. удовлетворены частично, с обязанием ООО "ПИК-КОМФОРТ" произвести перерасчет на сумму 3 847 руб. 12 коп. услуги по вывозу твердых коммунальных отходов из счетов, выставляемых Григорьеву В.В, на квартиру по адресу: Московская область, городской округ Люберцы, г. Люберцы, ул. Весенняя, д. 14, кв. 268, со взысканием с ООО "ПИК-КОМФОРТ" в пользу Григорьева В.В. компенсации морального вреда в размере 500 руб, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как вынесенного с нарушением требований закона.
В соответствии с пунктом 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого судебного постановления не находит.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права не были допущены судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что Григорьев В.В. является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Между ООО "ПИК-Комфорт" и ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" 27 сентября 2018 г. был заключен договор по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "ПИК-Комфорт", в том числе и в отношении многоквартирного дома, в котором расположена квартира истца. Расчет по договору осуществляется, исходя из общей площади жилых помещений по цене коммунальной услуги в размере 7, 48 руб. за 1 кв.м площади.
Цена коммунальной услуги является расчетной на основании применяемого тарифа регионального оператора: 0, 114/12*787, 24 =7.48 руб./кв.м, где: 0, 114 м на 1 кв.м площади - годовой норматив накопления ТКО с учетом КТО (распоряжение Минэкологии Московской области от 09 октября 2018 г. N 607-РМ), 787, 24 руб./куб.м, с НДС - тариф регионального оператора ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск", утвержденный постановлением Правительства Московской области от 2 октября 2018 г. N 690/34.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" на основании "Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Воскресенской зоне регионального оператора" от 28 апреля 2018 года с Министерством экологии и природопользования Московской области и во исполнение положений пункта 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляет оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории своей деятельности, включающей и городской округ Люберцы, с 1 января 2019 г. Указанная услуга является коммунальной.
В обоснование заявленных требований Григорьев В.В. ссылался на то обстоятельство, что поскольку по вышеуказанному адресу истцу были открыты лицевые счета для начисления платы за вывоз ТКО, в квартире по адресу: "адрес", истец фактически не проживал и отсутствуют зарегистрированные в ней лица, начисление ему денежных сумм в счет уплаты коммунальной услуги по вывозу ТКО является необоснованным. В подтверждение указанных доводов истец представил справку из ФГКУ "Войсковая часть 45187" от 9 октября 2019 г. N 16/15/к/179 о том, что он с 19 июля 2014 г. проходит военную службу по контракту в ФГКУ "Войсковая часть 45187" по 7 июля 2020 г.
Истец просил обязать ответчиков произвести перерасчет на сумму 3 847 руб. 12 коп. с исключением оплаты услуги по вывозу твердых коммунальных отходов из счетов, выставляемых ему на квартиру до заселения указанной квартиры, а также компенсации морального вреда с каждого ответчика по 5 000 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Григорьева В.В, мировой судья, исходил из ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) о перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении и установлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов накопления исходя из площади жилого помещения, за N 1156- ДО/06 от 18 января 2019 г, согласно которому, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении и установлении нормативов накопления исходя из площади жилого помещения, порядок перерасчета данной платы не предусмотрен.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья, руководствуясь положениями ст.ст. 30, 153, ч. 4 ст. 154, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что согласно положениям действующего законодательства начисление ООО "ЭкоЛайн- Воскресенск" в отношении Григорьева В.В. платежей за предоставленные коммунальные услуги являются правомерными, оснований для перерасчета не имеется.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, истцом в обоснование исковых требований были представлены копия договора найма жилого помещения по месту прохождения службы в г. Санкт-Петербурге за 2018 г, 2019 г, 2020 г, выкопировка из Отчета об оценке стоимости ремонтных работ, копия договора подряда на выполнение ремонтных работ в квартире, акты об оказании услуг, счета об оплате ремонтных работ, фотографии.
Из представленных истцом документов, а также из объяснений Григорьева В.В. следует, что Григорьев В.В. с 14 октября 2014 г. постоянно зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес" (адрес войсковой части), проходит военную службу по контракту по настоящее время.
Судом был направлен запрос в ООО "ПИК-Комфорт" с просьбой сообщить сведения о фактическом проживании (непроживании) каких-либо граждан (собственника, квартиросъемщиков и др.) в квартире по адресу: "адрес", за период с 1 января 2019 г. по 1 июля 2019 г, а также в настоящее время.
Согласно ответу из ООО "ПИК-Комфорт" от 3 марта 2021 г, по программе "Домовой" в настоящее время лицевой счет открыт на Григорьева В.В, что является подтверждением его фактического проживания. Начисления ему производит МосОблЕИРЦ.
Истец обращался в ООО "ПИК-Комфорт", в ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" с заявлениями о перерасчете платежей за период его временного отсутствия в квартире по адресу: "адрес", в том числе путем направления электронных обращений на официальные сайты ответчиков. В материалы дела представлена электронная переписка, которая ответчиками не оспорена.
Согласно представленному истцом расчету, итоговая сумма, подлежащая перерасчету (обнулению) составляет: 480 руб. 89 коп. (ежемесячный платеж) * 8 месяцев (с 1 января 2019 г. по 30 августа 2019 г.) = 3 847 руб. 12 коп.
Указанный расчет судом апелляционной инстанции проверен, является верным, ответчиками не оспорен.
Отменяя решение мирового судьи, и частично удовлетворяя исковые требования Григорьева В.В, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из установления в ходе рассмотрения факта непроживания истца в спорный период в квартире по адресу: "адрес", факта обращения истца к ответчику с заявлением о перерасчете.
Определяя надлежащего ответчика, суд апелляционной инстанции возложил обязанность по перерасчету услуги по вывозу ТКО на ООО "ПИК-Комфорт", как на управляющую организацию дома, в котором расположена квартира истца, и которая выставляет квитанции на оплату коммунальных услуг, в том числе на оплату услуги по вывозу ТКО, не усмотрев оснований для обязания регионального оператора ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" произвести данный перерасчет.
Суд апелляционной инстанции также указал, что требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет, исключив услугу, до заселения указанной квартиры, носят вероятностный, предположительный характер, заявлены на будущее, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения данных требований.
В связи с установленным в ходе рассмотрения дела фактом нарушения ответчиком личных неимущественных прав истца, и всеми заслуживающими внимания обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции взыскал с ответчика ООО "ПИК-Комфорт" в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 500 руб.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с апелляционным определением, поскольку оно основано на правильном применении норм материального и процессуального права при соответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о перерасчете платы за услугу в связи с установлением норматива накопления ТКО исходя из общей площади жилого помещения, а не из расчета норматива на проживающего основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно абзацу второму пункта 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения N 2 к Правилам.
Согласно письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. N 6592-ОГ/06, в случае установления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московский области от 9 октября 2018 г. N607-РМ, как уполномоченным органом государственной власти Московской области, на 2019 г. установлен норматив накопления ТКО исходя из общей площади жилого помещения.
По мнению ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" механизм перерасчета размера платы, предусмотренный подпунктом "д" пункта 148(24) и пунктом 148(44) Правил, а также частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерациипри способе оплаты исходя из общей площади жилого помещения не разработан.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 950).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Абзац второй пункта 148(30) Правил предусматривает определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.
Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(44) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.
Доводы кассационной жалобы сводятся к неверному толкованию норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
апелляционное определение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 31 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.