Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего
Сорокина М.С, Судей
Мироновой Н.В, Бушминой А.Е.
при секретаре
Кулагиной А.А.
с участием: прокурора отдела Генеральной прокуратуры Дмитриева М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании, административное дело по административному исковому заявлению Капустиной "данные изъяты" об оспаривании постановления Избирательной комиссии Пермского края от 9 августа 2021 года N 184/01-3 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59", о возложении обязанности на Избирательную комиссию Пермского края зарегистрировать административного истца в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59"
по апелляционной жалобе Капустиной "данные изъяты" на решение Пермского краевого суда от 13 августа 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, возражения на жалобу Избирательной комиссии Пермского края, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
В суд с административным исковым заявлением обратилась Капустина Л.Р. (далее также - административный истец) об оспаривании постановления Избирательной комиссии Пермского края от 9 августа 2021 года N 184/01-3 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59", о возложении обязанности на Избирательную комиссию Пермского края зарегистрировать административного истца в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59".
В обоснование предъявленного административного искового заявления Капустина Л.Р. указала, что постановлением Избирательной комиссии Пермского края N 184/01-3 от 9 августа 2021 года ей было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59", в связи с отсутствием полного пакета документов, предусмотренного действующим законодательством.
С указанным решением административный истец не согласна.
12 июля 2021 года Капустина Л.Р. уведомила Избирательную комиссию Пермского края о желании баллотироваться в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59".
27 июля 2021 года Капустиной Л.Р. в адрес Избирательной комиссии Пермского края было направлено ходатайство об оказании содействия по предоставлению возможности сбора подписей избирателей.
3 августа 2021 года в Избирательную комиссию Пермского края Капустиной Л.Р. представлены документы для ее регистрации в качестве кандидата в депутаты по вышеуказанному округу, а также направлено заявление с просьбой зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59" без предъявления подписных листов с подписями избирателей, без предъявления протокола об итогах сбора подписей и без предъявления списка лиц, собиравших подписи.
9 августа 2021 года Капустиной Л.Р. получено постановление Избирательной комиссии Пермского края N 184/01-3 от 9 августа 2021 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59", в связи с отсутствием полного пакета документов, предусмотренного действующим законодательством.
Административный истец полагает, что оспариваемое постановление Избирательной комиссии Пермского края принято без учета положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающих возможность отложения выборов и сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в виду неблагоприятной эпидемиологической ситуации в Пермском крае, которая подтверждается введением Губернатором Пермского края режима повышенной готовности и принятием ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 Указывает, что названная эпидемиологическая ситуация объективно не позволила ей (Капустиной Л.Р.) осуществить сбор подписей в поддержку кандидата в требуемом количестве (15 000 подписей).
В связи с изложенным административный истец просит суд: признать незаконным постановление Избирательной комиссии Пермского края от 9 августа 2021 года N 184/01-3 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59"; обязать Избирательную комиссию Пермского края зарегистрировать административного истца в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59" (л.д.3-12).
Решением Пермского краевого суда от 13 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Капустиной Л.Р. было отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение Пермского краевого суда от 13 августа 2021 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Капустина Л.Р. указала, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, ввиду неправильного определения обстоятельств имеющих значения для дела; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Суд первой инстанции при принятии решения не учел, что Избирательной комиссией Пермского края не было оказано содействия Капустиной Л.Р. в сборе подписей в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора в режиме повышенной готовности, в связи с чем она не имела возможности собрать и предоставить необходимое количество подписей в ее поддержку.
Заявитель жалобы полагает, что собранные подписи в ее поддержку, а также сопутствующие документы не могли быть представлены ей (Капустиной Л.Р.) в Избирательную комиссию Пермского края, поскольку сбор подписей осуществить не представилось возможным из-за эпидемиологической обстановки в Пермском крае, связанной с распространением короновирусной инфекции (COVID-19) и нормативно-правовых актов, принятых по этому поводу на федеральном и региональном уровнях.
По мнению заявителя жалобы, в результате создавшейся эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации, она как кандидат поставлена в ситуацию невозможности исполнения обязанности по сбору подписей в соответствии с статьей 45 Федерального закона от 22 февраля 2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
В случае невозможности регистрации ее в качестве кандидата, полагала, что избирательная комиссия вправе отложить выборы и сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва до наступления благоприятной эпидемиологической ситуации в Пермском крае.
Невозможность, по независящим от нее основаниям, связанным с отсутствием необходимого количества собранных подписей избирателей, быть зарегистрированным кандидатом и принять участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, нарушает ее конституционное право на участие в управлении делами государства и в выборах.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе Капустиной Л.Р, поступили возражения от Избирательной комиссии Пермского края.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Капустина Л.Р. не присутствовала, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Избирательной комиссии Пермского края не присутствовал, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Избирательной комиссии Пермского края.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Капустиной Л.Р, избирательной комиссии Пермского края.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 310 части 2 пунктов 1-4 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера не было допущено судом первой инстанции при рассмотрении административного дела по административному исковому заявлению Капустиной Л.Р.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года N 4/28-8 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва одномандатного избирательного округа "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59" возложены на Избирательную комиссию Пермского края.
