Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу директора государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Астраханской области "Наримановский психоневрологический интернат" в лице директора интерната Сараева Б.А., на вступившие в законную силу постановление Государственной инспекции труда по Астраханской области от 3 июля 2020 года, решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 3 августа 2020 года и решение судьи Астраханского областного суда от 4 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Астраханской области "Наримановский психоневрологический интернат",
УСТАНОВИЛ:
постановлением Государственной инспекции труда по Астраханской области от 3 июля 2020 года государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания Астраханской области "Наримановский психоневрологический интернат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 3 августа 2020 года постановление Государственной инспекции труда по Астраханской области от 3 июля 2020 года оставлено без изменения.
Решением судьи Астраханского областного суда от 4 сентября 2020 года решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 3 августа 2020 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, директор государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Астраханской области "Наримановский психоневрологический интернат" Сараев Б.А. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица административного органа и судебных постановлений и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что мировым судьей и судьей районного суда необоснованно не применены положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В силу части 1 статьи 221 ТК РФ, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и Российской Федерации от 1 июня 2009 года Межотраслевые правила обеспечения работников специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее -
Межотраслевые правила).
В силу п. 4, 13 Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
Как следует из материалов дела, в период с 15 июня 2020 года по 23 июня 2020 года Государственной инспекцией труда Астраханской области проведена внеплановая документарная проверка государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Астраханской области "Наримановский психоневрологический интернат", расположенного по адресу: "адрес", в результате которой выявлены следующие нарушения:
- не обеспечено эффективное функционирование системы управления охраной труда;
- перечень СИЗ организации не соответствуют Типовым нормам;
- выдача средств индивидуальной защиты производится с нарушением требований Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
- средства индивидуальной защиты не выданы в полном объеме.
По данному факту 3 июля 2020 года заместителем главного государственного инспектора труда в Астраханской области в отношении государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Астраханской области "Наримановский психоневрологический интернат" вынесено постановление об административном правонарушении по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Факт совершения государственным автономным стационарным учреждением социального обслуживания Астраханской области "Наримановский психоневрологический интернат" правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 23 июня 2020 года, актом проверки от 23 июня 2020 года. Указанные доказательства оценены судьями на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Совокупность исследованных доказательств объективно свидетельствует о наличии в действиях государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Астраханской области "Наримановский психоневрологический интернат" состава административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что содеянное должно быть квалифицировано как малозначительное, подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае (доказательства наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности юридическим лицом в материалах дела отсутствуют).
С учетом обстоятельств содеянного, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Астраханской области "Наримановский психоневрологический интернат" от административной ответственности отсутствуют.
Иные доводы жалобы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения государственным автономным стационарным учреждением социального обслуживания Астраханской области "Наримановский психоневрологический интернат" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, материалы дела не свидетельствуют о нарушении судьями норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений, вступивших в законную силу, полагаю, что постановление Государственной инспекции труда по Астраханской области от 3 июля 2020 года, решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 3 августа 2020 года и решение судьи Астраханского областного суда от 4 сентября 2020 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление Государственной инспекции труда по Астраханской области от 3 июля 2020 года, решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 3 августа 2020 года и решение судьи Астраханского областного суда от 4 сентября 2020 года оставить без изменения, жалобу директора государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Астраханской области "Наримановский психоневрологический интернат" в лице директора интерната Сараева Б.А, - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.