Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Шкурова С.И, Алексеева Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал", поданную 29 апреля 2021 года, кассационную жалобу Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, поданную 5 мая 2021 года, кассационную жалобу администрации города Ульяновска, поданную 8 июня 2021 года, на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 3 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 23 марта 2021 года по административному делу N 2а-495/2020 по административному исковому заявлению и.о. прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по признанию имущества бесхозяйным, признанию права муниципальной собственности на имущество.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения представителей Ульяновского МУП "Ульяновскводоканал" Бельченко Ю.А, Аникиной Е.В, представителя ООО "Завод Трехсосенский" Ключникова А.С, прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, судебная коллегия
установила:
и.о. прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска, после уточнения заявив требования о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по признанию имущества - сетей напорной канализации и ливневой канализации бесхозяйным, признании права муниципальной собственности в отношении указанного имущества.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства в части надлежащего содержания канализационных сетей по проезду Нефтяников г. Ульяновска, а также ливневой канализации, расположенной в районе домов 2, 2А, 4, 6, 10, 8А, 8 по ул. Автомобилистов г. Ульяновска, выявлены земельный участок, на который попадают жидкие бытовые отходы, площадью 16 кв.м, через который проходит две бесхозяйные трубы напорной канализации диаметром 300 мм, а также ливневая канализация, которая также является бесхозяйной. Бездействие администрации, выразившееся в неосуществлении мер для принятия труб напорной канализации и ливневой канализации на учет как бесхозяйного имущества, передачи их в эксплуатацию и на обслуживание, влечет нарушение природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами.
Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 3 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 23 марта 2021 года, административный иск удовлетворен частично.
Постановлено признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска, выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию сетей водоотведения в виде двух труб напорной канализации диаметром 300 мм, проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:131 в районе дома 14 по проезду Нефтяников города Ульяновска до приемной камеры ГОСК УМУП "Ульяновскводоканал", расположенной на земельном участке с кадастровым номером 73:24:011205:256, бесхозяйными, признать незаконным бездействие администрации, выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию права муниципальной собственности на указанные сети водоотведения, возложить на администрацию обязанность по признанию указанных сетей водоотведения бесхозяйными, признанию на них права муниципальной собственности.
Также постановлено признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска, выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию бесхозяйной ливневой канализации от дороги по проспекту Гая города Ульяновска напротив корпуса 1 дома 100 по проспекту Гая, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: 73:24:011203:43, 73:24:011203:95, 73:24:011203:4, 73:24:011203:35, 73:24:011203:1064, 73:24:011203:929, в районе домов 4, 6, 10, 8А, 8 по улице Автомобилистов города Ульяновска, признать незаконным бездействие администрации, выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную ливневую канализацию, возложить на администрацию обязанность по признанию ливневой канализации бесхозяйной, признанию на нее права муниципальной собственности
В удовлетворении требования о возложении обязанности по признанию ливневой канализации от дороги по проспекту Гая города Ульяновска напротив корпуса 1 дома 100 по проспекту Гая г. Ульяновска, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: 73:24:011203:43, 73:24:011203:95, 73:24:011203:4, 73:24:011203:35, 73:24:011203:1064, 73:24:011203:929, в районе домов 2, 2А по улице Автомобилистов города Ульяновска бесхозяйной, и о возложении обязанности по признанию на нее права муниципальной собственности отказано.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо по делу - УМУП "Ульяновскводоканал" выражает несогласие с судебными постановлениями, просит их отменить в части, касающейся сетей водоотведения в виде двух труб напорной канализации в районе дома 14 по проезду Нефтяников города Ульяновска, приводит доводы о том, что эти сети были построены и введены в эксплуатацию в 80-х годах для перекачки стоков от пивобезалкогольного комбината, арендатором которого в настоящее время является ООО "Завод Трехсосенский", именно это промышленное предприятие является основным пользователем напорной канализации, трубы относятся к внеплощадочной канализации предприятия, требуется их капитальный ремонт. Транспортировка сточных вод осуществляется с помощью канализационной насосной станции (КНС), принадлежащей предприятию, таким образом, трубы не имеют самостоятельного функционального назначения, а вместе с КНС представляют собой единый объект вещных прав, их раздел в натуре невозможен. В приемную камеру городских очистных сооружений попадают сточные воды только ООО "Завод Трехсосенский", ООО "Ульяновский мебельный комбинат" и ФГКУ "Комбинат Северный".
Согласно актам о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, являвшимся приложениями к договорам холодного водоснабжения и водоотведения, которые заключались ранее между УМУП "Ульяновскводоканал" и ООО "Завод Трехсосенский", границей ответственности завода считалась приемная камера городских очистных сооружений и канализации. Ремонтные работы на коллекторах, в которых участвовал УМУП "Ульяновскводоканал", проводились на основании заявок ООО "Завод Трехсосенский" и платных договоров.
