Судебная коллегия по уголовным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Колесника А.В, судей Русакова А.Е. и Лоншакова Г.Н, при ведении протокола секретарем судебного заседания Таирской О.А.
рассмотрела в судебном заседании материалы уголовного дела по кассационному представлению прокурора Краснодарского края Табельского С.В. на апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 3 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Колесника А.В, выступление прокурора Анищенко М.М. в поддержку доводов кассационного представления, возражения осужденного Антипова Д.А. и защитника Попова Д.И, судебная коллегия
установила:
по приговору Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Антипов ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес" края, судимый:
- ДД.ММ.ГГГГ Приморским районным судом "адрес" края по ч. 1 ст. 228 УК РФ к 450 часам обязательных работ, с применением ч. 3 ст. 72 УК РФ, к 338 часам обязательных работ (наказание не отбыто), осужден к лишению свободы на срок:
- по п. "г" ч. 4 ст. 2281 УК РФ - 11 лет;
- по ч. 1 ст. 228 УК РФ - 1 год.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний Антипову Д.А. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 11 лет 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима.
На основании ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 26 ноября 2018 года и по совокупности приговоров Антипову Д.А. назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 11 лет 7 месяцев в исправительной колонии строгого режима.
В приговоре также решены вопросы о мере пресечения, зачете наказания и вещественных доказательствах.
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 3 декабря 2020 года приговор изменен, на основании п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ в качестве смягчающего наказание обстоятельства признано наличие малолетнего ребенка; наказание по п. "г" ч. 4 ст. 2281 УК РФ смягчено до 10 лет 6 месяцев лишения свободы, по ч. 1 ст. 228 УК РФ - до 6 месяцев лишения свободы; в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний Антипову Д.А. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 11 лет; на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения неотбытого наказания по приговору Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 26 ноября 2018 года, Антипову Д.А. назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 11 лет 1 месяц в исправительной колонии строгого режима.
По приговору суда Антипов Д.А. признан виновным и осужден за незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, а также за незаконные приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств в значительном размере.
Преступления совершены в сроки и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационном представлении прокурор Краснодарского края Табельский С.В, не оспаривая доказанность вины и квалификацию содеянного Антиповым Д.А, полагает, что апелляционное определение подлежит отмене в части назначенного наказания.
В обоснование кассационного представления указывает, что изменяя приговор, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при назначении Антипову Д.А. наказания судом первой инстанции не в полной мере учтены смягчающие обстоятельства, а именно частичное признание вины по эпизоду приобретения и хранения наркотических средств для личного потребления, а также в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ наличие малолетнего ребенка - дочери, 13 октября 2014 года рождения. Однако решением Кировского городского суда Мурманской области от 23 мая 2018 года Антипов Д.А. лишен родительских прав в отношении дочери Антиповой С.Д, так как уклонялся от заботы о нравственном и физическом развитии своего ребенка, его воспитания и содержания. Утверждает, что данному обстоятельству судом апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка, в связи с чем наказание смягчено необоснованно.
Проверив материалы уголовного дела и обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основанием для отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По данному делу допущены такие нарушения уголовного закона судом апелляционной инстанции при назначении наказания.
В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ обстоятельством, смягчающим наказание, признается наличие малолетних детей у виновного.
Как следует из протокола судебного заседания в суде апелляционной инстанции Антипов С.Д. заявил, что у него есть малолетний ребенок Антипова С.Д, 22 октября 2014 года рождения, которая проживает в Испании (т. 3, л. д. 128).
Между тем, из материалов уголовного дела следует, что решением Кировского городского суда Мурманской области от 23 мая 2018 года Антипов Д.А. лишен родительских прав в отношении дочери Антиповой С.Д, так как он уклонялся от заботы о нравственном и физическом развитии своего ребенка, его воспитании и содержании.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", наличие малолетнего ребенка не может быть расценено как смягчающее обстоятельство, если виновный не принимает участие в его воспитании и материальном содержании, лишен родительских прав.
Однако суд апелляционной инстанции в нарушение требований ст. 6, 60 УК РФ смягчил Антипову Д.А. наказание, при этом не дал оценку факту лишения последнего родительских прав, тогда как само по себе наличие у осужденного малолетнего ребенка не может рассматриваться как безусловное основание для признания данного обстоятельства смягчающим.
Допущенное судом апелляционной инстанции нарушение уголовного закона повлияло на исход дела, является существенным, искажает саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, поскольку повлекло назначение осужденному несправедливого наказания, что препятствует достижению указанных в ч. 2 ст. 43 УК РФ его целей.
Установленный законом годичный срок для пересмотра судебного решения с ухудшением положения осужденного, о чем ставит вопрос прокурор в кассационном представлении, по делу не истек, в связи с чем апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 3 декабря 2020 года подлежит отмене, а уголовное дело - передаче на новое апелляционное рассмотрение.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 389.28, 401.14, ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 3 декабря 2020 года в отношении Антипова ФИО12 отменить, уголовное дело передать на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд апелляционной инстанции, но в ином составе суда.
В соответствии со ст. 401.3 УПК РФ кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке главы 471 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.