Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шагаровой Т.В, судей Соловьева В.Н, Кравченко Н.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 04RS0008-01-2020-000481-39 по иску Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу в лице жилищно-коммунальной службы N10 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ о понуждении к совершению определенных действий, по кассационной жалобе Филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24 февраля 2021 г, заслушав доклад судьи Кравченко Н.Н, выслушав объяснения прокурора Восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Обращаясь в суд, истец просит возложить на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, учреждение) обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести обслуживание сетей наружного освещения, включая: замена кабеля на провод СИП-2 4x25, 6, 96 км.; замена светильников на светодиодные в количестве 53 шт.; замена деревянных опор на ж/б пасынках в количестве 5 шт. на территории военного городка N (войсковая часть N "адрес").
Исковое заявление мотивировано тем, что Военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена контрольная проверка исполнения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в том числе о противодействии терроризму. В ходе надзорных мероприятий установлено, что на территории указанного военного городка N расположены посты внутреннего караула по охране складов средств связи, на которых хранятся специализированная аппаратура различных номенклатур. В настоящее время, общее количество вышедших из строя светильников (ламп) наружного освещения в военном городке N составляет 50 %, а именно перегоревших ламп наружного освещения охраняемого периметра технической территории составляет 53 шт. При этом, на указанных объектах в течение длительного периода времени должностными лицами жилищно-коммунальной службой N ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу обязанности по обслуживанию сетей наружного освещения, включая осветительные приборы, не исполняются, замена вышедших из строя ламп освещения не производится. Кроме того, линии наружного освещения в/ч N (военного городка N), находятся в удовлетворительном состоянии. Выявленные нарушения, связанные с не обслуживанием сетей наружного освещения, включая осветительные приборы на территории военного городка N (войсковая часть N), в настоящее время создают прямые предпосылки к проникновению посторонних лиц и возникновению чрезвычайных ситуаций на территории военного объекта. Из вышеизложенного следует, что военный городок N не обеспечен наружным освещением, в связи с чем на указанном объекте необходимо выполнение ремонта, определенного ведомостями дефектов и актами осмотров. Непосредственное обслуживание сетей наружного освещения военного городка N осуществляется производственным участком 10/4 жилищно-коммунальной службы 10 филиала Учреждения по Восточному военному округу.
Определением суда от 13.08.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ.
Решением Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 21 сентября 2020 г, возложена обязанность на Министерство обороны Российской Федерации произвести ремонт наружных сетей освещения на территории военного городка N (войсковая часть N) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, включая замену кабеля на провод СИП-2 4х25, 6, 96 км; замену светильников на светодиодные в количестве 53 шт.; замену деревянных опор на ж/б пасынках в количестве 5 штук. В удовлетворении исковых требований к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Филиалу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу в лице жилищно-коммунальной службы N10 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24 февраля 2021 г. решение суда изменено, возложена обязанность на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ, жилищно-коммунальную службу N10 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ по Восточному военному округу в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт наружных сетей освещения на территории военного городка N (войсковая часть N), включая замену кабеля на провод СИП-2 4х25, 6, 96 км; замену светильников на светодиодные в количестве 53 шт.; замену деревянных опор на ж/б пасынках в количестве 5 штук.
В кассационной жалобе ФГБУ просит отменить апелляционное определение.
В письменных возражениях прокурор, участвующий в деле, просит апелляционное определение оставить без изменения, доводы кассационной жалобы отклонить.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, проверив законность апелляционного определения, правильность применения и толкования судом норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены апелляционного определения.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей, юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено, в связи с чем предусмотренных законом оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере и противодействию терроризму.
В ходе данной проверки выявлено, что посты внутреннего караула по охране складов средств связи, расположенные на территории военной части N, требуют капитального и текущего ремонта, а именно: замены деревянных опор на железно-бетонных пасынках в количестве 5 штук; замены светодиодных ламп (53 шт.); замены кабеля на провод СИГ1-2 (4x25 6, 96 км).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу положений ст.210 и ст.296 Гражданского кодекса РФ именно Министерство обороны РФ, как собственник указанного имущества обязано принять меры по его содержанию в надлежащем состоянии.
Суд апелляционной инстанции согласился с судом первой инстанции о необходимости надлежащего обслуживания сетей наружного освещения на территории военного городка N в целях противодействия проникновению посторонних лиц и возникновению чрезвычайных ситуаций на территории военного объекта, однако, не согласился с выводами суда первой инстанции в части установления лица, обязанного произвести требуемые работы.
При этом исходил из того, что в соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 N1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации.
Подпунктом 33 п.10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 N155 создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно- коммунального хозяйства.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 30.07.2018 N2025 в п.16, 21, 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности учреждения, а именно с включением в него мероприятий по выполнению учреждением работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование учреждению.
В целях технического обслуживания объектов электросетевого хозяйства между Министерством обороны РФ и АО "Оборонэнерго" 27.05.2015 заключался контракт, на основании которого обслуживание электросетевого хозяйства, в том числе сетей наружного освещения, включая осветительные приборы, военного городка N осуществлялось АО "Оборонэнерго" до 31.12.2017.
В соответствии с указаниями заместителя Министерства обороны РФ и руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ и актом приема передачи от 23.01.2018 в эксплуатационное содержание ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ передано электросетевое хозяйство, в том числе сети наружного освещения военного городка N (воинская часть N).
Согласно п.13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, основной целью деятельности учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для достижения указанных целей учреждение осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительств, что отражено в п.14 Устава.
На территории военного городка N (военная часть 59313-27) данная деятельность осуществляется производственным участком N жилищно-коммунальной службы N филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ по Восточному военному округу, на который возложено эксплуатационное содержание сети наружного освещения.
Министерство обороны РФ осуществляет полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации, в сфере жилищно-коммунального хозяйства через ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ.
В отсутствие доказательств, что обязательство по надлежащему эксплуатационному содержанию сети наружного освещения военного городка N не исполнялось ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, ответственность за его исполнение должна быть возложена именно на данное учреждение.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в апелляционном определении и являются обоснованными.
Доводы жалобы об ином лице, на которое должна быть возложена обязанность подлежат отклонению, поскольку противоречат представленным доказательствам и подразумевают несогласие ответчика с выводами суда об обстоятельствах, значимых для правильного разрешения дела, направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств, что в силу статьи 379.7 ГПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Поскольку судом апелляционной инстанции верно определены и с достаточной полнотой установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, судебное постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Шагарова
Судьи В.Н. Соловьев
Н.Н. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.