Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бушминой А.Е, судей Рогожиной Е.В, Красновой Н.П, при секретаре Кулагиной А.А.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ Яковлевой Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жарова Владимира Егоровича, Фадеева Сергея Петровича, Хоробрых Вячеслава Витальевича о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу принятия пункта 15.1 Приложения N 1 к Решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 года N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти", по апелляционным жалобам административного ответчика Думы городского округа Тольятти, заинтересованного лица Администрации городского округа Тольятти на решение Самарского областного суда от 3 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Жаров В.Е, Фадеев С.П, Хоробрых В.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании с момента вступления решения суда в законную силу недействующим пункта 15.1 Приложения N 1 к Решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01 октября 2008 года N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти" в части устанавливающего значения коэффициента вида разрешенного использования земельных участков акционерных обществ, колхозов, совхозов, крестьянско-фермерских хозяйств и прочих в размере 0, 4048.
Решением Самарского областного суда от 3 июня 2021 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный ответчик - Дума городского округа Тольятти и заинтересованное лицо Администрация городского округа Тольятти обратились в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, прокуратурой Самарской области представлены возражения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении не явились. От административного ответчика Думы городского округа Тольятти поступило ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в их отсутствие. Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия установиласледующее.
Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 г. N 972 утверждены коэффициенты и проценты от кадастровой стоимости земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти (далее - решение от 1 октября 2008 г. N 972).
Приложением 1 к решению от 1 октября 2008 г. N 972 установлены коэффициенты вида использования земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемые для целей, не связанных со строительством.
Пунктом 15.1 Приложения N 1 к решению от 1 октября 2008 г. N 972 установлены коэффициенты, применяемые при определении размера арендной платы в отношении земельных участков акционерных обществ, колхозов, совхозов, крестьянско-фермерских хозяйств и прочих в размере 0, 4048 в редакции Решения Думы г. о. Тольятти от 5 марта 2014 года N217.
Как следует из материалов дела, административным истцам на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенный по адресу: "адрес" с видом разрешенного использования: "данные изъяты" сроком на 49 лет (договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ).
Расчёт платы за пользование земельным участком произведен в соответствии с "Порядком определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории "адрес"", утвержденным постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, Решением Думы г. о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти", постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года N610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области". Размер арендной платы рассчитывается по формуле: Ап= Скад х Кв х Ки, где Ап-размер арендной платы за земельный участок в год; Скад-кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января расчетного года; Кв- коэффициент вида разрешённого использования земельного участка -0, 4048 (земельные участки акционерных обществ, колхозов, совхозов, крестьянско-фермерских хозяйств и прочих); коэффициент инфляции расчетного года. При этом задолженности за пользование земельным участком расчёт арендной платы административным ответчиком произведен на основании положения п. 15.1 оспариваемого нормативного акта.
В связи с чем, административные истцы обратились с настоящим административным исковым заявлением в Самарский областной суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что порядок расчёта платы за земельные участки не соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В данном случае арендная плата установлена не в размере соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, вида разрешенного использования, а с учётом объектов, находящихся на земельном участке (капитальных или временных), что создает дискриминационные условия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, путём установления различной платы за аренду аналогичных земельных участков.
Поскольку нормативный акт в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству и основным принципам определения арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, он обоснованно признан недействующим в этой части.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что суд сослался в своем решении на ст. 39.7 Земельного кодекса РФ, а так же Постановление Правительства N582 от 16 июля 2009 года, которые были приняты после принятия оспариваемого нормативного акта, не влекут отмену судебного постановления, поскольку с введением в действие ст. 39.7 Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ N582 от 16.07.2009 года основные принципы определения арендной платы земельного участка не изменились.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, о том, что при расчёте арендной платы учитывается кадастровая стоимость, которая является экономической величиной, следовательно, учтены экономические факторы, предусмотренные законом при расчёте арендной платы за земельный участок, судебной коллегией отклоняются.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года N308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов (с изменениями на 14 ноября 2016 года), арендная плата за земельный участок рассчитывается по формуле: Ап (размер арендной платы)= кадастровая стоимость на 1 января расчетного года х коэффициент вида использования земельного участка х коэффициент инфляции, однако, использование кадастровой стоимости как одного из множителей в данной формуле не учитывает доходность земельного участка с учётом категории земель, вида разрешенного использования.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Самарского областного суда от 3 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Думы городского округа Тольятти, Администрации городского округа Тольятти ? без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение 6 месяцев по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.