12 июля 2021 года в Избирательную комиссию Пермского края, Капустиной Л.Р. представлено письменное уведомление о самовыдвижении кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59", а также документы, предусмотренные частью 5 статьи 41 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ (л.д.13-17).
12 июля 2021 года кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59" Капустиной Л.Р. также выдано постановление Избирательной комиссии Пермского края N 170/01-3 об открытии специального избирательного счета для формирования избирательного фонда.
3 августа 2021 года Капустиной Л.Р. в Избирательную комиссию Пермского края представлены следующие документы для регистрации:
документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата;
письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (л.д.18-20).
Такие документы как подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва; протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей; две фотографии кандидата Капустиной Л.Р. в Избирательную комиссию Пермского края не представлены.
Вместе с документами для регистрации, Капустиной Л.Р. в Избирательную комиссию Пермского края представлено заявление с просьбой зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59" без предъявления подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения, без предъявления протокола об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, без предъявления списка лиц, собравших подписи избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, в связи с введенным на территории Пермского края режимом повышенной готовности, установленными требованиями и ограничениями для жителей Пермского края, обусловленных опасностью распространения короновирусной инфекции (л.д.26).
9 августа 2021 года Избирательной комиссией Пермского края было принято постановление N 184\01-3 об отказе в регистрации Капустиной Л.Р. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59" (далее также - Постановление от 9 августа 2021 года N 184\01-3, обжалуемое постановление).
Основанием для отказа Капустиной Л.Р. в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59" явилось отсутствие документов, указанных в части 2 статьи 47 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
С Постановлением от 9 августа 2021 года N 184\01-3 Капустина Л.Р. не согласилась, обратилась в суд за разрешением возникшего спора.
Разрешая административное исковое заявление Капустиной Л.Р, суд первой инстанции установил, что Капустиной Л.Р. в Избирательную комиссию Пермского края не представлены документы предусмотренные частью 2 статьи 47 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ, а именно: - подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, - протокол об итогах сбора подписей избирателей, - список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей. Отсутствие указанных документов административным истцом не оспаривается и подтверждается документально (л.д.18-20).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции согласился с Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 9 августа 2021 года N 184\01-3, и пришел к выводу, что у Избирательной комиссии Пермского края имелись установленные законные основания для отказа в регистрации Капустиной Л.Р. кандидатом, в связи с отсутствием полного пакета документов, предусмотренного действующим законодательством, то есть по основаниям, изложенным в пункте 8 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции соглашается, полагает, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основе правильного применения норм материального и процессуального права.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания нового созыва" на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) основывается на Конституции Российской Федерации, и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ, других федеральных законов (часть 1 статьи 2 Федерального закона N20-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ окружная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
В силу части 1 статьи 44 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата является поддержка их выдвижения избирателями наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения.
Постановлением Центральной избирательной комиссии России от 9 июня 2021 N 9/74-8 "О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" (вместе с "Порядком приема и проверки окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения случайной выборки подписных листов", "Рекомендациями по оформлению папок с подписными листами, составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию") определено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ" составляет 15 765 подписей избирателей; максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию, составляет 16 553 подписей.
Согласно положениям статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу или в порядке самовыдвижения, кандидат либо уполномоченный представитель этой политической партии представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы:
1) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата;
2) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 и частью 6 статьи 41 или пунктом 1 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона (если такие изменения имеются);
3) письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (часть 1).
Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу политической партией, на которую распространяется действие части 3 статьи 44 настоящего Федерального закона, или в порядке самовыдвижения, либо уполномоченный представитель этой политической партии вместе с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, также представляет:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок. Количество представляемых подписей избирателей может превышать необходимое для поддержки выдвижения (самовыдвижения) кандидата количество подписей, установленное частью 5 статьи 44 настоящего Федерального закона, но не более чем на 5 процентов;
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 настоящего Федерального закона;
3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона;
4) копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (часть 2 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
Все документы для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу или в порядке самовыдвижения, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени (часть 4 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
Согласно пункта 8 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ одним из оснований отказа в регистрации для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), является отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию, документов, указанных в части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона.
Давая толкование приведенным нормам материального права в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что необходимым условием регистрации кандидата является поддержка его выдвижения избирателями, наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения. При этом Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ не предусматривает возможность регистрации кандидата без подтверждения необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата и как следствие необходимость предоставления следующих документов: подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок; - протокола об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом вид; - список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде; - копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, а также не оспаривается административным истцом, документы, предусмотренные частью 2 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ, а именно: - подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, - протокол об итогах сбора подписей избирателей, - список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не были представлены Капустиной Л.Р. в Избирательную комиссию Пермского края.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения постановления Избирательной комиссии Пермского края N 184/01-3 от 9 августа 2021 года "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59".
