Дело N 2а-2931/2020
г. Краснодар 01.07.2021
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Карасовой Н.Х, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу ФИО7 на решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО7 к Департаменту архитектуры и градостроительства "адрес" о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя ФИО7, адвоката ФИО5, поддержавшую кассационную жалобу, представителя Департамента архитектуры и градостроительства "адрес" - ФИО6, просившую об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратился в Гагаринский районный суд "адрес" с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства "адрес" (далее - Департамент), в котором просил признать незаконным уведомление Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам или недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В обоснование требований административный истец указал, что на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером: 91:02:004001:38, расположенном по адресу: "адрес", Эпроновская, 11/6, намерен произвести строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ подал через многофункциональный центр уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
По результатам рассмотрения обращения административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ уведомил ФИО7 о том, что параметры объекта указанные в уведомлении о планируемом строительстве, не соответствуют параметрам разрешенного строительства, поскольку объект строительства расположен в зоне спецтерриторий, на регламентном участке Р-4-6, участок ПР-1, в границах которого размещение объекта индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.
Административный истец полагал отказ незаконным, поскольку примененный Департаментом приказ Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний "адрес" и крепости Чембало и Каламита" (далее - Приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) не является нормой прямого действия, должен применятся при разработке новой градостроительной документации. ФИО7 считает нарушенными его права на использование земельного участка применительно к категории земель, к которой таковой отнесен, и вида разрешенного использования.
Ссылаясь на изложенное, ФИО7 просил требования административного иска удовлетворить.
Решением Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе ФИО7 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов как постановленных с существенным нарушением норм материального права, при несоответствии выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела.
Административный истец обращает внимание кассационного суда на то, что проектная документация соответствует градостроительным регламентам и разрешенному виду использования земельного участка. Земельный участок сформирован в соответствии с законодательством Украины, при этом зона ограничения противоречит виду разрешенного использования земельного участка. ФИО7 также обращает внимание на то, что Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ в зоне, в которой расположен земельный участок, разрешен ремонт, реконструкция и строительство объектов капитального строительства в соответствии с требованиями градостроительных регламентов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены постановленных судебных актов.
Из материалов дела следует, что ФИО7 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 91:02:004001:38, площадью 0, 1 га расположенный по адресу: "адрес", отнесенный к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для индивидуального дачного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец через многофункциональный центр обратился в Департамент с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по указанному адресу.
В уведомлении Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N сообщено о том, что на дату обращения с уведомлением о планируемом строительстве в отношении земельного участка действующим законодательством, в частности, Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ, установлены ограничения в использовании. Так, принадлежащий административному истцу земельный участок (КН 91:02:004001:38) расположен в регламентном участке Р-4-6, участок ПР-1, в пределах которого не предусмотрено возведение объектов индивидуального жилищного строительства. Кроме того, в соответствии с Генеральным планом "адрес", утвержденным решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N, названный земельный участок расположен в зоне "спецтерриторий", в пределах которых в соответствии с пунктом 11 статьи 35 ГрК РФ могут размещаться объекты, расположение которых в иных территориальных зонах не допускается. Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о нахождении земельного участка, на котором планируется осуществить строительство, в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Древний "адрес" - крепость Чембало и Каламита", в связи с чем возведение объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке запрещено. Суд также указал на то, что обжалуемое уведомление вынесено в пределах полномочий административного ответчика в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением требований закона к форме уведомления.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции согласился с нижестоящим судом, указав на наличие оснований предусмотренных статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) для вынесения уполномоченным органом оспариваемого уведомления. С выводами судов надлежит согласиться. Как следует из содержания части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
В силу содержания части 7 названной статьи 51.1 названного Кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 данной статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Перечень оснований для вынесения административным ответчиком уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке приведен в части 10 упомянутой статьи.
Пунктом 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ определено, что уведомление о несоответствии может быть направлено, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункт 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации).
Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты культурного наследия, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены на обеспечение сохранности данных объектов.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с частью 1.2 статьи 12.1 Закона N-ФКЗ до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Правительство Севастополя, постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти (статья 34 Устава "адрес", статья 27 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "О Правительстве Севастополя"), реализуя предоставленные полномочия, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП утвердило Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя (далее - Положение N), пунктом 1 которого установлены особенности выдачи исходно-разрешительной документации на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешительные документы на проектирование и/или строительство которых выданы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законодательством Украины, проектирование которых было начато после ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 6 данного Положения предусмотрено, что до принятия Правил землепользования и застройки "адрес" уполномоченный орган (Департамент архитектуры) осуществляет выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на основании сведений о разрешенном виде использования (целевом назначении) земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок с учетом Генерального плана "адрес", утвержденного решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N; проектов планировки территории; проектов межевания территории; правовых актов Правительства Севастополя об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия; детальных планов территорий, утвержденных уполномоченными органами государственной исполнительной власти в установленном законодательством Украины порядке до ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в удовлетворении административного иска нижестоящие суды правильно исходили из того, что земельный участок, на котором планируется строительство, ограничен в использовании, поскольку согласно приказу Минкультуры РФ N от ДД.ММ.ГГГГ расположен в пределах территории объекта культурного наследия федерального значения -"Древний "адрес" - крепость Чембало и Каламита" в границах регламентного участка, на котором размещение объекта индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были рассмотрены судами и получили оценку с соответствующим правовым обоснованием, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, не подтверждают существенных нарушений норм права, влекущих применительно к полномочиям суда кассационной инстанции отмену судебных актов. Утверждение заявителя жалобы о том, что Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ в зоне, в которой расположен земельный участок административного истца, разрешен ремонт, реконструкция и возведение объектов капитального строительства, противоречит содержанию упомянутого нормативного правового акта.
При изложенных обстоятельствах решения судов подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО7 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12.07.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.