Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобы защитника ООО "РИТЭК" по доверенности Быковой И.А. на вступившие в законную силу постановления старшего государственного инспектора России в области охраны окружающей среды по Волгоградской области от 16 марта 2020 года, решения судьи Камышанского городского суда Волгоградской области от 1 июня 2020 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 5 августа 2020 года, вынесенные в отношении ООО "РИТЭК" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора России в области охраны окружающей среды по Волгоградской области от 16 марта 2020 года ООО "РИТЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Камышанского городского суда Волгоградской области от 1 июня 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Постановлением старшего государственного инспектора России в области охраны окружающей среды по Волгоградской области от 16 марта 2020 года ООО "РИТЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Камышанского городского суда Волгоградской области от 1 июня 2020 года постановление должностного лица изменено, размер административного наказания снижен до 200 000 рублей.
Определением судьи Волгоградского областного суда от 5 августа 2020 года дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ООО "РИТЭК", объединены в одно производство.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 5 августа 2020 года указанные процессуальные акты изменены, административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобах, поданных в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "РИТЭК" по доверенности Быкова И.А. выражает несогласие в вынесенными актами, полагая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дел об административных правонарушениях и доводы жалоб заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "РИТЭК" к административной ответственности) уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как следует из материалов дел, в период с 22 января 2020 года по 20 февраля 2020 года в ходе плановой выездной проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и промышленной безопасности Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами: N, площадью 3704, 00 кв. м (для размещения скважины N 21 Чухонастовская); N, площадью 3853, 00 кв. м (для размещения скважины N 34 Чухонастовская); N, площадью 3944, 00 кв. м (для размещения скважины N 12 Чухонастовская); N, площадью 5230, 00 кв. м (для размещения скважины N 13 Чухонастовская), загрязнены нефтепродуктами.
Так, в соответствии с заключениями по результатам проведённых исследований и измерений проб почвы по протоколам измерения проб почвы N222п, N223п, N224п, N225п от 14 февраля 2020 года филиалом ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Волгоградской области установлены превышения содержания нефтепродуктов в почве на производственной площадке скважин N 34, N 13, N 12, N 21.
Указанные земельные участки на основании договоров аренды земли от 5 мая 2010 года переданы администрацией Камышинского муниципального района Волгоградской области ООО "РИТЭК".
Таким образом, ООО "РИТЭК" допущена порча земель путем загрязнения нефтепродуктами, а также допущено невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
По факту выявленных нарушений заместителем Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора 20 февраля 2020 года составлен акт проверки и вынесены постановления о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дел на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Как установлено судьей областного суда и усматривается из материалов дел об административных правонарушениях, нарушения требований законодательства были допущены ООО "РИТЭК" в отношении единого родового объекта посягательства, в результате совершения единого, совершенного в форме действия, правонарушения. Рассмотрение возбужденных в отношении ООО "РИТЭК" дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственно одному органу - Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области.
При таких обстоятельствах судья областного суда правомерно пришел к выводу о том, что ООО "РИТЭК" подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
Указанные выводы соответствует фактическим обстоятельствам дел и положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дел, противоречат совокупности собранных доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "РИТЭК" объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что административным органом и судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения ООО "РИТЭК" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание ООО "РИТЭК" назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановления старшего государственного инспектора России в области охраны окружающей среды по Волгоградской области от 16 марта 2020 года N 2/004-2020-ВН и N 2/003-2020-ВН, решения судьи Камышанского городского суда Волгоградской области от 1 июня 2020 года N 12-68/2020 и N 12-69/2020, решение судьи Волгоградского областного суда от 5 августа 2020 года N 07р-828/2020, N 07р-829/2020, вынесенные в отношении ООО "РИТЭК" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.