Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Павловой Е.А, Рыжова В.М, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1634/13-2020 по иску Слободовой Екатерины Александровны к комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области о предоставлении жилого помещения, по кассационной жалобе комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области на решение Промышленного районного суда г. Курска от 09.09.2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 08.12.2020 г, заслушав доклад судьи Курдюковой Н.А, судебная коллегия
установила:
Слободова Е.А. обратилась в суд с иском к комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области о возложении обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курска, с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества Курской области, и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения, указывая на то, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В период нахождения под опекой (попечительством) закрепления за ней жилого помещения не производилось. Недвижимого имущества в собственности у неё не имеется, в связи с чем, она была признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
Решением Промышленного районного суда г. Курска от 09.09.2020 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 08.12.2020 г. решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитетом социального обеспечения, материнства и детства Курской области поставлен вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанций, как незаконных и необоснованных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Судом установлено, что Слободова Е.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в сл. "адрес", ее родителями в свидетельстве о рождении указаны: отец - ФИО5, мать - ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ. мать истца - ФИО6 умерла.
Вступившим в законную силу решением Большесолдатского районного суда Курской области от ДД.ММ.ГГГГ отец истца - ФИО5 признан безвестно отсутствующим.
Постановлением главы администрации Большесолдатского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении ФИО1 была установлена опека, опекуном назначена ФИО7
21.12.2015г. постановлением главы администрации Большесолдатского района Курской области N в отношении ФИО1 было установлено попечительство, которое прекращено постановлением главы администрации Большесолдатского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи со смертью попечителя.
Из постановления главы администрации Большесолдатского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что над Слободовой Е.А. было установлено предварительное попечительство, которое постановлением главы администрации Большесолдатского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N прекращено и ДД.ММ.ГГГГ было установлено попечительство в общем порядке.
Согласно справке администрации Большесолдатского, района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N, Слободова Е.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Слободова Е.А. была поставлена на учет в отделе опеки и попечительства Администрации Курского района Курской области, что подтверждается копией постановления главы администрации Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
В настоящее время Слободова Е.А. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", в домовладении, принадлежащем на праве общей долевой собственности ФИО8 и ФИО9 по ? доле каждому, что подтверждается копией из паспорта Слободовой Е.А, копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Обучается Слободова Е.А. в "данные изъяты"" по профессии " "данные изъяты"", срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют копия справки "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно сообщению комитета социального обеспечения Курской области от ДД.ММ.ГГГГ Слободова Е.А. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Курской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности Слободовой Е.А. на какие-либо объекты недвижимости.
С ДД.ММ.ГГГГ комитет социального обеспечения Курской области переименован в комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись.
Оценив установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 92, 98.1, 99, 109.1 ЖК РФ, ст. 1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 5.1 Закона Курской области от 28.12.2007 г. N 139-ЗКО "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области", п. 1 постановления Губернатора Курской области от 18.11.2013 г. N 506-пг "Вопросы предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договору найма специализированных жилых помещений", суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Соглашаясь с постановленным решением, суд апелляционной инстанции отклонил доводы жалобы о том, что оспариваемым судебным постановлением нарушены права других детей-сирот, у которых право на обеспечение жилыми помещениями возникло раньше, чем у Слободовой Е.А, и о том, что в 2020 году на обеспечении жилыми помещениями состоит 826 детей-сирот, у которых право на обеспечение жилами помещениями возникло в период с 2013 г. по 2020 г. включительно, так как потребность в жилых помещениях превышает количество жилых помещений, фактически приобретаемых в течение года в пределах выделяемых из областного бюджета денежных средств. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, действующее законодательство не ставит право на предоставление жилого помещения указанной категории лиц в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения, от обеспечения их жильем, от времени включения в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеет оснований.
Доводы кассационной жалобы о том, что внеочередное предоставление жилого помещения истице нарушает права других сирот, поставленных на учёт ранее, что отсутствуют необходимые денежные средства для финансирования строительства и предоставления жилых помещений в необходимом количестве сиротам были предметом проверки суда апелляционной инстанции, им дана правовая оценка, с которой не согласиться, не имеется оснований, поскольку они не основаны на законе.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для предоставления жилых помещений сиротам вне очереди, поскольку они основаны на ином понимании законодательства, регулирующего спорное правоотношение, как и ссылка на нарушение судом ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть, предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Предоставление жилых помещений сиротам в порядке очереди, действующим законодательством не предусмотрено, а поэтому утверждения в данной части в жалобе являются несостоятельными.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений в кассационном порядке являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
Таким образом, законных оснований для отмены судебных постановлений не усматривается.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Курска от 09.09.2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 08.12.2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.