Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Батялова В.А, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТК-Развитие" о признании недействующими отдельных положений Генерального плана города Нижнего Новгорода по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СТК-Развитие" на решение Нижегородского областного суда от 26 апреля 2021 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "СТК-Развитие" (далее по тексту - ООО "СТК-Развитие", административный истец) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента вступления решения в законную силу положения Генерального плана города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года N22 "О Генеральном плане города Нижнего Новгорода", в части установления зоны санитарной охраны питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Ленинский район, улица Порт-Артурская, д. 9 А, в той мере, в какой при утверждении Генерального плана города Нижнего Новгорода не был соблюден порядок установления границы зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установленный пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположен объект капитального строительства - склад метизной продукции, принадлежащий административному истцу на праве собственности (кадастровый номер N).
28 мая 2019 года административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность.
18 июня 2019 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области административному истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на то, что земельный участок с кадастровым номером N в соответствии с Генеральным планом находится в границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения (второй пояс).
Административный истец полагает, что Генеральный план в части установления зоны санитарной охраны источников водоснабжения (второй пояс) в отношении земельного участка с кадастровым номером N противоречит части 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее также - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N52-ФЗ) и нарушает его права, препятствуя приобретению права собственности на земельный участок.
Решением Нижегородского областного суда от 26 апреля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ООО "СТК-Развитие" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "СТК-Развитие" просит отменить решение Нижегородского областного суда от 26 апреля 2021 года как незаконное и необоснованное и принять решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы ООО "СТК-Развитие" Городской Думой города Нижнего Новгорода, прокурором, участвующим в деле, представлены возражения, в которых указывается о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, попадающие во второй пояс зоны санитарной охраны источников водоснабжения, ограничены в обороте.
Согласно пункту 2 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Судом установлено, что ООО "СТК-Развитие" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимого имущества с кадастровым номером N
28 мая 2019 года административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность.
18 июня 2019 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области административному истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на то, что земельный участок с кадастровым номером N в соответствии с Генеральным планом находится в границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения (второй пояс), в связи с чем, на основании пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок не может быть предоставлен в собственность.
17 марта 2010 года городской Думой города Нижнего Новгорода принято постановление N22 "О Генеральном плане города Нижнего Новгорода" (далее по тексту - постановление от 17 марта 2010 года N22, Генеральный план).
Постановление от 17 марта 2010 года N22 опубликовано в газетах "День города. Нижний Новгород" от 09 апреля 2010 года N26 (448), от 14 августа 2015 года N64 (1009) (приложения 1-3), 19-25 августа 2015 года N65 (1010) (приложения 1-3).
Опубликованными в установленном порядке решениями городской Думы города Нижнего Новгорода (от 21 июня 2011 г. N 80, от 23 ноября 2011 г. N 177, от 21 марта 2012 г. N 36, от 26 апреля 2012 г. N 43, от 23 мая 2012 г. N 80, от 12 июля 2012 г. N 111, от 26 сентября 2012 г. N 122, от 21 ноября 2012 г. N191, от 20 марта 2013 г. N 33, от 24 апреля 2013 г. N56, от 29 мая 2013 г. N 74, от 26 июня 2013 г. N 95, от 18 сентября 2013 г. N 115, от 16 октября 2013 г. N136, от 20 ноября 2013 г. N 150, от 18 декабря 2013 г. N 174, от 29 января 2014 г. N 10, от 19 марта 2014 г. N41, от 28 мая 2014 г. N 82, от 25 июня 2014 г. N 101, от 24 сентября 2014 г. N 126, от 19 ноября 2014 г. N179, от 17 декабря 2014 г. N203) и постановлениями Правительства Нижегородской области (от 27 апреля 2015 г. N 247, от 8 мая 2015 г. N 280, от 14 декабря 2015 г. N 827, от 18 января 2016 г. N 10, от 04 мая 2016 г. N250, от 17 мая 2016 г. N 280, от 27 мая 2016 г. N 312, от 30 июня 2016 г. N418, от 15 июля 2016 г. N 462, от 10 августа 2016 г. N 526, от 23 августа 2016 г. N 564, от 3 ноября 2016 г. N746, от 16 ноября 2016 г. N 774, от 25 ноября 2016 г. N 805, от 01 декабря 2016 г. N 827, от 22 декабря 2016 г. N882, от 17 января 2017 г. N8, от 03 марта 2017 г. N 118, от 27 апреля 2017 г. N271, от 31 мая 2017 г. N 361, от 22 августа 2017 г. N622, от 27 октября 2017 г. N 765, от 22 декабря 2017 г. N 933, от 22 декабря 2017 г. N 935, от 03 апреля 2018 г. N 226, от 04 апреля 2018 г. N 234, от 30 июля 2018 г. N 548, от 12 октября 2018 г. N679, от 01 ноября 2018 г. N 730, от 22 марта 2019 г. N152, от 13.05.2019 г. N259, от 21.05.2019 г. N268, от 20.01.2020 г. N46, от 18.02.2020 г. N134, от 17.06.2020 г. N491, от 04.02.2021 г. N93) в Генеральный план внесены изменения.
