Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Брянцевой Н.В, Котченко Д.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Даниленко Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-28/2021 (УИД 08OS0000-01-2021-000032-05) по административному исковому заявлению Эрдниевой Валентины Владимировны к Избирательной комиссии Республики Калмыкия об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата, по апелляционной жалобе Эрдниевой Валентины Владимировны на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 13 августа 2021 г, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцевой Н.В, объяснения Эрдниевой В.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Избирательной комиссии Республики Калмыкия Шовуновой М.Н, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В, полагавших решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
11 августа 2021 г. постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия N, действующей в качестве окружной избирательной комиссии, отказано Эрдниевой В.В, выдвинутой в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу "Республика Калмыкия - Калмыцкий одномандатный избирательный округ N 15" на основании пункта 7 части 7 статьи 51, части 7 статьи 72 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных в поддержку выдвижения кандидата.
Эрдниева В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить указанное постановление, возложить на Избирательную комиссию Республики Калмыкия обязанность принять решение о регистрации ее кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации без предоставления достаточного количества подписей избирателей.
В обоснование требований административный истец сослалась на невозможность сбора необходимого количества подписей в поддержку кандидата, связанных с объективными причинами, которые по ее мнению заключаются в бездействии органов государственной власти по оказанию содействия в организации пунктов сбора подписей в общественных местах и не предоставлению для этого помещений в пригодном состоянии, сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и установленными в связи с этим ограничениями, а также погодными условиями в регионе, что в своей совокупности не позволило ей по независящим от нее причинам собрать необходимое для регистрации количество подписей.
Полагает, что постановление Избирательной комиссии Республики Калмыкия N от 11 августа 2021 г. нарушает ее конституционные права на участие в выборах, которые могут быть восстановлены путем принятия решения о регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации без необходимого количества подписей избирателей.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 13 августа 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Эрдниева В.В. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах административного искового заявления.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком Избирательной комиссией Республики Калмыкия, участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Административный истец Эрдниева В.В, участвовавшая в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель Избирательной комиссии Республики Калмыкия Шовунова М.Н, участвовавшая в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заслушав объяснения Эрдниевой В.В, представителя Избирательной комиссии Республики Калмыкия Шовуновой М.Н, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту Закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
В соответствии со статьей 34 указанного федерального закона самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1.2 статьи 37 названного Федерального закона предусмотрено, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 г. N 9/74-8 утвержден Порядок приема и проверки окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения случайной выборки подписных листов.
Пунктом 1.3 указанного Порядка определено, что подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны в количестве не менее трех процентов от указанного в Федеральном законе "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее трех тысяч подписей избирателей. (Приложение N 3 к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 г. N 9/74-8).
В избирательном округе "Республика Калмыкия - Калмыцкий одномандатный избирательный округ N 15" число избирателей, зарегистрированных в одномандатном избирательном округе, в соответствии с Федеральным законом "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" составляет 213 717 человек. Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата - 6 412 (строка 15 Приложения N 3 к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 г. N 9/74-8).
Пунктами 1-4 части 2 статьи 47 Федерального закона Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" установлено, что одним из условий регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, является представление: подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, пронумерованных и сброшюрованных в виде папок; протокола об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленного в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 настоящего Федерального закона; списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленного в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона; копии документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
Перечень оснований для отказа в регистрации списка кандидатов установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого решения).
Подпунктом "д" вышеуказанной нормы в качестве основания поименовано, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Пунктом 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке.
Таким образом, из системного анализа приведенных положений федеральных законов следует, что законодателем установлен ряд требований, в том числе по сбору подписей в количестве, необходимом для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, и представлению подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), соблюдение которых является обязательным условием для реализации гражданином пассивного избирательного права, при этом несоблюдение указанных требований влечет возникновение для кандидата негативных правовых последствий в виде отказа в его регистрации или отмены регистрации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 12 июля 2021 г. Эрдниева В.В. направила в Избирательную комиссию Республики Калмыкия уведомление о самовыдвижении кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Калмыцкому одномандатному избирательному округу N 15.
