Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1063/2020 (УИД 04RS0007-01-2020-000938-79) по иску Хорвата Александра Рафаэльевича к публичному акционерному обществу "Россети Сибирь" о взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации, по кассационной жалобе Хорвата Александра Рафаэльевича на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 15 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 10 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, пояснения представителя ПАО "Россети Сибирь" Рябкова М.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хорват Александр Рафаэльевич (далее по тексту - Хорват А.Р, истец) обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу "Россети Сибирь" (далее по тексту - ПАО "Россети Сибирь", ответчик), просил взыскать недополученную заработную плату за период с 1 января 2019 г. по 31 октября 2020 г. в размере 283238, 00 руб, а также проценты в размере 35226, 36 руб, всего 318464, 36 руб.
Требования мотивированы тем, что истец находится в трудовых отношениях с ответчиком в должности диспетчера оперативно-диспетчерской службы Центральных электросетей Центра управления сетями. В соответствии с пунктом 3.3 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации ему полагается выплата заработной платы исходя из установленного данным соглашением размера, а именно размер минимальной месячной тарифной ставки (далее по тексту - ММТС) должен быть установлен с 1 января 2019 г. в размере 8030 руб, с 1 июля 2019 г. в размере 8643 руб. В действительности ММТС составлял с 1 декабря 2018 г. - 7134 руб, с 1 декабря 2019 г. - 7419 руб. В связи с чем размер заработной платы должен быть выше существующего в периоды с 1 января 2019 г. до 31 июня 2019 г. на 12, 5%, с 1 июля 2019 г. по 30 ноября 2019 г. на 21, 1%, с 1 декабря 2019 г. и до настоящего времени на 16, 5%.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 15 декабря 2020 г. исковые требования Хорвата А.Р. к ПАО "Россети Сибирь" о взыскании недополученной заработной платы оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 10 марта 2021 г. указанное решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 15 декабря 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Хорват А.Р. просит отменить решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 15 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 10 марта 2021 г. как незаконные.
Относительно доводов кассационной жалобы ПАО "Россети Сибирь" представлены письменные возражения.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель ПАО "Россети Сибирь" Рябков М.В, действующий на основании доверенности от 28 декабря 2020 г, возражал против доводов кассационной жалобы, просил кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В силу части 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы гарантий, компенсаций и льгот работникам.
Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в коллективном договоре могут устанавливаться условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам, подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в коллективном договоре.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменения наименования ПАО "МРСК Сибири" на ПАО "Россети Сибирь".
ПАО "Россети Сибирь" является членом Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России".
21 декабря 2018 г. между Объединением работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России" и общественной организацией "Всероссийский Электропрофсоюз" заключено Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы (далее по тексту - ОТС), в том числе, по оплате труда работников ПАО "Россети Сибирь", включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера и т.д.
Пункт 3.3 Отраслевого тарифного соглашения определяет размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих в организациях, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем, и динамику ее изменения - в целях содействия повышению уровня реального содержания зарплаты работников электроэнергетики в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
В частности, отраслевым тарифным соглашением с 1 января 2019 г. установлен размер минимальной месячной тарифной ставки - 8030 рублей, с 1 июля 2019 г. - в размере 8643 рублей, если иное не установлено коллективными договорами.
Между тем, Отраслевое тарифное соглашение для тех работодателей, которые не могут единомоментно довести размер тарифной ставки первого разряда до уровня минимальной месячной тарифной ставки, предусматривает возможность установления минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в размере ниже ММТС при условии, если работодатель разработает и утвердит с участием полномочных представителей работников не позднее 30 июня 2019 г. Программу поэтапного доведения размера тарифной ставки до уровня минимальной месячной тарифной ставки в электроэнергетике (пункт 3.7 Отраслевого тарифного соглашения).
27 июня 2019 г. директор по управлению персоналом ПАО "МРСК-Сибири" направил в адрес председателя Совета представителей первичной профсоюзной организации ПАО "МРСК-Сибири" (далее по тексту - председатель СП ППО ПАО "МРСК-Сибири"), председателя Забайкальской краевой организации Общественного объединения - "Всероссийский электропрофсоюз (далее по тексту - председатель ЗабКО ВЭП) программу по поэтапному доведению размера тарифной ставки до уровня минимальной месячной тарифной ставки в электроэнергетике в ПАО "МРСК-Сибири" в период с 2019-2024 годов.
5 июля 2019 г. председатель СП ППО ПАО "МРСК-Сибири", председатель ЗабКО ВЭП в адрес Генерального директора ПАО "МРСК-Сибири" направила мнение единого представительного органа работников ПАО "МРСК-Сибири" - Совета представителей ППО "МРСК-Сибири" о том, что они не считают возможным выразить положительное мнение и согласовать данную редакцию проекта Программы.
5 июля 2019 г. директор по управлению персоналом ПАО "МРСК-Сибири" направил в адрес председателя СП ППО ПАО "МРСК-Сибири" - председателю ЗабКО ВЭП письмо, в котором было предложено провести 8 июля 2019 г. совещание в формате ВКС с целью урегулирования противоречий по пунктам программы.
По результатам проведенного 8 июля 2019 г. совещания сторон социального партнерства ПАО "МРСК-Сибири" и Совета представителей первичных профсоюзных организаций принято решение, в том числе, работодателю до 11 июля 2019 г. подготовить и направить в адрес СП ППО обоснования к этапам реализации программы до 2024 г. с предоставлением данных по размеру ММТС.
Следующее совещание сторон социального партнерства ПАО "МРСК-Сибири" и Совета представителей первичных профсоюзных организаций состоялось 12 июля 2019 г, на котором было принято решение, в том числе работодателю подготовить и направить в адрес СП ППО обоснования к этапам реализации Программы (вариант 2021) с предоставлением данных по размеру минимальной месячной тарифной ставки.