На схеме функционального зонирования, на схеме комплексной оценки состояния окружающей среды (прогноз) с границами зон с особыми условиями использования территорий Генерального плана (в действующей редакции) отображены границы зоны санитарной охраны водозаборов (второго/ третьего пояса).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Согласно положениям части 1 статьи 24 ГрК РФ, определяющей порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Как установлено статьей 8.2 ГрК РФ, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N131-ФЗ).
В целях реализации приведенных положений статьи 8.2 ГрК РФ, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, а также пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 06 октября 1999 года N184-ФЗ) на территории Нижегородской области принят и действует Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" (далее также - Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N197-З), которым перераспределены отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.
С момента вступления в силу Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N197-З (с 1 января 2015 года) осуществление полномочий по утверждению Генерального плана города Нижнего Новгорода, по принятию решений о внесении изменений в Генеральный план и утверждение изменений в Генеральный план, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний, возложено на Правительство Нижегородской области.
Проанализировав указанные и иные положения ГрК РФ во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ, Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N197-З, Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года N129-З "О Правительстве Нижегородской области", Устава Нижегородской области и Устава города Нижнего Новгорода, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Генеральный план, а равно нормативные правовые акты городской Думы города Нижнего Новгорода и Правительства Нижегородской области о внесении в него изменений приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия, включая предусмотренной статьями 24-25 ГрК РФ процедуре, и правилам введения их в действие.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые административным истцом положения Генерального плана города Нижнего Новгорода не противоречат действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом исходил из того, что приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 17 июля 2020 года N319-306/20П/од "Об установлении зон санитарной охраны водопроводных станций АО "Нижегородский водоканал" Малиновая гряда и Слудинская, расположенная на реке Оке в Нижегородской области, городском округе город Нижний Новгород", вступившим в законную силу 12 августа 2020 года, установлены зоны санитарной охраны водопроводных станций АО "Нижегородский водоканал" Малиновая гряда и Слудинская, расположенных на реке Ока в Нижегородской области, городском округе город Нижний Новгород. Данный орган исполнительной власти наделен полномочиями Правительством Нижегородской области утверждать проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам; устанавливать границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам; направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия решений об установлении или изменении границ округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов в части своей компетенции, в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Данный приказ принят на основании санитарно-эпидемиологических заключений Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области от 14 июня 2011 года N52.НЦ.04.000.Т.000090.06.11 и N52.НЦ.04.000.Т.000091.06.11 о соответствии проектов организации зон санитарной охраны видеоисточника для водопроводных станций Малиновая гряда и Слудинская, расположенных в городе Нижнем Новгороде, проспект Гагарина, дом 121 и дом 31, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
С учетом вышеизложенного суд пришел к выводам о том, что при наличии действующего приказа Министерства от 17 июля 2020 года N319-306/20П/од "Об установлении зон санитарной охраны водопроводных станций АО "Нижегородский водоканал" внесение сведений в ЕГРН о вышеуказанной санитарной зоне не требуется. При этом указанный приказ принят на основании санитарно-эпидемиологических заключений Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области от 14 июня 2011 года N52.НЦ.04.000.Т.000090.06.11 и N52.НЦ.04.000.Т.000091.06.11 о соответствии проектов организации зон санитарной охраны видеоисточника для водопроводных станций Малиновая гряда и Слудинская, расположенных в городе Нижнем Новгороде, проспект Гагарина, дом 121 и дом 31, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, в связи с чем оспариваемые административным истцом положения Генерального плана города Нижнего Новгорода не противоречат действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции верными по следующим основаниям.