Доводы апелляционной жалобы о том, что собрать Капустиной Л.Р. необходимое количество подписей в свою поддержку не представилось возможным ввиду неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в Пермском крае, связанной с распространением короновирусной инфекции (COVID-19) судебной коллегией отклоняются в силу следующего.
В связи с введением в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", пунктом "а" части 9 статьи 27 Устава Пермского края, Указом Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае" введены ограничительные меры: временно по 31 августа 2021 года отменить на территории Пермского края, а при невозможности - перенести проведение запланированных мероприятий (в том числе деловых, культурных, развлекательных (досуговых), спортивных, научных, публичных, общественных, физкультурных, праздничных корпоративных мероприятий) на более поздний срок, за исключением мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Указа.
Подпунктом 2.4 пункта 2 данного Указа разрешено проведение мероприятий при условии использования средств индивидуальной защиты (маски, перчатки), соблюдения дистанции до других физических лиц не менее 1, 5 метра (далее - социальное дистанцирование), а также осуществлении термометрии участников мероприятий при условии соблюдения санитарных требований и выполнения противоэпидемических мероприятий, установленных Роспотребнадзором, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в случаях, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, мероприятия по сбору подписей в поддержку кандидатов на территории Пермского края разрешены при соблюдении противоэпидемиологических мер.
Неспособность кандидата организовать и осуществить сбор подписей в свою поддержку при отсутствии запрета на осуществление данных мероприятий не свидетельствует о незаконности принятого решения Избирательной комиссий Пермского края.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Избирательной комиссией Пермского края ей не было оказано содействие по предоставлению возможности сбора подписей избирателей в период введенных противоэпидемиологических ограничений, несостоятельны, поскольку как следует из пункт 3 статьи 20, пунктов 1, 10 статьи 23 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные комиссии субъекта Российской Федерации, являясь государственными органами субъектов Российской Федерации, организуют подготовку и проведение выборов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной названным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав.
Полномочия Избирательной комиссии Пермского края закреплены в статье 11 Закон Пермского края от 20 февраля 2007 N 3-ПК "Об Избирательной комиссии Пермского края", в указанный перечень не входят полномочия по обеспечению и предоставлению кандидату в депутаты условий для сбора подписей избирателей.
В пункте 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ указано, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Ходатайство Капустиной Л.Р. о регистрации ее в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по "Пермский край - Чусовскому одномандатному избирательному округу N 59" без предъявления подписных листов и сопутствующих им документов правомерно Избирательной Комиссий Пермского края не принято во внимание, поскольку все кандидаты в депутаты, в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ поставлены в равные условия по предоставлению в избирательную комиссию документов, предусмотренных законом, в том числе подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, протокола об итогах сбора подписей избирателей, а также списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей.
Не может судебная коллегия согласиться с утверждениями Капустиной Л.Р. в апелляционной жалобе о том, что избирательная комиссия вправе отложить выборы и сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва до наступления благоприятной эпидемиологической ситуации в Пермском крае в силу следующего.
Согласно положениям статьи 11.2 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в целях защиты жизни и здоровья граждан Российской Федерации голосование на выборах, референдумах может быть отложено по решению соответствующей избирательной комиссии в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В силу статьи 10.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на всей территории или на части территории избирательного округа в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах назначены или должны быть назначены выборы в соответствии со сроками, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, референдум, при наличии угрозы жизни и (или) здоровью избирателей, участников референдума голосование может быть отложено.
Исходя из толкования вышеуказанных норм материального права, судебная коллегия полагает, что избирательная комиссия вправе принять решение, то есть может, но не обязана, об отложении голосования на выборах в каждом конкретном случае исходя из особенностей режима повышенной готовности и (или) чрезвычайной ситуации на соответствующей территории.
Судебной коллегией установлено, что Указом Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае" на территории Пермского края, с учетом сложившейся в данном регионе эпидемиологической обстановки, разрешено проведение мероприятий, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах, в том числе, сбор подписей избирателей кандидатами в Депутаты Государственной Думы, при условии использования средств индивидуальной защиты (маски, перчатки), соблюдения дистанции до других физических лиц не менее 1, 5 метра, а также осуществлении термометрии участников мероприятий при условии соблюдения санитарных требований и выполнения противоэпидемических мероприятий, установленных Роспотребнадзором, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю.
Данное свидетельствует об отсутствии угрозы жизни и (или) здоровью избирателей, а, соответственно, свидетельствует об отсутствии оснований для отложения голосования. Обратного, не доказано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Капустиной Л.Р, сводятся к переоценке материалов дела и установленных обстоятельств, были предметом судебного разбирательства, нашли отражение в решении суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой нельзя не согласиться, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Пермского краевого суда от 13 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Капустиной "данные изъяты" без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение 6 месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.