9 августа 2019 г. исполняющим обязанности заместителя Генерального директора ПАО "МРСК-Сибири" в адрес президента Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России" (Ассоциация "ЭРА России) направлено письмо о выдаче им рекомендаций по срокам реализации Программы.
8 октября 2019 г. первым вице-президентом Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России" (Ассоциация "ЭРА России) дано разъяснение о том, что формальных сроков, ограничивающих деятельность конкретной программы в конкретной организации, в ОТС не установлены.
29 октября 2019 г. состоялась встреча представителей территориальных профсоюзных организаций регионов ПАО "МРСК-Сибири", первичных профсоюзных организаций филиалов Общества под руководством заместителя Генерального директора - руководителя Аппарата ПАО "МРСК-Сибири", на которой обсуждались вопросы, в том числе, о поэтапном доведении размера тарифной ставки первого разряда до уровня минимальной месячной тарифной ставки в электроэнергетике в ПАО "МРСК-Сибири" (2 вопрос). По результатам встречи принято решение обеспечить утверждение программы поэтапного доведения размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике в ПАО "МРСК-Сибири" в период 2019 - 2024 г. в редакции работодателя.
31 декабря 2019 г. исполняющим обязанности заместителя Генерального директора ПАО "Россети Сибирь" издано распоряжение - ввести в действие с 30 июня 2019 г. программу поэтапного доведения тарифной ставки рабочего первого разряда ПАО "МРСК-Сибири" до уровня минимальной месячной тарифной ставки, установленного ОТС в электроэнергетике на 2019-2021 годы. При этом такое распоряжение принято по итогам встречи с представителями территориальных профсоюзных организаций филиалов Общества, имевшей место 29 октября 2019 г.
В соответствии с программой поэтапного доведению тарифной ставки рабочего первого разряда ПАО "МРСК-Сибири" до уровня ММТС в электроэнергетике в ПАО "МРКС-Сибири" установлен предварительный график изменения ТС (тарифная ставка) в два этапа: первый этап - 2019-2021 годы, второй этап - 2022-2024 годы, при этом с 1 декабря 2019 г. тарифная ставка составляет для всех филиалов, за исключением "Читаэнерго" - 7 419 рублей, с 1 июля 2019 г. - 7790 рублей, с 01 июля 2021 г. - 8257 рублей, с 1 июля 2022 г. - 8918 рублей, с 1 июля 2023 г. - 9649 рублей, с 1 июля 2024 г. - 10506 рублей.
29 ноября 2019 г. директором филиала ПАО "МРСК-Сибири" - Бурятэнерго" издан приказ N N в соответствии с которым с 1 декабря 2019 г. установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда по филиалу в размере 7419 рублей, с 1 декабря 2019 г. введено в действие новое штатное расписание филиала.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что пункт 3.7 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы позволяет работодателю установить минимальную месячную тарифную ставки рабочих первого разряда в размере ниже минимальной месячной тарифной ставки при условии, если работодатель разработает и утвердит с участием полномочных представителей работников программу поэтапного доведения размера тарифной ставки до уровня минимальной месячной тарифной ставки в электроэнергетике (пункт 3.7 Отраслевого тарифного соглашения).
Представленными в материалы доказательствами подтверждается то обстоятельство, что данный вопрос обсуждался 29 октября 2019 г. на встрече с уполномоченными представителями территориальных профсоюзных организаций, первичных профсоюзных организаций филиалов общества, по результатам которой принято решение обеспечить утверждение программы по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда до уровня минимальной месячной тарифной ставки в электроэнергетике в период 2019 -2024 годов в редакции работодателя в соответствии с приложением N N к протоколу, установлен срок - 31 декабря 2019 г.
Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что, то обстоятельство, что программа поэтапного доведения размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике в ПАО "МРСК-Сибири" в период 2019 - 2024 г. была введена в действие позже 30 июня 2019 г. не свидетельствует о нарушении прав истца при том, что для принятия такой программы руководство ПАО "МРСК-Сибири" с 27 июня 2019 г. до 31 декабря 2019 г. производили действия для согласования сроков и условий поэтапного введения в действие этой программы с представителями профсоюзных организаций.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает обоснованными выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что поскольку распоряжение исполняющего обязанности заместителя Генерального директора ПАО "Россети Сибирь" от 31 декабря 2019 г, приказ директора филиала ПАО "МРСК-Сибири" - Бурятэнерго" N N, до настоящего времени не отменены и не признаны недействительными, сама программа поэтапного доведения тарифной ставки рабочего первого разряда ПАО "МРСК-Сибири" до уровня ММТС, установленного ОТС в электроэнергетике в установленном порядке не оспорена, следовательно распоряжение исполняющего обязанности заместителя Генерального директора ПАО "Россети" от 31 декабря 2019 г. о введении в действие с 30 июня 2019 г. программы поэтапного доведения тарифной ставки рабочего первого разряда ПАО "МРСК-Сибири" до уровня ММТС, установленного ОТС в электроэнергетике, равно как и программа поэтапного доведения тарифной ставки рабочего первого разряда ПАО "МРСК-Сибири" до уровня ММТС, установленного ОТС в электроэнергетике, вытекающая из Отраслевого тарифного соглашения, которая предусматривает возможность установления минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда ниже ММТС, являются правовыми актами для оплаты труда работников ПАО "Россети Сибирь", а значит, начисление заработной платы истцу должно производиться работодателем с установленного срока исходя из правовых актов, которые регулируют оплату труда работников ПАО "Россети".
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, каждому доводу в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.
В связи с тем, что представленным доказательствам дана оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, по доводам жалобы по делу не допущено.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения, постановленных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 15 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 10 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Хорвата Александра Рафаэльевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.