По мнению заявителя, вышеназванный объект в силу закона не может находиться в собственности муниципального образования, так как согласно постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" устанавливалось, что к объектам муниципальной собственности относятся, в частности, объекты инженерной инфраструктуры городов за исключением входящих в состав имущества предприятий. Исходя из положений законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствие сведений о спорном имуществе в ЕГРП не является основанием для признания его бесхозяйным.
Кроме того, судом в решении не указана протяженность бесхозяйных сетей, указано лишь их местоположение, что, по мнению заявителя, не дает возможности установить их действительную протяженность.
В кассационных жалобах администрации города Ульяновска и Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска приведены аналогичные доводы, кроме этого, изложены доводы о несогласии с судебными постановлениями в части, касающейся ливневой канализации, с тем указанием, что прокурором не представлено доказательств бесхозяйности ливневой канализации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители УМУП "Ульяновскводоканал" Бельченко Ю.А, Аникина Е.В. доводы кассационной жалобы поддержали. Прокурор отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунов В.Ю. и представитель заинтересованного лица по делу - ООО "Завод Трехсосенский" Ключников А.С. просили отказать в удовлетворении кассационных жалоб за необоснованностью.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалованных судебных постановлений.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к собственности муниципальных образований отнесено имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения.
К вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (подпункт 4 пункта 1 статьи 16 указанного Федерального закона).
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, руководствовался вышеприведенными нормами, а также нормами статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" о правовом режиме бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения и исходил, наряду с прочим, из тех обстоятельств, что указанные в административном иске две трубы напорной канализации, проходящие от границы земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:131 в районе дома 14 по проезду Нефтяников городаУльяновска до приемной камеры ГОСК УМУП "Ульяновскводоканал", не находятся на балансе ООО "ВСК", являющегося арендодателем по отношению к ООО "Завод Трехсосенский" по договору от 2марта 2010 года; сетью канализации на данном участке пользуются также ООО ПК "Ульяновскмебель" и ФГКУ Комбинат "Северный" Росрезерва; собственник участка канализационной сети не определен, при этом в противоречии с правовыми актами они не приняты на учет как бесхозяйные недвижимые вещи и не приняты в муниципальную собственность.
С учетом выводов о бесхозяйности ливневой канализации на участке от дороги по пр. Гая г.Ульяновска напротив корпуса 1 дома 100 по проспекту Гая, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: 73:24:011203:43, 73:24:011203:95, 73:24:011203:4, 73:24:011203:35, 73:24:011203:1064, 73:24:011203:929, в районе домов 4, 6, 10, 8А, 8 по ул.Автомобилистов г. Ульяновска, суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении административного иска прокурора и в отношении данного имущества.
Доводы кассационных жалоб не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" устанавливалось, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 1 приложения 3, к таким объектам государственной собственности относились, в частности, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Ввиду изложенного ссылки заявителей кассационных жалоб на договоры холодного водоснабжения и водоотведения и являющиеся приложением к ним акты о разграничении балансовой принадлежности по канализационным сетям, на другие признаки осуществления предприятием полномочий собственника труб напорной канализации, на необходимость квалификации имущества как единого объекта вещных прав не влекут признания выводов судебных инстанций необоснованными.
Спорное имущество представляет собой находящиеся на территории муниципального образования системы, обеспечивающие водоотведение нескольких объектов и территорий города, и входящие в состав централизованной системы водоотведения, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении ряда требований прокурора.
Согласно материалам дела, ливневая канализация обустроена как сооружение, отводящее стоки с городских территорий, и заканчивается на колодце, находящемся на земельном участке с кадастровым номером 73:24:011203:929, что опровергает доводы кассационных жалоб администрации города Ульяновска и Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска о том, что ливневая канализация не присоединена к централизованной системе водоотведения города.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в статье 3 устанавливает обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. Публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципальных образований.
В документах прокуратуры содержатся сведения о том, что вследствие отсутствия необходимого обустройства водоотведения нарушаются положения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обращении с отходами производства и потребления.
Доводы об ошибочном отнесении судом указанных объектов к недвижимому имуществу не основаны на законе.
Обстоятельств, которые обуславливали бы невозможность определения протяженности бесхозяйных систем водоотведения, из материалов дела не усматривается.
С учетом установленных по делу обстоятельств и действующего правового регулирования сферы полномочий органов местного самоуправления городского округа доводы кассационных жалоб не могут быть признаны правомерными.
В остальной части постановленные по делу судебные акты не обжалуются и судом кассационной инстанции выводы судов в необжалованной части не проверяются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 3 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 23 марта 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал", администрации города Ульяновска, Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.