Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Картовенко С.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 28 мая 2021 года кассационную жалобу администрации Советского района Исполнительного комитета города Казани на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан
от 16 апреля 2021 года по административному делу N 2а-225/2021 по административному исковому заявлению Акмаева Н.З. об оспаривании решения органа местного самоуправления отказа в признании садового дома жилым домом.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Акмаев Н.З. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, вид разрешенного использования: садоводство, для иных видов жилой застройки, и расположенного на нем садового дома с кадастровым номером N (л.д. 32-38).
19 июня 2020 года административный истец обратился в администрацию Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Администрация) с заявлением о признании садового дома жилым домом (л.д. 18).
Решением от 29 июня 2020 года N 10-25/1388 Администрация отказала в признании садового дома жилым домом, ссылаясь на то, что вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещения на нем жилого дома (л.д. 17).
Не согласившись с указанным отказом, административный истец оспорил его в судебном порядке.
Решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 11 января 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан
от 16 апреля 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение о признании оспариваемого решения незаконным, с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Акмаева Н.З.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене апелляционного определения, приводя доводы, аналогичные оспариваемому решению от 29 июня 2020 года. Кроме того, указывает, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:140402:201 находится в зоне Р4 (зона коллективных садов), что не предусматривает размещение жилого дома.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Порядок признания садового дома жилым домом предусмотрен разделом VI Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Так, в соответствии с подпунктом "д" пункта 61 данного Положения, решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года
N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Частью 2 статьи 23 Закона N 217-ФЗ установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 названного кодекса).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решением Казанского Совета народных депутатов
от 22 апреля 2004 года N 51-19 "О Градостроительном уставе города Казани" утверждены Правила землепользования и застройки, статьей 60 которых установлено, что Р4 - зона коллективных садов, предусматривает основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: ведение садоводства; ведение огородничества; земельные участки общего назначения.
Действующим на момент принятия оспариваемого решения приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор).
Указанный классификатор содержал описание вида разрешенного использования земельного участка с кодом 13.2 "Ведение садоводства": осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.
Аналогичное описание вида разрешенного использования земельного участка с кодом 13.2 "Ведение садоводства" в части возможности размещения жилого дома содержит и действующий классификатор, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обосновано исходил из того, что земельный участок Акмаева Н.З. расположен в зоне Р-4 "Зона коллективных садов", предусматривающей ведение садоводства, что, согласно классификатору, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, свидетельствует о возможности размещения жилого дома, в связи с чем пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения об отказе в признании садового дома жилым домом незаконным.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и подлежат отклонению в силу вышеприведенных мотивов.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
по административным делам Шестого кассационного суда общей
юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Советского района Исполнительного комитета города Казани - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено
13 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.