2 августа 2021 г. Эрдниева В.В. представила в указанную избирательную комиссию для регистрации в качестве кандидата в депутаты подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку ее самовыдвижения, в количестве 657 штук.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 11 августа 2021 г. N Эрдниевой В.В. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по Калмыцкому одномандатному избирательному округу N 15 на основании пункта 7 части 7 статьи 51 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" ввиду недостаточного количества подписей избирателей, собранных в поддержку ее выдвижения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что представленное административным истцом в избирательную комиссию количество подписей избирателей (657) в силу приведенных норм избирательного закона является недостаточным для ее регистрации (менее необходимых 6 412), в связи с чем пришел к выводу о законности постановления Избирательной комиссия Республики Калмыкия об отказе Эрдниевой В.В. в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Из материалов дела усматривается, что для регистрации кандидатом в депутаты необходимо 6 412 подписей избирателей, в то время как, количество достоверных подписей избирателей, представленных кандидатом Эрдниевой В.В, составляет 657, что недостаточно для регистрации кандидата.
Предоставление установленного количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения в депутаты Государственной Думы Российской Федерации является обязательным условием для регистрации кандидата, которое административным истцом не выполнено, в силу чего, суд первой инстанции правомерно признал доводы Эрдниевой В.В. о незаконности отказа в регистрации ее кандидатом ошибочными и не основанными на нормах избирательного законодательства.
Непредставление административным истцом в полном объеме документов, необходимых в соответствии с требованиями закона для регистрации кандидата, в силу приведенных положений норм федерального законодательства является безусловным основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в его регистрации.
Вопреки доводам административного истца вышеуказанные правовые нормы в силу их императивного характера не допускают регистрацию кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого в порядке самовыдвижения, без представления достаточного количества подписей избирателей и иных являющихся обязательными документами, необходимыми для регистрации кандидата.
При этом, избирательная комиссия не наделена полномочиями по изменению порядка и процедуры регистрации кандидатов, установленного законодателем. Иной подход свидетельствовал бы о нарушении равенства участников избирательных правоотношений.
Ссылка административного истца о наличии неблагоприятной эпидемиологической обстановки на территории Республики Калмыкия, связанной с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), которая по мнению апеллянта, препятствовала сбору подписей избирателей в поддержку ее кандидатуры, не освобождает Эрдниеву В.В. от исполнения обязанности по предоставлению документов, поскольку нормативные правовые акты в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия не содержат запрета административному истцу, находящемуся в равном положении с иными кандидатами, выдвинувшимися в порядке самовыдвижения, при соблюдении соответствующих мер санитарно-эпидемиологической безопасности осуществлять сбор подписей в поддержку своего выдвижения.
Судом апелляционной инстанции не усматривается также бездействия со стороны органов государственной власти и избирательной комиссии по оказанию Эрдниевой В.В. содействия в организации пунктов сбора подписей.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Эрдниева В.В. не отрицала факта предоставления ей помещения с целью сбора подписей в поддержку кандидата.
В данном случае своевременность сбора подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку ее самовыдвижения, зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у нее реальной возможности действий.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих реализации данного этапа избирательного права или исключающих реализацию ею права, административным истцом не представлено.
Обстоятельства, приведенные апеллянтом в качестве основания для отмены решения суда о дискриминации ее прав по сравнению с кандидатами, выдвинутыми политическим партиями по одномандатному округу, имеющими право без сбора подписей участвовать в выборах, не могут говорить о незаконности отказа Избирательной комиссии в регистрации кандидата и рассматриваться в качестве ограничения избирательных прав гражданина, поскольку в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24 декабря 2012 г. N 32-П, законодатель определилсоответствующий уровень предварительной электоральной поддержки кандидата, что исключает из избирательного процесса лиц, такой поддержкой не обладающих.
Суд первой инстанции принял во внимание, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в соответствии с установленной федеральным законом компетенцией и с соблюдением порядка его принятия, который административным истцом под сомнение не ставился.
Иные указанные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии, признав доводы Эрдниевой В.В. несостоятельными.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 13 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Эрдниевой Валентины Владимировны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.