Вопросы установления границ ЗСО регулируется нормами законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются ЗСО в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Утверждение проектов ЗСО объектов водоснабжения происходит в соответствии с Санитарными правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10.
В силу абзаца второго пункта 4 и абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в настоящее время определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N10 (далее также - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее также - ЗСО) организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абзац второй названного пункта).
Границы зон второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 (абзац третий этого же пункта).
Границы второго пояса зон санитарной охраны водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 09.03.2011 года N 157 уполномоченным органом по утверждению проектов округов и ЗСО, а также по установлению границ и режима ЗСО в Нижегородской области с 2011 года определено Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 17 июля 2020 года N 319-3-6/2011/од "Об установлении зон санитарной охраны водопроводных станций АО "Нижегородский водоканал" Малиновая гряда и Слудинская, расположенных на реке Оке в Нижегородской области, городском округе город Нижний Новгород", принятым в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ и на основании санитарно-эпидемиологических заключений Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области от 14 июня 2011 года N 52.НЦ.04.000.Т.000090.06.11 и N 52.НЦ.04.000.Т.000091.06.11 о соответствии проектов организации зон санитарной охраны водоисточника для водопроводных станций Малиновая гряда и Слудинская, расположенных в городе Нижнем Новгороде, проспект Гагарина, дом 121 и дом 31, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, установлены границы зон санитарной охраны.
Согласно вышеуказанному приказу установлен второй пояс ЗСО, боковые линии которого приняты: - по левому берегу с равнинным рельефом на расстоянии 500, 0 м от береговой линии; - по правому берегу (Окскому откосу) - полоса шириной 1000, 0 м от береговой линии; - в местах примыкания притоков включаются притоки в расчетных границах с соблюдением боковых отступов.
Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 17 июля 2020 года N 319-3-6/2011/од включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 12 августа 2020 года и согласно сведениям официального Интернет-портала правовой информации опубликован 14 августа 2020 года, номер опубликования 5201202008140004.
Судом по результатам проведения по делу судебной экспертизы (заключение эксперта от 02 апреля 2021 года N 2149/06-4) установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадь "данные изъяты" кв.м, категория земли: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты", адрес объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес" - полностью находится в границах (в пределах) второго и третьего поясов зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения исходя из размеров и координат, определенных в приказе Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 17 июля 2020 года N319-306/20П/од "Об установлении зон санитарной охраны водопроводных станций АО "Нижегородский водоканал" Малиновая гряда и Слудинская, расположенных на реке Оке в Нижегородской области, городском округе город Нижний Новгород" (л.д.130-139, т.2).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером N полностью находится в границах (в пределах) второго и третьего поясов зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, границы которых установлены уполномоченным органом.
По делу достоверно установлено, что приказом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 17 июля 2020 года N 319-3-6/2011/од, который не оспорен и недействующим не признан, утверждалась граница и режим зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для водопроводных станций "Малиновая гряда" и "Слудинская" города Нижнего Новгорода на реке Ока, в силу которого земельный участок с кадастровым номером N полностью расположен в границах зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (второй пояс).
Таким образом, несоответствия Генерального плана г. Нижнего Новгорода в оспариваемой части пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ не имеется, равно, как не имеется и иных нормативных правовых актов большей юридической силы, регулирующих спорные правоотношения, которым бы оспариваемые положения Генерального плана г. Нижнего Новгорода не соответствовали, в связи с чем решение суда об отказе в удовлетворении административного иска является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку на дату рассмотрения дела судом отсутствует несоответствие Генерального плана г. Нижнего Новгорода в оспариваемой части нормативным правовым актам большей юридической силы, регулирующим спорные правоотношения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нижегородского областного суда от 26 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТК-Развитие" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.